Как интересно и доступно познакомить дошкольников с первоцветами

Как только сойдет талый снег, появляются первые весенние цветы. Это первоцветы. Белые, желтые, голубые, розовые цветочки можно увидеть не только в природных условиях. Яркие букеты выставляют на цветочных прилавках, пышные соцветия гиацинтов и примулы распускаются в горшочках на подоконниках, привлекая внимание детей. Первоцветы для дошкольников – это новые интересные знания об окружающем мире. Знакомя детей с первыми весенними цветами, взрослые расширяют их кругозор, пополняют словарный запас, прививают любовь к природе родного края.

Зачем нужно рассказывать детям о первых весенних цветах

Рассказывая детям о первоцветах, взрослые способствуют формированию базы знаний у них о природе. В разное время года по-разному протекает жизнь растений.

Девочка и подснежники

Знакомя с первоцветами, взрослый дает дошкольникам представление об основных признаках наступающей весны, их последовательности и особенностях. Например, солнце светит ярче – становится теплее – тает снег – появляются первые цветы.

Полезно проинформировать дошколят о том, что некоторые рано пробуждающиеся растения люди приучили к комнатным условиям. Это позволяет регулировать их рост и помогает им расцветать даже раньше, чем задумано природой.

Ребенок получает знания о растениях, внесенных в «Красную книгу», учится бережно к ним относиться и ценить их красоту.

Какая информация о первоцветах интересна ребенку

В первую очередь, следует объяснить ребенку, какие цветы называют первоцветами и почему. Необходимо обязательно показать (на картинках, в оранжереях, адаптированные к домашним условиям горшечные первоцветы), как они выглядят, и составить первичное представление об ароматах первых весенних цветов (сильно пахнут, еле уловимо и пр.).

Детям интересно знать строение цветов, их особенности и место произрастания. Дошкольники с интересом узнают о том, почему некоторые из весенних цветов занесены в «Красную книгу». Всю информацию необходимо закреплять, вовлекая детей в тематическую продуктивную деятельность и используя художественное слово.

Как выглядят первоцветы

Показывая тематическую подборку картинок и фотографий, педагог подробно рассказывает детям о том, как выглядят первоцветы. Подача материала должна быть легкой и увлекательной, подобно примеру ниже.

«Вот весенние цветы или первоцветы. Их запомнить должен ты, как весны примету.

Начал таять снег и первые цветы захотели увидеть солнышко. Вот подснежники. Цветочки получили свое название, потому что их стебельки формируются под снежным покровом. Затем они скидывают одеяло из снега и радуют людей своими цветами. Чаще всего подснежники бывают белого цвета. Но иногда встречаются фиолетового и даже желтого.

А это ландыши. Обычно они имеют два больших листочка. В них прячутся нежные белые цветочки в виде маленьких колокольчиков с приятным, но сильным запахом. Кажется, еще немного, и они тихонько зазвенят «динь-ди-линь, дин-дон».

Посмотрите на медуницу. Когда появляются ее цветочки, они бывают розовыми или малиновыми. Потом становятся голубыми, а увядая – синими. Это очень необычно. Ведь на одном растении сразу можно увидеть переход одного цвета в другой».

Где растут и когда цветут

Первые весенние первоцветы люди могут встретить в лесу, в степи, в парках. Степные первоцветы успевают отцвести и разбросать семена до наступления летней засухи. Об этом позаботилась природа, для того чтобы следующей весной мы снова любовались цветами.

Лесные первоцветы не ощущают проблем с водой. Но, находясь под деревьями, они испытывают нехватку света. Поэтому лесные первоцветы успевают отцвести и разбросать семена до того, как распустятся все листья на деревьях и станет более сумрачно.

Первоцветы, занесенные в Красную книгу

Первоцветов в естественных условиях становится все меньше и меньше. Из-за красоты цветения люди в больших количествах срывают их для букетов. Поэтому многие из них стали «краснокнижными». Они занесены в специальную «Красную книгу».

Данная книга задумана для того, чтобы записывать те виды растений и животных, которые могут исчезнуть. Цвет в названии книги выбран не случайно. Он предупреждает: «Природа в опасности!».

В «Красную книгу» занесены подснежники, ландыши, прострел, белоцветник, ветреница нежная и другие весенние растения. Чтобы люди и дальше могли любоваться их красотой, необходимо бережно относиться к первоцветам.

Как закреплять знания о первых весенних цветах

Мало проинформировать дошкольника о существовании первоцветов. Чтобы знания сохранились в памяти, следует периодически вспоминать их названия, обращать внимание на прогулке на появившиеся первоцветы. Закреплению способствуют следующие формы:

  1. Рассматривайте иллюстрации, фотографии, альбомы с изображением весенних цветов.
  2. Играйте в дидактические игры. Например, «Какой цветок лишний?». Взрослый перечисляет цветы: «Ландыш, мать-и-мачеха, роза, подснежники». Лишний цветок «роза». Он цветет летом и осенью, и его выращивают в домашних условиях. Остальные первоцветы.
  3. Предложите детям составить описательный рассказ, используя мнемотаблицы. Например, рассматривая последовательный ряд изображений, как пробуждается луковица, формируется росток, затем бутон и т.д.
  4. Читайте рассказы, стихотворения. Например, «Одуванчик» Е.Благининой, «Ранней весной» Н.Павловой.
  5. Рассказывайте легенды и сказки о первых цветах.
  6. Загадывайте загадки.
  7. Организуйте изобразительную деятельность: рисунки, поделки, разукрашивание по образцу, аппликация.
  8. Создайте соответствующую станцию Экологической тропы в детском саду.

Рисунки на тему Первоцвет

Обычно педагог предлагает нарисовать дошкольникам подснежники, ландыши, гиацинты, одуванчики и тюльпаны. Эти цветы легче воспринимаются и запоминаются детьми дошкольного возраста.

Рисунок Первоцветы

При изображении первоцветов, помимо традиционных способов, можно использовать оригинальную технологию нанесения краски. Например, шапку одуванчика  или шишку гиацинта изобразить, прикасаясь пальчиком; тюльпан – сделать отпечаток ладошкой.

Особенно охотно дети откликаются на предложение нарисовать первоцветы после бесед о весне, наблюдений на прогулке за первоцветами или в преддверии 8 Марта.

Изготовление поделок

Поделки, лепка, аппликация, оригами также способствуют закреплению знаний о первоцветах. Можно предложить детям сделать тюльпан к 8 Марта из цветной бумаги, используя технику оригами. Взрослый последовательно выполняет каждый шаг, дает время детям повторить действие за ним со своим листом бумаги, и так до завершения. Как правило, каждый дошкольник испытывает восторг от того, что ему удалось сделать бумажный тюльпанчик.

Весной актуальны темы аппликаций: «Первые подснежники», «Веточка мимозы», «Поляна из одуванчиков» (из ниток). Можно предложить детям коллективную работу по лепке или аппликации «Весенний луг», где найдется возможность проявить творчество каждому ребенку.

Сказки и загадки о первоцветах

Дети увлеченно слушают сказки, где главным героем выступает цветок. Как правило, такие истории короткие и несут некое пояснение об особенностях растения. В последствие кто-то из ребятишек и сам способен по аналогии сочинить рассказ о первоцветах.

Как пример приведем «Сказку о подснежнике».

Собираясь на лесной весенний бал, Подснежник надел белый наряд. Снег тоже хотел пойти, но красивой одежды у него не было, а вся его прежняя потемнела и прохудилась. Никто не хотел делиться со Снегом. И только Подснежник предложил ему белый плащ от своего наряда. Они славно повеселились на балу. С тех пор в благодарность за этот поступок Снег укрывает Подснежник от последних зимних морозов. А чтобы не пропустить теплое весеннее солнышко, цветок выглядывает из-под снега. Поэтому люди и стали называть его «подснежник».

Уместно воспользоваться и загадками, которых о первоцветах придумано немало.

«Пробивается росток, удивительный цветок.

Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает.»

(подснежник)

«Прячет цветок сладкий медок.

И в названии мед таится. Что же это?..»

(медуница)

«Помнишь, в нынешнем году, расцвели они в саду

Разоделись, как актрисы, в платье белое…»

(нарциссы)

 «Замечательный цветок, очень яркий огонек,

Важный, пышный словно пан, нежный, бархатный…»

(тюльпан)

«Первым вылез из темницы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.»

(подснежник)

«В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет.»

(одуванчик)

«Белые горошки на зеленой ножке.»

(ландыши)

Пробуждение в детях бережного отношения к первоцветам

Привитие бережного отношения к первоцветам – это часть экологического воспитания дошкольников. Детей знакомят с «Красной книгой», учат аккуратно относиться к растительному миру, и в частности, к редким растениям. Старшие дошкольники могут передавать свои знания сверстникам или детям помладше, поскольку им хочется поделиться новой информацией с окружающими.

Эффективно проведение акции «Сохраним первоцветы» в детских садах. Дети подготовительной группы совместно с педагогом готовят небольшую литературную программу о первых весенних цветах и показывают ее детям старших и средних групп. Они знакомят детей с правилами:

  • Нельзя срывать ранние первоцветы на лугу, в лесу, в парке. Они быстро завянут даже в воде, а их численность еще больше сократится.
  • Если нравится такой букет, можно вместе со взрослыми посадить первоцветы в доме, на даче, во дворе и ухаживать за ними.

Правила могут быть и в стихотворной форме: «Фиалки, ландыши для нас веселый лес весной припас. Но мы их рвать не будем – пусть дарят радость людям!».

Читайте о других тематиках, полезных дошкольникам:

  1. Детям о Масленице.
  2. Помогаем дошкольникам постигать мир профессий.
  3. Интересное о космосе детям.
Ссылка на основную публикацию