Как в домашних условиях научить ребенка произносить звук Р

Проблема звукопроизношения у современных дошкольников встречается очень часто. Одна из букв, которую ребенок теряет или искажает в словах, – это «р». Этот звук дошкольник должен хорошо произносить в 5-6 лет. Если этого не произошло, то взрослый может попытаться помочь малышу преодолеть речевую сложность. Для этого он должен знать работающие методы и приемы, как научить ребенка выговаривать букву р.

Предлагаем подборку упражнений, нацеленных на тренировку произношения данного звука.

Чем вызваны сложности правильно выговаривать букву Р

Звук «р» считается самым сложным для произношения. Звуковая культура речи дошкольника чаще всего страдает из-за неподдающегося Р.

Он требует особого положения языка в форме чашечки и вибрации кончика языка. У детей не сразу получается его произносить из-за нескольких возможных факторов.

  1. Короткой уздечки, которая мешает двигаться языку;
  2. Фонематического слуха (связанных с ним проблем);
  3. Неправильного дыхания во время речи;
  4. Очень глубокого прикуса.

Занятие перед зеркалом

Бывает, что дети уже произносят р, если тренируют сам звук или отдельное слово. Но в обычной речи его искажают.

Причина заключается в недостаточной автоматизации звука.

Решение некоторых из этих проблем требует вмешательства специалистов: логопеда, стоматолога, хирурга, невролога. Но если случай несложный, то научить говорить звук р в домашних условиях возможно с помощью специальных логопедических упражнений.

Варианты искажения звука Р у детей

Иногда у малыша наблюдается полное отсутствие «р» в речи (рыбак – «ыбак»). Еще один вариант – замена звуков, когда один заменяется другим, более простым в произношении (рыбак – «лыбак»).

Распространено искаженное произношение «р» (горловой звук), так называемая «картавость». В подобных случаях встречаются следующие варианты:

  • Звук р получается горловым, поскольку вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок.
  • Боковое или щелочное р, так как язык неправильно располагается по отношению к верхним коренным зубам.
  • Одноударное р без рокочущего звука – кончик языка занимает на миг нужное положение, но не удерживает его и не вибрирует.

Постановка правильного произношения звука Р в домашних условиях

Для постановки звука «р» дома необходимо предварительно подготовиться к занятиям:

  1. Познакомиться с артикуляционной гимнастикой и логопедическими упражнениями на «р».
  2. Попрактиковаться самим, чтобы определиться с правильностью их выполнения ребенком.
  3. Определить место для занятий: стол, стульчики для себя и дошкольника и обязательно зеркало, с помощью которого ребенок будет наблюдать за своим язычком в процессе выполнения упражнений.
  4. Обеспечить ежедневное выполнение упражнений ребенком.

Примечание: процесс постановки звука долгий и требует большого терпения.

Артикуляционные упражнения на звук Р

Артикуляционные упражнения проводятся с целью выработки правильных, полных движений артикуляционных органов, необходимых для произношения звука. Тренировка мышц языка – это часть успеха. Как правильно их выполнить, показывает взрослый. Упражнения проводятся в игровой форме, и обязательно сидя.

Девочка выполняет упражнение на постановку звукаРебенок выполняет сначала простые, а затем более сложные. При этом он должен видеть в зеркале свои движения и движения взрослого.

Важно знать, что артикуляционная гимнастика включает в себя два вида упражнений: статические (мышца напрягается, но движение отсутствует) и динамические (наличие движений). Каждое имеет свое условное название.

Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка» и др.

  • «Лопаточка» – предложите ребенку высунуть плоский язык и положить на нижнюю губу. Проконтролируйте, чтобы язык был расслаблен, статичен, не дрожал.
  • «Чашечка» – выполняется с широко открытым ртом. При этом плоский язычок необходимо поднять кверху и потянуться к верхним губам. Касаться губ нельзя.
  • «Иголочка» – дошкольник открывает рот и высовывает свой язык как можно дальше, при этом напрягая его и делая узким. Удерживает максимально.

Важно! Каждое положение язычка должно удерживаться 10-15 сек.

Динамические упражнения: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье» и др.

  • «Вкусное варенье». Игровая мотивация: «Чтобы почувствовать вкус ароматного варенья надо высунуть прямой язычок и облизать свою верхнюю губу. Вкусно! Прячь язычок в домик!».
  • «Лошадка». Предложите ребенку поиграть в лошадок, присосав язык к небу и щелкнув язычком. Скажите, что лошадка бежит не быстро (щелкать медленно), но сильно, так как все должны услышать, как она бежит. Примечание: необходимо тянуть подъязычную связку.
  • «Качели». Попросите высунуть язычок лопаточкой. Предложите малышу тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку, «качая язычок». Рот не закрывать.
  • «Катушка». Необходимо, чтобы кончик языка упирался в нижние передние зубы. Его боковые края прижатык верхним коренным зубам. Широкий язычок «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.

Важно! Все упражнения повторяются 10-15 раз.

Необходимо, чтобы дошкольник запомнил название упражнений. Это вызывает у ребенка особый интерес и экономит время, так как не возникает необходимости повторно объяснять способы выполнения. Достаточно просто сказать малышу: «Поиграем в иголочку» или «Поиграем в катушку».

Обучающее видео на постановку звука Р.

Разработка произношения Р в звукосочетаниях и словах

После проведения артикуляционной гимнастики можно перейти к логопедическим упражнениям на звук «р». Например:

  • «Повторялка». Ребенку предлагается повторять за взрослым сначала слоги: «ря-ре-ря», «ре-ря-ре», а затем слова: «зарядка-коряга-нырять-говорят-гиря» и т.д.
  • «Что нарисовано». Дошкольнику показывают картинку, на которой нарисован предмет, в котором есть «р», а ребенок должен назвать. Например, «роза» или «кролик». Усложнение игры: «Посчитай этот предмет от 1 до 10» (одна роза, две розы, три розы…)
  • «Путаница». Необходимо исправить те слова, которые неправильно произнес взрослый: «Ползает у речки мак, расцветает в поле рак» или «Расцвели на клумбе козы, в огород забрались розы».
  • «Добавь слог». Задача заключается в добавление заданного слога, чтобы получить слово. Например, добавить слог «ра»: ко-ра, но-ра,иг-ра, у-ра.
  • Автоматизация звука в сочетаниях ТР и ДР. Произносить слова с ударным слогом: дружба, друг, ведро, бедро, драма, драка, трасса, травы, тройка, трубка и пр. Слова без ударения на слове: дрова, дракон, выдра, пудра, трамвай, тропа, утро, ветры.

Тренировка произношения с применением чистоговорок

Тренировка в произношении «р» возможна с помощью чистоговорок. Например,

  • Ра-ра-ра-ра – солнце яркое с утра.
  • Ри-ри-ри-ри – волчьих ягод не бери.
  • Ро-ро-ро-ро – потерял фазан перо.
  • Ре-ре-ре-ре – жук уселся на коре.
  • Ру-ру-ру-ру – ходит пудель по двору.
  • Ры-ры-ры-ры – вышли мыши из норы.

Пример чистоговорок, когда «р» в конце слога:

  • Ар-ар-ар-ар – у нас новый самовар.
  • Ур-ур-ур-ур – кот Борис пугает кур.
  • Ор-ор-ор-ор – куры не идут во двор.

Чистоговорки рекомендуется использовать не только во время занятий, но и во время прогулок, совместного отдыха, поездки, как веселую игру. При этом необходимо следить за точностью произношения ребенком звука «р».

Закрепление звука Р в связном тексте

Научив дошкольника выговаривать «р», необходимо довести произношение звука до автоматизма. Для этого можно использовать скороговорки, которые рекомендуются и для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) и для темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно), игры, загадки.

  • Примеры скороговорок: «На горе, на горке горько ревет Егорка» или «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».
  • Игра «Верно-неверно». Ребенку называют слова, и он должен озвучить то, которое звучит правильно. Например, «цай-цаль-цавь-царь» или «сухай-сухав-сухар-сухарь».
  • Игра «Закончи стихотворение». Например, «В реке большая драка – поссорились два…(рака)» или «Куклу я лечу с утра, я сегодня мед…(сестра)».
  • Загадки: «Непоседа птица эта – одного с березой цвета» (сорока). Или «Не зверь, не птица, а нос, как спица» (комар).

Когда необходимо обратиться за логопедической помощью

Речь – функция непростая. Ее развитие зависит от многих факторов, как индивидуальных, так и внешних. Ребенок учится произношению на примере окружающих. А то, как у него получается говорить, может объясняться следующими причинами:

  • наличие дефектов речевого аппарата;
  • недостаточная степень восприятия звука дошкольником (проблемы с фонематическим слухом);
  • неправильное произношение звуков окружающим (-ими);
  • злоупотребление пустышкой в раннем возрасте;
  • нежелание родителей видеть речевую проблему у своего малыша – умиление вместо исправления;
  • минимизация общения с ребенком – по сути, лишение его речевых тренировок;
  • двуязычие в семье.

Из перечисленных причин только две первые носят объективный характер. В большинстве случаев внимание родителей к речи своего ребенка, систематические занятия с использованием артикуляционных упражнений и заданий на произношение помогают освоить букву р и другие проблемные звуки.

Если к 5 годам ситуация с звукопроизношением у ребенка не нормализовалась, необходима консультация квалифицированного специалиста-логопеда. Только он сможет реально оценить ситуацию и определить дальнейшие действия родителей в решении существующей проблемы.

Полезный практикум:

Ссылка на основную публикацию