Развитие речи ребенка с помощью потешных стихотворений

Для того чтобы речь ребенка дошкольного возраста эффективно развивалась, важно регулярно упражняться. Под тренировками подразумеваются не только активные разговоры в повседневной жизни, но, прежде всего, проговаривание рифмованных четверостиший, использование чистоговорок и скороговорок, декламация занятных стихов с интересным и понятным ребенку содержанием. Такие упражнения подтолкнут развитие речевых функций, памяти и послужат профилактикой нарушений речи у детей.

Стихи для развития речи у детей дошкольного возраста

Мы предлагаем подборку из 10 замечательных стихов различных детских авторов.

Дошкольник с книгой

Многие из них полюбятся вашему ребенку и станут отличным подспорьем в становлении звучания «непослушных» звуков, в освоении грамматического строя речи, в формировании звуковой культуры речи, интонационной выразительности.

Более того заучивание стихов окажет благотворное влияние на развитие слухового восприятия и памяти дошкольника.

«Макаронная семейка», С.Погореловский

Воронята – у ворон, у слонов – слонята.

А у наших макарон есть макоронята!

И побольше, и поменьше, и потолще, и потоньше, –

И мальчишки-макаронцы, и девчонки-макаронши.

Макароников-папаша их в дорогу снаряжает.

Макарониха-мамаша их в тревоге провожает:

– Вы пройдитесь белым светом по извилистой дорожке,

Только помните при этом, ребятишки-макарошки:

И гориллы, и гагары, и барбосы, и вороны,

И Марины и Макары обожают макароны!

Забавный сюжет с интересом воспринимается детьми, изобилие буквы Р в словах ненавязчиво тренирует произношение звука р.

«Невпопад», И.Токмакова

На помощь! В большой водопад упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард свалился в большой водопард.

Что делать? – Опять невпопад…

Держись, дорогой леопад.

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!..

Это замечательное стихотворение помогает ребенку осознавать грамматический строй речи. Полезно разучивать с детьми 4–5 лет – в период активного словотворчества и освоения грамматических норм.

«Шурш, шуршиха и шуршонок», В.Голяховский

Под ногами в листопад листья желтые лежат.

Листья желтые лежат, а под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок –

Папа, мама и ребенок.

Если папа здесь пройдется, громкий Шурш вокруг несется.

Если мама – будет тихо под ногой шуршать Шуршиха.

А ребенок пробежит – чуть Шуршонок прошуршит.

Очевидно, что такой веселый стишок поможет отрабатывать произношение звука «ш», а также становление звука «л» и «ж». К общему сведению, этому произведению уже более 50 лет.

«Буква Ё», А.Шибаев

Мы мало слов встречали, где Ё стоит вначале…

Тут первым делом назовешь

Три слова: ёлка, ёрш и ёж.

И всё ужасно колко – и ёж, и ёрш, и ёлка…

Буква Е передохнула, как тут сейчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Ё.

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Загадочная буква Ё после такого пояснительного стихотворения прочно усваивается дошкольником.

«Игра в слова», А.Барто

Скажи погромче слово «гром» –

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «Шесть мышат» –

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» –

Тебе послышится: «Ку-ку».

А скажешь слово «листопад» –

И листья падают, летят,

И словно наяву, ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву.

Скажи «родник» – и вот возник,

Бежит в зеленой чаще веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут не при чем!)..

Слова бывают разные – хорошие, простые,

Слова бывают праздные – ненужные, пустые.

Это стихотворение с любопытством воспринимают дети после 5-ти лет. Обозначенный возраст сенситивен для формирования активного словаря ребенка, расширения лексического запаса. И данный стих открывает ребенку некие «тайны» родного языка.

«Я на выдумку мастак», А.Тетивкин

Заяц дрался с носорогом,

Куры плыли по реке,

По космической дороге

Ехал слон на ишаке.

В облака жираф поднялся,

Рысь ныряла глубоко,

Крокодил на стол забрался

И кричал: «Ко-ко-ко-ко!»

Не бывает в жизни так.

Я на выдумку мастак.

Небылицы в стихотворной форме – особенный жанр. Дети веселятся, заучивая рифмованные строки комичного содержания. Легко запоминают и охотно повторяют стишок.

«Полдня рисовал я красавца-коня», Е.Серова

Полдня рисовал я красавца-коня,

И все за рисунок хвалили меня.

Сначала мне мама сказала словечко:

– Чудесная, Мишенька, вышла овечка!

Но с тем же рисунком  я к папе пошел,

И папа сказал мне: «Отличный козел!»

Потом похвалила малышка-сестренка:

– Ты очень хорошего сделал котенка!

И братец мой старший меня похвалил,

Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил!».

Этот стих также легко запоминают дети. Отражен понятный последовательный сюжет, поэтому ребенок охотно его заучивает и рассказывает, добавляя эмоциональную выразительность.

«Чучело», И.Михайлова

В огороде чучело шляпу нахлобучило.

Рукавами машет и как будто пляшет!

Это чучело – оно сторожить поставлено.

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело шляпу нахлобучило.

И синий шарф на палке – пусть боятся галки!

Стихотворение интересного содержания и наполнено редко встречающимися словами. В этом его изюминка для ребенка. И польза для тренировки произношения звуков «ш», «ч».

«Забыл», Г.Виеру

Влез на крышу петушок,

Прочитать решил стишок.

Начинал, срывался –

Очень волновался.

Вспомнил лишь одну строку

И пропел: «Ку-ка-ре-ку!»

Достоинство этого стиха и в том, что он доступен 3-летнему ребенку. С его помощью дети тренируют произношение свистящих и шипящих звуков, и учатся эмоционально декламировать.

«Огонек», Е.Благинина

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок – огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Мы уверены, что эти миниатюрные детские произведения придутся по душе вам и вашим детям-дошколятам. Остается только поблагодарить талантливых авторов, создавших настоящие шедевры для самой юной аудитории.

Рекомендуем подборку: Скороговорки и чистоговорки для дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию