Возможности игры в дошкольном возрасте для развития общения

Игра – основная среда для развития общения детей, эффективное средство формирования коммуникативных навыков. В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, решать спорные вопросы, договариваться, проявлять нравственные качества. Играя, дошкольники моделируют взаимоотношения людей, познают характерные особенности общения, приобретают социальный опыт.

Какие условия для общения предоставляет детям игра

В дошкольном возрасте игра является главной формой детской активности, ведущей деятельностью, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка. Подавляющее большинство игр рассчитано на партнерство, коллективные взаимодействия.

Дети играют

Хочет ребенок проявить себя в какой-либо роли – ему нужны партнеры; желает бегать-прыгать – нуждается в соучастниках активного действа.

Такая деятельность подразумевает взаимодействие, коммуникацию, общение как друг с другом, так и в коллективе детей.

Игра обладает совокупностью требований и характеристик, которые имеют прямое отношение к развитию общения.

  1. Необходимость устанавливать связи с другими детьми, что-то сообщать, о чем-то спрашивать.
  2. Умение и готовность действовать сообща.
  3. Возможности проявить инициативу и убедить сверстников, чтобы приняли в игру или согласились с предложением какого-либо правила и пр.
  4. Готовность подчиниться требованиям коллектива и изменить свое поведение.
  5. Необходимость считаться с мнением других.
  6. Умение найти свое место в игре и коммуницировать в ходе действий.
  7. Готовность проявлять внимание и эмоциональную поддержку сверстникам.
  8. Потребность контролировать свое поведение, высказывания, всплески эмоций.

Общение в жизни человека выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулирующую взаимоотношения и обеспечивающую эмоциональность отношений (аффективно-перцептивная). Если проанализировать вышеприведенный список, то становится очевидным, что для каждой из функций общения есть место развитию в игровой деятельности дошкольников.

Детская игра как среда для развития всех сторон общения

Рассмотрим, как условия игры открывают дошкольникам возможности формировать навыки коммуникации с точки зрения основных функций общения.

Развитие информационно-коммуникативной функции

Если в обычных беседах дети говорят, не особо слушая другого, то игровая ситуация значительно уменьшает подобный хаос. Складывается ситуативно-деловая форма общения.

Нужно ли договориться, в какую игру будут играть, распределить роли или обсудить правила – дошкольники стараются выслушать говорящего. В группе детей всегда находятся те, кто перебивают, не дослушав, выкрикивают свои предложения. Другие дети таких крикунов останавливают, просят помолчать, одергивают: «Дай послушать!».

Следуя сюжету, дошкольники стремятся выполнять роли так, чтобы передавать характер отношений, а не просто выполнять действия. Активно используется ролевая речь, адресуемая партнерам по игре. Часто развиваются диалоги между героями сюжета. Это отличная тренировка коммуникации.

В старшем дошкольном возрасте нередко содержанием игры становятся отношения между людьми и правила, регулирующие поведение и общение. К примеру, изображая занятие в школе, один из дошкольников выступает строгим учителем, делает замечания ученикам, строго следит за учебным регламентом.

Таким образом, благодаря включению в игру дети обмениваются информацией, узнают много нового, приобретают опыт эффективной коммуникации, имеют возможность высказаться самим и услышать других.

Формирование навыков взаимодействия

Освоение дошкольником мира отношений в значительной степени происходит за счет подражания другим. Важнейшая практическая задача для дошкольника – научиться действовать сообща, согласуя свои желания и действия с активностью сверстников.

Общение дошкольников в игре

Чем старше дошкольник, тем больше у него проявляется желание к совместной игре. Он даже может соглашаться на роли, мало ему интересные, ради того, чтобы включиться в коллективную деятельность.

Интересно, что далее срабатывают иные механизмы: выбирая партнера в рамках сюжета, дети не хотят случайного выбора, а предлагают совместно играть тому, с кем уже установились дружеские отношения или проявились общие интересы.

Как пример, девочка может согласиться быть не стюардессой (привлекательная роль), а пассажиром, но при этом пригласит и своего друга в «пассажиры». И только после этого гораздо задорнее включится в исполнение роли, которая изначально особого интереса не вызывала.

Сюжетно ролевая игра создает условия, чтобы у детей параллельно складывались ролевые и реальные отношения. В ролевых они тренируются «как надо», а в реальных ведут себя так, как им хочется.

Когда дети высказываются в соответствии с выбранной ролью, они отражают свои представления о стиле и характере взаимоотношений. Они ежедневно видят, как общаются их родители, как взаимодействуют другие взрослые, и подражают им в соответствии с игровым сюжетом.

Любопытно наблюдать, как дошкольник на минутку выходит из роли и начинает высказывать свои замечания, что кто-то ведет себя не так, или правила игры не соответствуют тому, как это бывает в жизни.

Развитие эмоциональной сферы и восприятия детьми друг друга

Ситуации, проигрываемые детьми, придуманы понарошку, а чувства, переживаемые в игре, – настоящие, реальные.

В игре ребенок может проявить себя так, как он не решится вести себя в повседневном общении со сверстниками. Особенно это касается робких детей. Взрослые, организовывающие или наблюдающие игры дошкольников, должны способствовать тому, чтобы несмелые ребятишки также оказывались в главных ролях. Это не только откроет потенциал ребенка, но и позволит другим детям увидеть сверстника с новой стороны.

В детских играх много экспрессии, смеха или бурных возмущений. Дошкольник учится управлять своим поведением и эмоциональностью, осваивает нравственные нормы взаимоотношений.

Дошкольники, играя, довольно часто ссорятся. Особенно на этапе распределения ролей, установления правил, развития сюжета. Причиной этих ссор являются различия в представлении действий и характера игры. Например, один ребенок считает, что их игровой «магазин» должен копировать супермаркет с самообслуживанием, а другой настаивает, чтобы «продавец» взвешивал, принимал «деньги» и пр.

Спорящим приходится идти на компромисс и договариваться. Иначе игра не состоится. Причем такие споры дошкольники решают сами, без обращения к взрослым. Так они учатся уступать, соглашаться с иным мнением, справляться с обидой и предпринимают первые попытки анализировать свое поведение и поступки других детей.

Игра как средство воспитания дошкольников

Воспитательные возможности игры тесно переплетаются с аффективно-перцептивной функцией общения. Они усиливаются там, где взрослые управляют содержанием, включают в игровой контекст определенные роли и правила.

Игра-состязание

Многие игры для дошкольников носят состязательный характер. В них появляются соревновательные отношения. Зарождается стремление к достижениям и желание обойти сверстников. В таких играх очень важно обсудить с детьми, что любой из них может оказаться как победителем, так и проигравшим. Что над проигравшими не нужно подшучивать, дразнить.

Для проигравшего это также важный опыт — он переживает свои неудачи и вырабатывает устойчивость к стрессу.

В дошкольном возрасте у детей проявляется потребность в справедливости. Для разделения ролей они часто используют считалки. И все понимают – раз досталась определенная роль случайным образом по жребию, значит, нужно с этим согласиться.

Например, мальчишке хочется присоединиться к компании «гонщиков», а ему по сюжету предписано быть инспектором дорожного движения. И мальчик сдерживает себя, напускает строгий вид и указывает «жезлом». В ролевом поведении он ориентируется на некий эталон, который уже сложился в его восприятии, и старается ему соответствовать.

Игра способствует развитию произвольности и формированию волевых качеств. Благодаря ролевым играм происходит перестройка поведения ребенка: усмиряется импульсивность, появляется ответственность за выполнение тех обязательств, которые очерчены ролью. Даже минимальное умение контролировать свои эмоции и действия оказывает положительное воздействие на общение детей.

Пока дети играют, у них складываются дружеские привязанности, которые потом переносятся и в повседневные отношения. Нередко ребенок временно оставляет свои ролевые обязанности, чтобы проявить внимание другу по игре, если тот ушибся или оказался в неловкой ситуации.

Совершенно справедливо игра определена ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Кроме выполнения познавательных функций она вносит свою лепту в нравственное воспитание дошкольников. Играя, дети постигают социально-нравственные нормы, вырабатывают навыки взаимодействия, учатся управлять своим состоянием и эмоциями – нарабатывают первичный коммуникативный опыт, который с каждым годом будет обогащаться и развиваться.

Ссылка на основную публикацию