Театрализованная деятельность дошкольников в домашних условиях

Дошкольный возраст – лучший период для того, чтобы заложить нравственные и эстетические основы в личностном развитии ребенка, научить его раскрепощению, уверенности в себе. Театрализованная деятельность – одна из самых близких и понятных детям, ведь театр – разновидность игрового времяпрепровождения. Вовлечь малыша в разыгрывание сюжета, исполнение любой роли несложно, если персонаж ему интересен. От процесса дети получают огромный эмоциональный подъем, а подобные игры с родителями еще больше сплачивают семью и формируют взаимопонимание. 

Виды театрализованной деятельности в дошкольном возрасте

Устроить домашний театр не только просто, но и увлекательно, особенно, если все этапы выполняются сообща.

Театр и дети

Под театрализованной деятельностью детей понимают обыгрывание различных сюжетов, причем формы и методы используются разные.

В зависимости от предпочтений малыша могут быть разыграны спектакли по известным сказкам, придуманы свои сюжеты или же использованы недавние события.

Дома легко реализуются три формы организации театрализованной деятельности:

  • При помощи картонных или деревянных фигурок;
  • С использованием марионеток;
  • С применением всей театральной атрибутики: костюмов, объемных декораций.

Родители с детьми могут прибегнуть к различным видам театрализованной деятельности. Самый простой вариант – создание театра на стенде. Для него понадобится магнитная доска или кусок жесткого материала, обтянутого фланелью. Фигурки и декорации изготавливаются из бумаги или других материалов. Сам процесс разыгрывания сюжета – это проговаривание монологов персонажей и перемещение их по доске согласно развитию истории.

Также можно устроить театр теней. Это особенно увлекательная форма за счет легкого привкуса таинственности и мистики. Черные силуэты на фоне белой простыни в освещении фонаря воздействует на эмоциональную составляющую: можно бесстрашно поучаствовать в том, что зрителю покажется жутким. Отличная замена фигуркам – живые тени, то есть кисти рук.

Театр на столе захватывает дошкольников уже на этапе процесса подготовки. Для декораций и создания персонажей можно использовать картон в сочетании с природными материалами. Отсутствие фотографического сходства с героем дополнительно стимулирует воображение малыша.

Для театральных игр можно использовать как готовых кукол, так и созданных самостоятельно. Важно привлекать ребенка к изготовлению атрибутики. Интересно, когда применяются бутылки, теннисные мячи, прочие подручные материалы.

marionetky

Театр с ширмой приближает малыша к статусу настоящего артиста, ведь подобное он мог видеть в кукольном театре. Для представления используются специальные куклы на трости или «перчатки».

Целое искусство — управление марионетками при помощи нитей.

Первые попытки всегда неудачны, но уже имеющийся игровой опыт детей побуждает их все же научиться контролировать неподатливых кукол.

Театр масок или платочных кукол активно вовлекает детей в процесс. Здесь задействованы не только руки и речь, но и пластика тела. Маски – это упрощенный вариант для театрализации, а платочные куклы пришиваются к одежде и становятся почти полноценным костюмом. Держа ее за руки, малыш полностью погружается в роль, проговаривая слова, выполняя движения героя собственным телом.

Костюмированные представления приурочиваются к домашним праздникам, однако, это станет отличным развлечением в хмурый осенний или морозный зимний вечер. Здесь дошкольнику есть, где развернуться: он полностью перевоплощается в своего персонажа, говоря его словами, используя жесты, мимику. Герои становятся образцами для подражания, что стимулирует лучшее понимание плохого и хорошего.

Театр как средство формирования связной речи дошкольников

Какой бы вид представления не был выбран, театральная деятельность активно способствует общему развитию речи умению высказываться четко и связно. Монологи и диалоги этюда прописаны заранее, поэтому в процессе заучивания и последующего произношения ребенок развивает сразу несколько навыков.

Озвучиваем персонажей

При длительном высказывании одного персонажа активизируется речь в форме монолога. Ребенок учится выразительно говорить, расставлять акценты, делать паузы в нужных местах.

Все это способствует навыку не просто излагать свою мысль, но делать это так, чтобы собеседнику было интересно слушать.

Диалогическая речь также получает условия для развития. Дошкольники часто ограничиваются короткими фразами, перескакивают с мысли на мысль, перебивают собеседника. Разыгрывая роль в театре, они обучаются выдерживать последовательность реплик, обогащать слова подходящими интонациями, держать темп, соответствующий ситуации.

Истинный актер никогда не стоит на сцене в статической позе, поэтому навык красиво и правильно говорить развивается одновременно с драматизацией и умением использовать жесты, выразительные движения, мимику.

Также художественно речевая деятельность дошкольников – отличный способ для увеличения словарного запаса и обогащения его синонимами. Если пьеса написана в стихах, то дополнительно ребенок учится чувствовать ритм стихотворных строк, красоту рифмованных фраз.

Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности

Театр – это искусство на стыке множества направлений. Именно постановки дают возможность для приобщения к творчеству в различных формах и обеспечивают эстетическое воспитание дошкольников.

Использование произведений или сказок для дошкольного возраста, написанных высокохудожественным слогом, побуждает дошкольника к самостоятельному сочинительству.

Музыкально театрализованная сказка помогает развить слух, чувство ритма, научиться петь. Использование танцевальных элементов развивает пластику и координацию, умение двигаться под музыку и передавать телом чувства, эмоции и даже историю.

Написание собственных историй для постановки дополнительно стимулирует воображение и творческий потенциал ребенка. Ему необходимо понять, как сыграть своего персонажа таким образом, чтобы он был живым и настоящим.

Развитие творческих способностей дошкольников происходит и в процессе подготовки инсценировок: в создании декораций, кукол, изготовлении атрибутов.

Творчество в изготовлении атрибутов

Творческая активность ребенка, связанная с рисованием, шитьем, моделированием может максимально раскрыться при создании атрибутики.

Подготовка декораций

В зависимости от выбранной формы театра могут понадобиться ширмы, куклы, костюмы и декорации.

К изготовлению следует привлекать дошкольника, предлагая ему высказывать собственные идеи. Нетривиальное решение для ширм – это склеенные и раскрашенные коробки, расшитые куски ткани, разборные блоки.

Изготовление кукол совместно с родителями – отличное развлечение, которое заключается в:

  • Раскрашивании картонных заготовок;
  • Соединении подручных материалов так, чтобы в образе просматривалось сходство с персонажем;
  • Помощи в изготовлении костюмов кукол;
  • Прикреплении дизайнерских элементов – бусин, пуговиц, бумажных деталей;
  • Обучении вязанию и азам вышивки.

Все эти навыки готовят детей к последующей самостоятельности в различных проявлениях творчества.

Как театрализованная деятельность развивает познавательные процессы детей

Познавательные процессы также развиваются в процессе театральной деятельности. Улучшается восприятие речи на слух за счет необходимости слушать реплики партнера и реагировать на них.

Заучивать обычные стишки и потом читать их вслух менее интересно, чем учить роль, поэтому театрализованные игры способствуют укреплению памяти. Возможность представления на сцене или в театре кукол становится дополнительной мотивацией для того, чтобы быстрее запомнить текст из сценария русских народных сказок или других пьес.

Куклы
Куклы для домашнего театра

Еще один полезный эффект от домашних представлений – развитие внимания произвольного характера. Многие родители сталкивались с неспособностью малышей долгое время заниматься одним делом или быть внимательным в нужный момент.

Разнообразие возможностей, которые предоставляет театр – отличный способ заинтересовать ребенка надолго и научить его сосредотачиваться на процессе необходимый период времени.

Для старших дошкольников полезны импровизированные этюды. От готовой пьесы они отличаются тем, что заранее выученные реплики отсутствуют. Необходимо быстро реагировать и придумывать продолжение на ходу. Наряду с фантазией, данные упражнения способствуют развитию мыслительной деятельности. Если в первые разы паузы будут значительными, то при регулярных занятиях мысль будет работать все быстрее, а ответы рождаться молниеносно.

Театрализованные игры и развитие коммуникативных способностей

Понятие коммуникативных способностей более всеобъемлюще, чем речевой навык. Человек, у которого хорошо развито это умение, способен в процессе общения заинтересовать собеседника, расположить его к себе, обеспечить взаимопонимание, легко начинать беседу.

Театр помогает и в этом вопросе. Любые театрализованные игровые занятия с детьми позволяют раскрепоститься, учат доброжелательности по отношению к партнерам по игре. Последний фактор особенно ценен, если в семье двое и больше детей, которым важно научиться взаимодействию без конфликтов.

Благодаря опыту представлений дошкольник начинает меньше стесняться, ощущает сплоченность с окружением, обучается проявлять инициативность и активность, обретает умение планировать свои действия. Все эти факторы в дальнейшем сказываются на уровне коммуникативных способностей, умении начать и поддержать диалог, добиться в процессе общения поставленных целей.

Ссылка на основную публикацию