Помогаем детям постигать мир профессий

Примерно с 4–5 лет дети начинают интересоваться профессиональной занятостью своих родителей. Они постоянно слышат от взрослых разговоры о работе, и вполне естественно, что это пробуждает интерес к пока непонятному для ребенка, но такому важному для взрослых, явлению «работа». Ребенок начинает расспрашивать родителей, старается узнать подробности, просит взять с собой. Малыши пытаются копировать действия взрослых, включаясь в сюжетно-ролевые игры, имитирующие рабочие ситуации. Рассказывать детям о профессиях в дошкольном возрасте – это значит, расширять кругозор ребенка, раскрывать новые стороны многогранного окружающего мира.

Зачем нужны беседы о профессиях с детьми дошкольного возраста

Приводя малыша в детский сад, мама и папа уходят на работу, а возвращаясь, забирают его домой. Собираясь в кругу семьи, дяди и тети, бабушки и дедушки очень много времени уделяют этой теме. Если и мама, и папа работают в одной сфере, то тема общей профессиональной деятельности становится приоритетной и дома. Отгораживать детей от важной жизненной темы, по крайней мере, противоестественно.

Интерес к профессиональному труду

Верным подходом является доступное просвещение ребенка о мире профессий, о конкретных условиях и действиях, которые выполняет тот или иной специалист на своем рабочем месте.

Впоследствии от дошкольника можно услышать: «Когда я вырасту, буду полицейским, как папа. Буду ловить преступников», или «Хочу, как папа, строить большие дома», или «Я буду модель. Они красивые, и у них всегда нарядные платья».

Формирование представлений о профессиях у дошкольников происходит благодаря как диалогу между взрослым и ребенком, так и наблюдениям в реальной жизни. Дети любознательны и наблюдательны. Они обращают внимание на действия взрослых в различных сферах социума: как принимает врач, как кондуктор проверяет билеты в транспорте, как поднимается стрела крана при строительстве дома…  И малыши желают знать больше обо всем, что они видят.

На любую заинтересованность подобного рода взрослые обязаны откликнуться. И это не только ответы на вопросы ребенка. На примерах необходимо дать представление о важности любого труда и взаимосвязи трудовой деятельности разных людей. Например, дома строит строитель. В них живут учителя, которые учат детей; дворники, которые следят за чистотой двора; врачи, лечащие людей; машинист, который будет вести поезд, на котором строитель и врач поедут в отпуск.

Благодаря таким беседам у детей воспитывается интерес к труду взрослых. Рассказы желательно сопровождать картинками. Беседуя о трудовой сфере, дошкольники узнают много новых слов, пополняют свой словарный запас.

Таким образом, цель бесед с детьми о профессиях охватывает широкий спектр задач:

  • дать конкретные представления о рабочем месте и функциях специалиста;
  • пробуждать и поддерживать интерес к профессиональной сфере;
  • воспитывать уважение к трудовой деятельности человека;
  • обогатить лексический запас;
  • расширить знания об окружающем мире.

Следует учитывать, чтобы информация о профессиональном мире была доступна возрасту ребенка.

Что интересно детям о профессиях

Рассказывать детям о мире профессий можно при любом удобном случае, а также целенаправленно заинтересовывая любопытными фактами или подсказывая тематику игры. Дошкольникам интересно знать, в чем заключается труд людей разных специальностей, какие действия и обязанности выполняет взрослый на своем рабочем месте.

Особое внимание привлекает форма, атрибутика, оборудование рабочего места. Возникает желание подражать. Дети начинают использовать свои знания в игровой деятельности. В приоритете «Магазин», «Гараж», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Полиция». Это те профессии, с которыми дети сталкиваются чаще всего в повседневной жизни.

Также дошкольники с интересом впитывают информацию о малознакомых специальностях: астроном, художник, космонавт, лаборант, архитектор и другие. Информация о подобных профессиях детям очень интересна, но воспринимается сложнее, поскольку деятельность таких специалистов не находится на виду.

Как в семье могут знакомить ребенка с миром профессий

Начинать знакомство с трудом взрослых необходимо с рассказов о профессиях родителей. Малышу интересно знать не только, кем работают мама и папа, но и в чем заключается их труд, а также для чего трудятся родители (помимо узкого назначения «обеспечить семью»).

Пример, как можно просвещать ребенка: «Папа – фермер. Он выращивает овощи, чтобы люди, у которых их нет, могли купить и приготовить вкусный борщ». Можно взять ребенка на работу, где он увидит особенности работы родителей.

Знакомить надо не только с трудовой деятельностью близких людей. Необходимо расширять кругозор ребенка. О профессиях можно рассказать, находясь в банке, проходя мимо строящегося дома, делая покупки в магазине, заправляя автомобиль, посещая кафе. Кругом трудятся люди, и каждый их них выполняет свою работу.

Можно предложить понаблюдать за работой продавца, полицейского, садовника, строителя и предложить ребенку самостоятельно определить, в чем заключается их труд. Если дошкольник затрудняется, уместно задать наводящие вопросы и обобщить рассказом.

Для знакомства с профессиональной средой можно использовать пословицы и загадки. Например, загадка: «На витрине все продукты, овощи, орехи, фрукты, помидор и огурец предлагает…(продавец)».

Детям о профессиях в детском саду

Дошкольник способен усваивать информацию о профессиях в соответствии со следующими пунктами:

  • название;
  • место работы;
  • форменная одежда;
  • атрибуты труда, действия;
  • результат профессиональных действий;
  • польза для социума.

Именно на эти пункты ориентируются педагоги, когда знакомят дошкольников с профессиями в детском саду. Большое внимание в ДОУ уделяют воспитанию у детей уважения к труду. Детям объясняют важность любой трудовой деятельности, привлекают к посильной помощи.

Развивающая среда группы нацелена на пробуждение интереса к профессиональной сфере. В группах есть атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Парикмахерская», «Гараж», «Поликлиника». Музыкальный уголок (или центр) способствует интересу к профессии музыканта, а театральный – к деятельности актера. В развивающих центрах есть тематические настольно-печатные игры, альбомы, книги о разных профессиях.

Формы подачи информации дошкольникам

Просвещение детей в детском саду о мире профессий организовано так, чтобы охватывать сразу всех детей группы. Педагоги используют различные формы обучения дошкольников:

  • тематические беседы;
  • специальные занятия;
  • рассматривание иллюстраций;
  • использование художественного слова: чтение литературы, пословиц, загадок;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • экскурсии на кухню, в прачечную, библиотеку;
  • наблюдение за трудом отдельного работника: например, дворника или повара;
  • виртуальные экскурсии в аэропорт, музей, на почту и пр.;
  • просмотр видеороликов о трудовой деятельности взрослых;
  • тематические досуги с участием людей разных профессий (например, занятие по ПДД с привлечением сотрудника ДПС).

Очень важно, чтобы форма подачи информации, объем материала и содержание соответствовали возрасту детей.

Тема профессий для дошкольников средней группы

У детей средней группы вызывают интерес профессии, с которыми они встречаются каждый день. Например, воспитатель, парикмахер, продавец, врач, водитель, строитель, повар, полицейский, медицинская сестра.

Как правило, у 5-летних дошкольников уже есть представления о работе этих специалистов. Но система знаний (как перечислено выше) еще не сформировалась. Детям подробно рассказывают о каждой профессии и о результатах деятельности, о пользе труда специалистов и работников, за которыми они наблюдают повсеместно. Закрепление знаний происходит в сюжетно-ролевых играх.

Детям старшей и подготовительной группы о профессиях

Дети взрослеют. Расширяются рамки окружающего мира. Интерес становится более широким. Дошкольники с увлечением знакомятся с новыми для них профессиями: флорист, пилот, стюардесса, учитель, фермер, стоматолог, машинист, фармацевт, дизайнер, лаборант, археолог, бухгалтер.

Интерес к творческим профессиям

В этом возрасте детей активно приобщают к творческой деятельности. Самое время детально рассказывать о творческих профессиях. Детям очень интересно узнать об особенностях деятельности артиста, художника, певца, актера-кукольника.

Ребят учат не только видеть результат их деятельности, но и предшествующий труд. Например, в подготовительной группе, познакомив дошкольников с профессией актера-кукольника, воспитатель предлагает попробовать себя в этой роли. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, насколько трудно держать куклу и говорить за нее.

Игры соответствующей тематики для дошкольников

Игры о профессиях для дошкольников помогают закрепить полученные знания. Предлагаем небольшую подборку игр, где центральной нитью проходит профессиональная тема.

  1. «Отгадай профессию». Ведущий подробно рассказывает о профессии. Участники должны догадаться по описанию.
  2. «Чей инструмент». Педагог показывает картинку с изображением инструментов. Дети должны догадаться, человек какой специальности их использует. Например, доска, мел, указка, книга (учитель).
  3. «Все профессии важны». Ведущий задает вопрос о профессии, дети должны выбрать среди картинок и показать подходящую. Например, «Кто возит людей на автобусе?» или «Кто ухаживает за цветами в саду?».
  4. «Таксисты» (подвижная игра) Дети находятся на точках, обозначенных определенными объектами: «Парк», «Торговый комплекс», «Театр», «Фитнес- клуб» и т.д. Они вызывают такси. Таксист (ребенок с обручем, держит его на уровне пояса) подъезжает, забирает пассажира и везет его до необходимой точки. Через некоторое время дети меняются ролями.
  5. «Мир профессий». На картинках люди разных профессий. Необходимо найти им в пару картинку с их местом работы. Например, учитель – школа, водитель – машина.
  6. «Меткие снайперы». Дети строятся в шеренгу. Командир дает команду попасть в цель. Дошкольники по одному берут мешочек с песком и бросают в корзину или обруч.
  7. «Назови профессию по букве» (для детей подготовительной группы). Ведущий называет или показывает любую букву алфавита. Дети должны назвать профессию на заданную букву. Выигрывает тот, кто назовет последним. Например, буква «Д» – дворник, доярка, дизайнер, диск-жокей, дирижер…Букву меняют. Игра продолжается.
  8. «Чей труд?». Ведущий показывает картинку с результатом труда, а дети определяют, кто выполнил эту работу. Например, «картина – художник», «букет цветов – флорист», «овощи – фермер».
Ссылка на основную публикацию