Содержание
Примерно с 4–5 лет дети начинают интересоваться профессиональной занятостью своих родителей. Они постоянно слышат от взрослых разговоры о работе, и вполне естественно, что это пробуждает интерес к пока непонятному для ребенка, но такому важному для взрослых, явлению «работа». Ребенок начинает расспрашивать родителей, старается узнать подробности, просит взять с собой. Малыши пытаются копировать действия взрослых, включаясь в сюжетно-ролевые игры, имитирующие рабочие ситуации. Рассказывать детям о профессиях в дошкольном возрасте – это значит, расширять кругозор ребенка, раскрывать новые стороны многогранного окружающего мира.
Зачем нужны беседы о профессиях с детьми дошкольного возраста
Приводя малыша в детский сад, мама и папа уходят на работу, а возвращаясь, забирают его домой. Собираясь в кругу семьи, дяди и тети, бабушки и дедушки очень много времени уделяют этой теме. Если и мама, и папа работают в одной сфере, то тема общей профессиональной деятельности становится приоритетной и дома. Отгораживать детей от важной жизненной темы, по крайней мере, противоестественно.
Верным подходом является доступное просвещение ребенка о мире профессий, о конкретных условиях и действиях, которые выполняет тот или иной специалист на своем рабочем месте.
Впоследствии от дошкольника можно услышать: «Когда я вырасту, буду полицейским, как папа. Буду ловить преступников», или «Хочу, как папа, строить большие дома», или «Я буду модель. Они красивые, и у них всегда нарядные платья».
Формирование представлений о профессиях у дошкольников происходит благодаря как диалогу между взрослым и ребенком, так и наблюдениям в реальной жизни. Дети любознательны и наблюдательны. Они обращают внимание на действия взрослых в различных сферах социума: как принимает врач, как кондуктор проверяет билеты в транспорте, как поднимается стрела крана при строительстве дома… И малыши желают знать больше обо всем, что они видят.
На любую заинтересованность подобного рода взрослые обязаны откликнуться. И это не только ответы на вопросы ребенка. На примерах необходимо дать представление о важности любого труда и взаимосвязи трудовой деятельности разных людей. Например, дома строит строитель. В них живут учителя, которые учат детей; дворники, которые следят за чистотой двора; врачи, лечащие людей; машинист, который будет вести поезд, на котором строитель и врач поедут в отпуск.
Благодаря таким беседам у детей воспитывается интерес к труду взрослых. Рассказы желательно сопровождать картинками. Беседуя о трудовой сфере, дошкольники узнают много новых слов, пополняют свой словарный запас.
Таким образом, цель бесед с детьми о профессиях охватывает широкий спектр задач:
- дать конкретные представления о рабочем месте и функциях специалиста;
- пробуждать и поддерживать интерес к профессиональной сфере;
- воспитывать уважение к трудовой деятельности человека;
- обогатить лексический запас;
- расширить знания об окружающем мире.
Следует учитывать, чтобы информация о профессиональном мире была доступна возрасту ребенка.
Что интересно детям о профессиях
Рассказывать детям о мире профессий можно при любом удобном случае, а также целенаправленно заинтересовывая любопытными фактами или подсказывая тематику игры. Дошкольникам интересно знать, в чем заключается труд людей разных специальностей, какие действия и обязанности выполняет взрослый на своем рабочем месте.
Особое внимание привлекает форма, атрибутика, оборудование рабочего места. Возникает желание подражать. Дети начинают использовать свои знания в игровой деятельности. В приоритете «Магазин», «Гараж», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Полиция». Это те профессии, с которыми дети сталкиваются чаще всего в повседневной жизни.
Также дошкольники с интересом впитывают информацию о малознакомых специальностях: астроном, художник, космонавт, лаборант, архитектор и другие. Информация о подобных профессиях детям очень интересна, но воспринимается сложнее, поскольку деятельность таких специалистов не находится на виду.
Как в семье могут знакомить ребенка с миром профессий
Начинать знакомство с трудом взрослых необходимо с рассказов о профессиях родителей. Малышу интересно знать не только, кем работают мама и папа, но и в чем заключается их труд, а также для чего трудятся родители (помимо узкого назначения «обеспечить семью»).
Пример, как можно просвещать ребенка: «Папа – фермер. Он выращивает овощи, чтобы люди, у которых их нет, могли купить и приготовить вкусный борщ». Можно взять ребенка на работу, где он увидит особенности работы родителей.
Знакомить надо не только с трудовой деятельностью близких людей. Необходимо расширять кругозор ребенка. О профессиях можно рассказать, находясь в банке, проходя мимо строящегося дома, делая покупки в магазине, заправляя автомобиль, посещая кафе. Кругом трудятся люди, и каждый их них выполняет свою работу.
Можно предложить понаблюдать за работой продавца, полицейского, садовника, строителя и предложить ребенку самостоятельно определить, в чем заключается их труд. Если дошкольник затрудняется, уместно задать наводящие вопросы и обобщить рассказом.
Для знакомства с профессиональной средой можно использовать пословицы и загадки. Например, загадка: «На витрине все продукты, овощи, орехи, фрукты, помидор и огурец предлагает…(продавец)».
Детям о профессиях в детском саду
Дошкольник способен усваивать информацию о профессиях в соответствии со следующими пунктами:
- название;
- место работы;
- форменная одежда;
- атрибуты труда, действия;
- результат профессиональных действий;
- польза для социума.
Именно на эти пункты ориентируются педагоги, когда знакомят дошкольников с профессиями в детском саду. Большое внимание в ДОУ уделяют воспитанию у детей уважения к труду. Детям объясняют важность любой трудовой деятельности, привлекают к посильной помощи.
Развивающая среда группы нацелена на пробуждение интереса к профессиональной сфере. В группах есть атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж», «Поликлиника». Музыкальный уголок (или центр) способствует интересу к профессии музыканта, а театральный – к деятельности актера. В развивающих центрах есть тематические настольно-печатные игры, альбомы, книги о разных профессиях.
Формы подачи информации дошкольникам
Просвещение детей в детском саду о мире профессий организовано так, чтобы охватывать сразу всех детей группы. Педагоги используют различные формы обучения дошкольников:
- тематические беседы;
- специальные занятия;
- рассматривание иллюстраций;
- использование художественного слова: чтение литературы, пословиц, загадок;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- экскурсии на кухню, в прачечную, библиотеку;
- наблюдение за трудом отдельного работника: например, дворника или повара;
- виртуальные экскурсии в аэропорт, музей, на почту и пр.;
- просмотр видеороликов о трудовой деятельности взрослых;
- тематические досуги с участием людей разных профессий (например, занятие по ПДД с привлечением сотрудника ДПС).
Очень важно, чтобы форма подачи информации, объем материала и содержание соответствовали возрасту детей.
Тема профессий для дошкольников средней группы
У детей средней группы вызывают интерес профессии, с которыми они встречаются каждый день. Например, воспитатель, парикмахер, продавец, врач, водитель, строитель, повар, полицейский, медицинская сестра.
Как правило, у 5-летних дошкольников уже есть представления о работе этих специалистов. Но система знаний (как перечислено выше) еще не сформировалась. Детям подробно рассказывают о каждой профессии и о результатах деятельности, о пользе труда специалистов и работников, за которыми они наблюдают повсеместно. Закрепление знаний происходит в сюжетно-ролевых играх.
Детям старшей и подготовительной группы о профессиях
Дети взрослеют. Расширяются рамки окружающего мира. Интерес становится более широким. Дошкольники с увлечением знакомятся с новыми для них профессиями: флорист, пилот, стюардесса, учитель, фермер, стоматолог, машинист, фармацевт, дизайнер, лаборант, археолог, бухгалтер.

В этом возрасте детей активно приобщают к творческой деятельности. Самое время детально рассказывать о творческих профессиях. Детям очень интересно узнать об особенностях деятельности артиста, художника, певца, актера-кукольника.
Ребят учат не только видеть результат их деятельности, но и предшествующий труд. Например, в подготовительной группе, познакомив дошкольников с профессией актера-кукольника, воспитатель предлагает попробовать себя в этой роли. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, насколько трудно держать куклу и говорить за нее.
Игры соответствующей тематики для дошкольников
Игры о профессиях для дошкольников помогают закрепить полученные знания. Предлагаем небольшую подборку игр, где центральной нитью проходит профессиональная тема.
- «Отгадай профессию». Ведущий подробно рассказывает о профессии. Участники должны догадаться по описанию.
- «Чей инструмент». Педагог показывает картинку с изображением инструментов. Дети должны догадаться, человек какой специальности их использует. Например, доска, мел, указка, книга (учитель).
- «Все профессии важны». Ведущий задает вопрос о профессии, дети должны выбрать среди картинок и показать подходящую. Например, «Кто возит людей на автобусе?» или «Кто ухаживает за цветами в саду?».
- «Таксисты» (подвижная игра) Дети находятся на точках, обозначенных определенными объектами: «Парк», «Торговый комплекс», «Театр», «Фитнес- клуб» и т.д. Они вызывают такси. Таксист (ребенок с обручем, держит его на уровне пояса) подъезжает, забирает пассажира и везет его до необходимой точки. Через некоторое время дети меняются ролями.
- «Мир профессий». На картинках люди разных профессий. Необходимо найти им в пару картинку с их местом работы. Например, учитель – школа, водитель – машина.
- «Меткие снайперы». Дети строятся в шеренгу. Командир дает команду попасть в цель. Дошкольники по одному берут мешочек с песком и бросают в корзину или обруч.
- «Назови профессию по букве» (для детей подготовительной группы). Ведущий называет или показывает любую букву алфавита. Дети должны назвать профессию на заданную букву. Выигрывает тот, кто назовет последним. Например, буква «Д» – дворник, доярка, дизайнер, диск-жокей, дирижер…Букву меняют. Игра продолжается.
- «Чей труд?». Ведущий показывает картинку с результатом труда, а дети определяют, кто выполнил эту работу. Например, «картина – художник», «букет цветов – флорист», «овощи – фермер».