Содержание
Загадки – не только развлечение, которым можно занять детей в минуты ожидания или для создания игровой атмосферы на детских мероприятиях. Поиск ответа на загадку заставляет ребенка, ровно как и взрослого человека, вспоминать, анализировать, уделять внимание деталям, выстраивать логические цепочки в мышлении и рассуждениях. Пытливый детский ум с интересом включается в отгадывание загадок, задача взрослых – находить подходящий материал и чаще практиковать столь простое и полезное занятие.
Загадки для детей 4–5 лет
Без преувеличения, загадки эффективно развивают мыслительные операции, память, воображение и другие познавательные процессы ребенка.
Но малыши до 5 лет располагают слишком малой базой знаний, которая необходима при поиске ответа. Это непременно нужно учитывать и подбирать для младших дошкольников только те загадки, на которые им посильно найти ответ. Иначе у ребенка не только не сформируется интерес к этому занятию, а, наоборот, возникнет отторжение. И еще взрослые должны соотносить, рассказывали ли они ребенку ранее о том, что зашифровано в загадке.
Предлагаем три десятка загадок, доступных детям до пяти лет:
- В воде купался, сухим остался. (Гусь)
- В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живет в тепле? (Белка)
- Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)
- Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
- Рук нет, а строить умеет. (Птица)
- Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед. А зимой сосет он лапу. (Медведь)
- Шубку он зимой меняет и морковку обожает. Быстро скачет по лужайке маленький трусливый… (Зайка)
- Рыжая плутовка хитрая и ловкая. В сарай попала – кур пересчитала. (Лиса)
- Бегает по тропинке, носит иголки на спинке. (Ежик)
- Не дровосек, не плотник. Стучит в лесу работник. (Дятел)
- Хвостом виляет. Зубастая, а не лает. (Щука)
- Он пушистый и усатый; мягкий, ласковый, хвостатый. С нами в доме он живет, любит помурлыкать… (Кот)
- Гребешок аленький, кафтанчик рябенький. Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух)
- Сами домик себе вьют и заливисто поют. Могут в небо быстро взвиться. Кто же это? Это… (Птицы)
- Весной вырастают, а осенью опадают. (Листья)
- Стоит Антошка на одной ножке. Сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)
- Есть и корешок, есть и шляпка, но не гриб. (Зонт)
- Он тяжелый и пузатый, толстокожий, полосатый. Сладкий, словно мед, на вкус. А зовут его… (Арбуз)
- Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, в тропиках растет… (Банан)
- Сделан он из молока, но тверды его бока. В нем так много разных дыр. Догадались? Это… (Сыр)
- Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
- Ног нет, а ходят, рта нет, а скажут. Когда есть, когда встать, когда работу начинать. (Часы)
- Летом папа нам привез в белом ящике мороз. А теперь мороз седой у нас летом и зимой бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
- Странная звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
- Белый пух лег на дороги, на ступеньки и пороги. Знает каждый человек, этот пух зовется… (Снег)
- Когда зимой мороз и стужа, покрыты им и пруд, и лужа. (Лед)
- Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
- Гладко, душисто. Моет чисто-чисто! Из рук ускользает. Что это? Кто знает? (Мыло)
- На носу сидим, на всех глядим, за уши держимся. (Очки)
- Железные избушки держаться друг за дружку. Первая с трубой тянет всех за собой. (Поезд)
Загадки для дошкольников 5 – 7 лет
К старшему дошкольному возрасту дети накапливают довольно большой словарный запас, они знакомы со многими понятиями и явлениями. Осведомленность дошкольников значительно возрастает. Это помогает им гибче мыслить, сопоставлять характеристики и факты, извлекать из своих лексических запасов подходящие определения и находить ответы.
Загадки о животном мире
- По деревьям и ветвям бегает, резвится. Шустрая и юркая, однако же, не птица. (Белка)
- Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом. У него огромный нос, будто нос лет двести рос. (Носорог)
- Ходит важно, очень чинно. Хвост, как веер, на траве. Будто в сад пришел с картинки. И султан на голове. (Павлин)
- У меня ходули – не страшит болото. Лягушат найду ли – вот моя забота. (Цапля)
- По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)
- Мала, а никому не мила. (Мышь)
- Скачет зверушка – не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
- Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)
- Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)
- Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели? Голосистей и нежней. Кто же это? (Соловей)
О растениях
- В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь)
- Ежик странный у Егорки на окне сидит в ведерке. День и ночь он дремлет, спрятав ножки в землю. (Кактус)
- Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня! (Крапива)
- Видел я такой цветок, золотистый ободок. Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик)
- Желтый глаз из-под земли дарят первыми они. Как их правильно назвать, если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
- Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)
- В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи. (Подсолнух)
- Весною зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы. (Рябина)
- Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
- Белые звоночки у меня в садочке. На зеленом стебельке прячутся в тенечке. (Ландыш)
О природных явлениях
- Выгнулся над полем небывалый мост. Но нельзя по мостику добежать до звезд. (Радуга)
- Капли влаги на листочках, на траве и на цветочках. Это что за чудеса? На траве блестит… (Роса)
- Без крыльев, а летят. Без ног, а бегут. Без вёсел, а плывут. (Облака)
- Нашумела, отгремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза)
- Пришла без красок и без кисти. И перекрасила все листья! (Осень)
- Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост – как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)
- Сад в июле припорошен белым крошевом горошин. Все горошки изо льда. Кто забросил их сюда? (Град)
- Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает. Без зубов, а кусает. (Огонь)
- Молоком окутал все вокруг, облаков он близкий друг. (Туман)
- Я плююсь огнем и лавой. Я – опасный великан. Славен я недоброй славой. Как зовут меня? (Вулкан)
О частях тела человека
- Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
- Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит – то заходит, то выходит. (Нос)
- Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
- Я – хозяйка голове, хоть сидит она на мне. Ей команды подаю. Волю выполнит мою. (Шея)
- Не часы, а тикает. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
- Пять братьев годами равные, а ростом разные. (Пальцы)
- У двух матерей по пяти сыновей. Все в одно имя. (Руки и пальцы)
- Всю жизнь ходят в обгонку, но обогнать друг друга не могут. (Ноги)
- Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)
- Что за белый частокол охраняет вход во двор? Перекрошит всех гостей. Рот на страже. Что за зверь? (Зубы)
Интересные загадки о разном для детей 6–7 лет
Вырос в поле колоском, на столе лежу куском. (Хлеб)
∗ ∗ ∗
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
∗ ∗ ∗
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
∗ ∗ ∗
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь)
∗ ∗ ∗
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
∗ ∗ ∗
Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там дорожку кладет. (Карандаш)
∗ ∗ ∗
Бел, как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
∗ ∗ ∗
Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит. Снег как белая кайма. Кто хозяйничал? (Зима)
∗ ∗ ∗
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
∗ ∗ ∗
Он охотно пыль вдыхает. Не болеет, не чихает. (Пылесос)
∗ ∗ ∗
На столе стеклянный дом. В нем живет усатый сом, золотые рыбки и скользкие улитки. (Аквариум)
∗ ∗ ∗
На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке, все щебечут песенки. (Ноты)
∗ ∗ ∗
Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед)
∗ ∗ ∗
Над рекою я лежу, оба берега держу. (Мост)
∗ ∗ ∗
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Старший брат не согласился и отдельно поселился. (Варежки)
Тематические подборки загадок представлены в других статьях сайта: