Содержание
Проблема звукопроизношения у современных дошкольников встречается очень часто. Одна из букв, которую ребенок теряет или искажает в словах, – это «р». Этот звук дошкольник должен хорошо произносить в 5-6 лет. Если этого не произошло, то взрослый может попытаться помочь малышу преодолеть речевую сложность. Для этого он должен знать работающие методы и приемы, как научить ребенка выговаривать букву р.
Предлагаем подборку упражнений, нацеленных на тренировку произношения данного звука.
Чем вызваны сложности правильно выговаривать букву Р
Звук «р» считается самым сложным для произношения. Звуковая культура речи дошкольника чаще всего страдает из-за неподдающегося Р.
Он требует особого положения языка в форме чашечки и вибрации кончика языка. У детей не сразу получается его произносить из-за нескольких возможных факторов.
- Короткой уздечки, которая мешает двигаться языку;
- Фонематического слуха (связанных с ним проблем);
- Неправильного дыхания во время речи;
- Очень глубокого прикуса.
Бывает, что дети уже произносят р, если тренируют сам звук или отдельное слово. Но в обычной речи его искажают.
Причина заключается в недостаточной автоматизации звука.
Решение некоторых из этих проблем требует вмешательства специалистов: логопеда, стоматолога, хирурга, невролога. Но если случай несложный, то научить говорить звук р в домашних условиях возможно с помощью специальных логопедических упражнений.
Варианты искажения звука Р у детей
Иногда у малыша наблюдается полное отсутствие «р» в речи (рыбак – «ыбак»). Еще один вариант – замена звуков, когда один заменяется другим, более простым в произношении (рыбак – «лыбак»).
Распространено искаженное произношение «р» (горловой звук), так называемая «картавость». В подобных случаях встречаются следующие варианты:
- Звук р получается горловым, поскольку вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок.
- Боковое или щелочное р, так как язык неправильно располагается по отношению к верхним коренным зубам.
- Одноударное р без рокочущего звука – кончик языка занимает на миг нужное положение, но не удерживает его и не вибрирует.
Постановка правильного произношения звука Р в домашних условиях
Для постановки звука «р» дома необходимо предварительно подготовиться к занятиям:
- Познакомиться с артикуляционной гимнастикой и логопедическими упражнениями на «р».
- Попрактиковаться самим, чтобы определиться с правильностью их выполнения ребенком.
- Определить место для занятий: стол, стульчики для себя и дошкольника и обязательно зеркало, с помощью которого ребенок будет наблюдать за своим язычком в процессе выполнения упражнений.
- Обеспечить ежедневное выполнение упражнений ребенком.
Примечание: процесс постановки звука долгий и требует большого терпения.
Артикуляционные упражнения на звук Р
Артикуляционные упражнения проводятся с целью выработки правильных, полных движений артикуляционных органов, необходимых для произношения звука. Тренировка мышц языка – это часть успеха. Как правильно их выполнить, показывает взрослый. Упражнения проводятся в игровой форме, и обязательно сидя.

Важно знать, что артикуляционная гимнастика включает в себя два вида упражнений: статические (мышца напрягается, но движение отсутствует) и динамические (наличие движений). Каждое имеет свое условное название.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка» и др.
- «Лопаточка» – предложите ребенку высунуть плоский язык и положить на нижнюю губу. Проконтролируйте, чтобы язык был расслаблен, статичен, не дрожал.
- «Чашечка» – выполняется с широко открытым ртом. При этом плоский язычок необходимо поднять кверху и потянуться к верхним губам. Касаться губ нельзя.
- «Иголочка» – дошкольник открывает рот и высовывает свой язык как можно дальше, при этом напрягая его и делая узким. Удерживает максимально.
Важно! Каждое положение язычка должно удерживаться 10-15 сек.
Динамические упражнения: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье» и др.
- «Вкусное варенье». Игровая мотивация: «Чтобы почувствовать вкус ароматного варенья надо высунуть прямой язычок и облизать свою верхнюю губу. Вкусно! Прячь язычок в домик!».
- «Лошадка». Предложите ребенку поиграть в лошадок, присосав язык к небу и щелкнув язычком. Скажите, что лошадка бежит не быстро (щелкать медленно), но сильно, так как все должны услышать, как она бежит. Примечание: необходимо тянуть подъязычную связку.
- «Качели». Попросите высунуть язычок лопаточкой. Предложите малышу тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку, «качая язычок». Рот не закрывать.
- «Катушка». Необходимо, чтобы кончик языка упирался в нижние передние зубы. Его боковые края прижатык верхним коренным зубам. Широкий язычок «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.
Важно! Все упражнения повторяются 10-15 раз.
Необходимо, чтобы дошкольник запомнил название упражнений. Это вызывает у ребенка особый интерес и экономит время, так как не возникает необходимости повторно объяснять способы выполнения. Достаточно просто сказать малышу: «Поиграем в иголочку» или «Поиграем в катушку».
Обучающее видео на постановку звука Р.
Разработка произношения Р в звукосочетаниях и словах
После проведения артикуляционной гимнастики можно перейти к логопедическим упражнениям на звук «р». Например:
- «Повторялка». Ребенку предлагается повторять за взрослым сначала слоги: «ря-ре-ря», «ре-ря-ре», а затем слова: «зарядка-коряга-нырять-говорят-гиря» и т.д.
- «Что нарисовано». Дошкольнику показывают картинку, на которой нарисован предмет, в котором есть «р», а ребенок должен назвать. Например, «роза» или «кролик». Усложнение игры: «Посчитай этот предмет от 1 до 10» (одна роза, две розы, три розы…)
- «Путаница». Необходимо исправить те слова, которые неправильно произнес взрослый: «Ползает у речки мак, расцветает в поле рак» или «Расцвели на клумбе козы, в огород забрались розы».
- «Добавь слог». Задача заключается в добавление заданного слога, чтобы получить слово. Например, добавить слог «ра»: ко-ра, но-ра,иг-ра, у-ра.
- Автоматизация звука в сочетаниях ТР и ДР. Произносить слова с ударным слогом: дружба, друг, ведро, бедро, драма, драка, трасса, травы, тройка, трубка и пр. Слова без ударения на слове: дрова, дракон, выдра, пудра, трамвай, тропа, утро, ветры.
Тренировка произношения с применением чистоговорок
Тренировка в произношении «р» возможна с помощью чистоговорок. Например,
- Ра-ра-ра-ра – солнце яркое с утра.
- Ри-ри-ри-ри – волчьих ягод не бери.
- Ро-ро-ро-ро – потерял фазан перо.
- Ре-ре-ре-ре – жук уселся на коре.
- Ру-ру-ру-ру – ходит пудель по двору.
- Ры-ры-ры-ры – вышли мыши из норы.
Пример чистоговорок, когда «р» в конце слога:
- Ар-ар-ар-ар – у нас новый самовар.
- Ур-ур-ур-ур – кот Борис пугает кур.
- Ор-ор-ор-ор – куры не идут во двор.
Чистоговорки рекомендуется использовать не только во время занятий, но и во время прогулок, совместного отдыха, поездки, как веселую игру. При этом необходимо следить за точностью произношения ребенком звука «р».
Закрепление звука Р в связном тексте
Научив дошкольника выговаривать «р», необходимо довести произношение звука до автоматизма. Для этого можно использовать скороговорки, которые рекомендуются и для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) и для темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно), игры, загадки.
- Примеры скороговорок: «На горе, на горке горько ревет Егорка» или «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».
- Игра «Верно-неверно». Ребенку называют слова, и он должен озвучить то, которое звучит правильно. Например, «цай-цаль-цавь-царь» или «сухай-сухав-сухар-сухарь».
- Игра «Закончи стихотворение». Например, «В реке большая драка – поссорились два…(рака)» или «Куклу я лечу с утра, я сегодня мед…(сестра)».
- Загадки: «Непоседа птица эта – одного с березой цвета» (сорока). Или «Не зверь, не птица, а нос, как спица» (комар).
Когда необходимо обратиться за логопедической помощью
Речь – функция непростая. Ее развитие зависит от многих факторов, как индивидуальных, так и внешних. Ребенок учится произношению на примере окружающих. А то, как у него получается говорить, может объясняться следующими причинами:
- наличие дефектов речевого аппарата;
- недостаточная степень восприятия звука дошкольником (проблемы с фонематическим слухом);
- неправильное произношение звуков окружающим (-ими);
- злоупотребление пустышкой в раннем возрасте;
- нежелание родителей видеть речевую проблему у своего малыша – умиление вместо исправления;
- минимизация общения с ребенком – по сути, лишение его речевых тренировок;
- двуязычие в семье.
Из перечисленных причин только две первые носят объективный характер. В большинстве случаев внимание родителей к речи своего ребенка, систематические занятия с использованием артикуляционных упражнений и заданий на произношение помогают освоить букву р и другие проблемные звуки.
Если к 5 годам ситуация с звукопроизношением у ребенка не нормализовалась, необходима консультация квалифицированного специалиста-логопеда. Только он сможет реально оценить ситуацию и определить дальнейшие действия родителей в решении существующей проблемы.
Полезный практикум: