Содержание
Многие дети в 4-5 лет имеют трудности при произношении свистящих звуков. С, З, Ц относятся к сложным по артикуляции звукам. Нужна своевременная постановка произношения и дальнейшая автоматизация свистящих, чтобы предупредить речевые недостатки и способствовать формированию правильного звукоизвлечения. Если ребенок вместо «с» говорит «сь», вместо «з – зь» и пр., не стоит ждать пяти лет. Необходимо проводить коррекционную работу по постановке свистящих звуков дома.
Нарушения в произношении свистящих звуков у детей
Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:
- Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
- Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
- Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
- Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».
Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.
Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.
Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях
Чтобы ребенок мог порадовать вас правильным произношением проблемных звуков, необходимо заниматься с ним дома. Процесс постановки свистящих звуков у ребенка представляет собой три основных этапа:
- Артикуляционная гимнастика. В нее входят упражнения, которые готовят определенные движения артикуляционного аппарата, положение языка и губ, необходимых для произношения именно свистящих звуков. Поэтому комплекс упражнений не должен быть случайным.
- Постановка звука. Для того чтобы дошкольник мог управлять артикуляционным аппаратом, он должен знать, какое положение занимают в момент произношения звука губы, зубы, язычок. Эту информацию ребенок первично получает в форме сказочной истории, впоследствии закрепляя с помощью взрослого на практике.
- Закрепление звука. Для этого имеется широкий спектр возможностей: от произношения цепочки звуков, слогов, слов до сказок на необходимые звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».
Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц
Прежде чем начать заниматься с малышом, необходимо проверить, насколько он справляется с дифференциацией свистящих звуков. Для этого можно использовать следующее задание.
Предложите повторять за вами слова: «самолет-барсук-кокос», «синька-гуси-лось»; «заяц-коза-арбуз», «зима-газета-звезда»; «цапля-яйцо-огурец».
Подобные подборки несложно составить самостоятельно. Прислушивайтесь внимательно к тому, как ребенок произносит слова, и проблемный звук будет выделяться.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
- «Улыбка». Предложите ребенку широко улыбнуться, не показывая зубки.
- «Бегемотик зевает». Малыш широко-широко открывает рот.
- «Змейка дразнится». Змейку (острый язычок) высунуть-спрятать между плотно сжатыми губами.
- «Тик-так». Высовываем язычок и двигаем вправо-влево.
- «Сердитый котенок». Дошкольник улыбается, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы и поочередно то выгибается горкой, то расслабляется.
- «Трубочка». Предложите сделать трубочку из язычка: высунуть его, загнув боковые края вверх. Пусть ребенок попробует дуть в получившуюся «трубочку».
В блок входит 2-3 упражнения. Каждое выполняется в течении 5 секунд. Возможно чередование упражнений. Рекомендуемое общее время разминки 5-10 минут. Желательно проводить ежедневно.
Постановка правильной артикуляции
Чтобы выработать у ребенка правильную артикуляцию, взрослым необходимо знать ее особенности, которые заключаются в следующем:
- Зубы сомкнуты, но сжимать их не нужно. Пусть остается естественная миллиметровая щель.
- Губы улыбаются и настраиваются на последующий за свистящим гласный звук.
- Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка (средняя часть) выгнута.
- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
- Мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, воздух в нос не уходит.
Подобная артикуляция касается всех свистящих. Разница в том, что произнесение СЬ требует больше напрячь язык, чем при твердом С. Звуки З, ЗЬ произносятся в том же положении артикуляционного аппарата, но с подключением голоса.
Гимнастику и постановку органов артикуляции нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок смотрит, как ему показывает взрослый, а затем повторят несколько раз, наблюдая за собой в зеркало.
Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Для автоматизации свистящих звуков необходимо использовать слоговые и словесные цепочки, чистоговорки и скороговорки на заданный звук, загадки, небольшие стихотворения, игровые задания, путаницы, короткие песенки, сказки.
При этом звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц» должны быть в начале, в середине и в конце слова. На каждый звук используется отдельный заранее подготовленный материал. Необходимо обратить внимание при подборе заданий на автоматизацию звука «с» в сочетании с согласными звуками.
Например:
- Слоговые цепочки: «спа-спы-спэ-спо-спу» или «пса-псы-псэ-псо-псу».
- Цепочки слов: «сказка-скамейка-скорлупа-скала» или «пустырь-галстук-пустыня».
- Предложения: «Солдат стоит на посту», «Сойка съела стручок фасоли».
Важны задания на автоматизацию звука в обратных слогах:
- Слоговые цепочки: «ас-ос-ус-ес»;
- Цепочки слов: «нос-ананас-квас-маска-фокус».
Логопедические упражнения на звук С, СЬ
Чистоговорки:
- Су-су-су – было холодно в лесу;
- Ос-ос-ос – на поляне много ос;
- Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Игровое упражнение: «Подпевай!». Взрослый читает стихотворение, а ребенок произносит звук «с» там, где это необходимо по тексту.
«Есть у дождика сестричка: «С-с-с».
Это быстрая сестричка – «С-с-с».
«С-с-с», – она свистит,
«С-с-с», – она поет
И струей из крана льет: «С-с-с».
Эту песенку послушай: «С-с-с».
Мойте чисто с мылом уши: «С-с-с».
Скороговорки:
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
- Везет Сеня с Саней Соню на санях.
Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ
Чистоговорки:
- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу;
- Зы-зы-зы – испугались мы грозы;
- Зя-зя-зя – детям спички брать нельзя;
- Озу-озу-озу – подарю я маме розу.
Скороговорки:
- У зайки Бубы заболели зубы;
- У маленькой Зины бузина в корзине;
- Видит волк козу, забыл про грозу.
Автоматизация произношения звука Ц
Чистоговорки:
- Цы-цы-цы – поспели огурцы;
- Цо-цо-цо – на руке кольцо;
- Цы-цы-цы – заяц любит леденцы;
- Ац-ац-ац – стелим мягкий мы матрац;
- Ец-ец-ец –очень вкусный огурец.
Скороговорки:
- Бегают две курицы прямо по улице;
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь;
- Нагнись в корытце напиться водицы.
Подберите для упражнений подходящие здесь: Скороговорки для детей.
Закрепление свистящих звуков в связном тексте
Автоматизация произношения свистящих звуков в связном тексте – это завершающий этап работы над звуками. Ребенок правильно начал произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц». Теперь необходимо, чтобы у него не возникало трудностей при разговоре. Для этого нужно использовать стихотворения, сказки, рассказы, небольшие истории в которых есть эти звуки. Небольшие стихотворения рекомендуется не только читать, но и заучивать вместе с ребенком.
Примеры стихотворений на С:

Стихотворные строки на «З»:
- «Звонит звонок, звонок зовет. И Зоя в класс к себе идет».
- «Мама Лизы, мама Зины побывали в магазине. Лизе купили зайку, а Зине мозаику».
Стихотворения на «Ц»:
Цыпленочек на цыпочках цветочки целовал.
Цыпленочек на цыпочках – цып-цып, он очень мал.
Никто не видел лисицы, которая зайца боится.
Зато все видели зайца, который лисицы пугается.
Если окружающие с трудом понимают речь ребенка, он делает много грамматических ошибок, то без помощи логопеда не обойтись. И чем быстрее эта помощь начнет оказываться, тем быстрее будет виден результат. Однако для эффективного продвижения в коррекции произношения родители в любом случае должны организовать систематические занятия в домашних условиях.
Возможно, вас заинтересует: