Чему учат детей игры с правилами и сюжетно-ролевые игры

Взрослым кажется, что игра для их ребенка развлечение. Это далеко не так. Игра для малыша – это познание нового, труд, форма воспитания, метод социализации. Она пронизывает все дошкольное детство, делая его по-настоящему интересным. Основное занятие дошкольников – сюжетно-ролевая игра. Ее воспитательное значение заключается в приобретении навыков взаимоотношений и накоплении дошкольником социального опыта. С ее помощью ребенок усваивает моральные правила, учится взаимодействовать со сверстниками, развивать сюжет, переживать разнообразные чувства и эмоции.

Игры с сюжетом и правилами как главная деятельность дошкольников

Игровая деятельность настолько важна в дошкольном возрасте, что становится базой для всестороннего развития ребенка и называется ведущей. Из всего разнообразия игр дети 3 – 7 лет предпочитают сюжетно-ролевые, а также игры с четко обозначенными правилами.

Сюжетно-ролевые игры детей

Сюжетно ролевая игра в жизни дошкольника представляет собой отражательную деятельность. Ребенок отображает окружающий его мир, отношения и деятельность взрослых и сверстников. Сюжет, как правило, представлен рядом событий, объединенных жизненно мотивированными связями. Все эти события ребенок либо наблюдал непосредственно в своей жизни, либо слышал в сказочных историях, либо видел в мультфильмах и пр.

Например, сюжетно-ролевая игра «Семья». Это одна из самых любимых игр дошкольников. Каждый ребенок исполняет свою роль. В производимых действиях четко прослеживаются гендерные особенности. Мама-девочка готовит, присматривает за малышом, ходит за покупками. Папа-мальчик ходит на работу, водит автомобиль. Роль ребенка иногда выполняет кукла, иногда сверстник. Каждый из участников вносит свою лепту в сюжет, моделируя отношения окружающих его взрослых.

Важны для детей и игры с правилами. Они предназначены для общего развития и формирования определенных качеств личности ребенка. Игры с правилами развивают познавательные процессы, движения, речь, способствуют музыкальному развитию. Необходимость соблюдать конкретные правила вынуждает ребенка контролировать свои действия, развивает волевые черты характера.

Польза сюжетно-ролевых игр для детей

Сюжетно-ролевой игра является тем благодатным полем, на котором взращиваются многие составляющие познавательного и личностного развития. Напомним самые очевидные возможности, что может развивать ребенок в игре:

  • творческое воображение, придумывая сюжет;
  • речь, пополняя свой словарный запас и активизируя его в ролевых диалогах;
  • интеллект, познавая новое;
  • эмоциональную сферу, переживая игровую ситуацию;
  • личностные качества (инициативность, самостоятельность, коммуникабельность);
  • навыки межличностного общения.

Особо ценная польза состоит в том, что сюжетно-ролевая игра включает ребенка практически в реальные жизненные общественные отношения. Что, в свою очередь, позволяет детям делать первые самостоятельные шаги в социуме (без наставлений и подсказок мам, пап, бабушек…).

Познание межличностных и общественных отношений

Игра – незаменимый опыт межличностных взаимоотношений. Малыш может играть один, но если рядом есть сверстники, он потянется к ним. Детское общество привлекает своей живостью, обоюдным интересом, эмоциональностью. А еще это благоприятное условие для развития сюжета.

Умение принять общий замысел, согласовывать свои действия, договариваться о правилах и строго их придерживаться, сопереживать – этому учит сюжетно-ролевая игра.

Ролевое поведение дошкольника ориентируется на партнера, поэтому он должен научиться договариваться со сверстником, идти на компромисс. Например, дошкольник может согласиться взять на себя не очень яркую или интересную роль, чтобы игра состоялась. Таким образом, он укрощает свое желание непременно получить то, что хочет, и преодолевает свой эгоизм.

Играя со сверстниками, невозможно подчинить их действия своим желаниям. Поэтому дошкольник учится делиться игрушками, не обижаться на сверстников, озвучивать свои идеи, сдерживать негативные эмоции. Появляются симпатии, переходящие в более тесные взаимоотношения вне игры. Возникает детская дружба. Малыш на практике усваивает понятия «хорошо» и «плохо».

Конечно, дошкольник не может научиться всему этому самостоятельно. Очень важна роль взрослого. Именно он должен заметить и поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную идею, осудить проявление резкости, себялюбия и эгоизма, подсказать решение в конфликтной ситуации.

Реальное включение в социальную деятельность

Сюжетно-ролевые игры делятся на следующие основные группы:

  • Бытовые: «Семья», «Детский сад»;
  • Отражающие труд (профессии): «Супермаркет», «Полиция», «Аэропорт»;
  • Общественная тематика: «Космос», «Парад»;
  • По сказкам и сюжетам телепередач, сериалов. Дети берут за основу действия знакомых персонажей, разнообразят сюжет по ходу действия. Например, мульт-персонажи Маша и Медведь.

Чаще ребенок выбирает сам, какую роль он будет играть. Но чем старше дошкольники, тем многообразнее и сложнее сюжеты в их играх. Некоторые роли необходимы по сюжету, но остаются не выбранными.

Нередко детям приходится договариваться или считалкой назначать, кто сыграет персонажа. Любопытно, что новая роль может оказаться для ребенка не менее интересной и открыть для него новый стиль поведения.

Благодаря новому опыту ребенок расширяет свои представления о отношениях, о мире профессий. При этом одновременно могут складываться специфические ролевые отношения. Например, водитель и пассажир, капитан и матрос.

Познание себя через разные роли игры

Наличие роли в игровом сюжете означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с конкретным образом и местом его пребывания. Он имитирует его действия, используя конкретные предметы. Например, кассир на кассе супермаркета пробивает чек, взвешивает овощи и фрукты.

Чем старше дошкольник, тем более сложную роль он берет для обыгрывания. Расширяются знания. Появляется опыт. Поэтому усложняется тематика игрового сюжета. Например,«Банк» или «На борту самолета». Увеличивается количество участников.

В этих условиях старшие дошкольники вполне результативно учатся договариваться о теме игры, планировать общую линию развития сюжета, распределять роли. Реальные отношения внутри игрового коллектива поддерживают и контролируют выполнение ролей. (См. Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте).

Благодаря качественному выполнению новой или непростой роли повышается самооценка дошкольника. Он удовлетворяет свою потребность общения со сверстниками, учится взаимодействовать. Эти качества необходимы для успешной адаптации к школе. В этом заключается польза сюжетно ролевых игр для детей 6-7 лет.

Развитие эмпатии и умения контролировать свои эмоции

Совместные игровые действия вызывают общность переживаний, мотивируют контролировать свои эмоции. Например, сюжетно-ролевая игра «Корабль». Роль капитана привлекает многих участников. Возникает конфликтная ситуация. Чтобы найти компромисс, дети должны сдержать свои негативные эмоции и договориться. Действует важный мотив – желание остаться в игре.

Приобретают дошкольники и эмоциональный опыт. Роль в игровом моменте позволяет прочувствовать эмоциональное состояние своего персонажа и тех, кто находится рядом.

В роли доктора

К примеру, игра «Доктор Айболит». Ребенок вживается в роль доктора, лечащего животных. Он чувствует, что его персонаж добрый, умеет лечить животных, помогает им. Дошкольник переживает вместе с пациенткой обезьянкой, так как у нее болит лапка; с жирафом, потому что у него болит горлышко, и так далее.

Осознание важности правил и договоренностей

Игровые действия подразумевают умение договориться и соблюдать определенные правила. Дошкольник развивает в себе эти умения, только реально включаясь в игру, а не просто наблюдая со стороны.

Дети договариваются о начале игровых действий, сюжете, организуют обстановку, помогают в реализации замысла. По ходу действий должно быть интересно всем участникам, иначе скучающий откажется от игры. И об этом дети должны позаботиться заблаговременно. Старшие дошкольники хорошо понимают, что однообразные роли никого не привлекают, и стараются найти дополнительные привлекательные элементы.

Условия для сюжетно-ролевых игр в детском саду

Раздолье для ролевых игр дети находят в детских садах. Много детей в группе, где всегда найдутся желающие включиться в сюжет, воспитатели подсказывают новые увлекательные темы, наличие различных тематических атрибутов.

Для проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду организовано игровое пространство с учетом возрастных особенностей детей. Оно мотивирует воспитанников на игровые действия.

В старших группах игровой материал находится в специальных коробках по темам: «Магазин», «Семья», «Поликлиника», «Космос» и т.д. Куклы, мебель, костюмы, строительный материал, посуда располагаются в игровом уголке и доступны детям в любое время, свободное от обучающих занятий.

Педагог мягко руководит играми детей. Напрямую (организует их) или косвенно без непосредственного вмешательства (обогащая знания детей, обновляя игровые материалы). Нормы и правила, чувства и эмоции, которые необходимо соблюдать детям, играя, находятся в поле зрения воспитателя. Он непременно вовремя остановит конфликтные отношения, напомнит о правилах.

Невозможно преувеличить пользу сюжетно-ролевой игры для ребенка. Не столь важно, в каких условиях дети обыгрывают интересные им сюжеты – дома или в детских садах, – игра учит многому и формирует реальный опыт ребенка.

Рекомендуем к прочтению:

Детская ролевая игра: значение и возможности для развития ребенка

Ссылка на основную публикацию