Фонематическое восприятие – необходимая база речевого развития дошкольника

Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Под фонематическим восприятием понимают процесс распознавания звуков речи. Это самый высокий уровень слухового восприятия, позволяющий дифференцировать фонемы (звуковые сочетания в речи).

С чисто физиологической точки зрения, процесс, нацеленный на восприятие речи, производит анализ и синтез звуковой структуры слова. Специальные приборы фиксируют эти молниеносно сменяющие друг друга сенсорные и мыслительные операции. Но при обычном наблюдении без всяких приборов кажется, что понимание речи строится не на анализе ее фонематического состава, а на основе общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы.

Фонематическое восприятие

Процесс опознавания слышимых звуковых сочетаний лежит и в основе фонематического слуха. Поэтому ученые достаточно долго и пристально уделяли внимание вопросу, различаются ли понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический слух». В конце концов, в подавляющем большинстве согласились с тождественностью данных понятий.

Поскольку нет четкого различения этих двух терминов, мы также будем свободно использовать их в качестве взаимозаменяемых понятий. Определяющим является то, что и фонематический слух, и восприятие нацелены на распознавание фонем и выделение звуковой структуры слов.

Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Фонематическое восприятие является основой сенсорной речи. Это значит, что ребенок устанавливает связь между предметом или действием и словом, их обозначающим. Как только малыш начинает по словесному побуждению взрослого выбирать нужный предмет или выполнять действие, это символизирует о первых этапах формирования фонематического слуха.

При своевременном развитии ребенка фонематический слух в 2 года уже сформирован. Малыш верно воспринимает все звуки родного языка, хотя мало какие из них произносит. Но это иное поле развития – для произношения важно развитие артикуляционного аппарата, что происходит позднее, к середине дошкольного возраста.

Младший дошкольник продолжает уточнять и тренировать артикуляцию и правильное произношение. Эти тренировки проходят в естественных условиях изо дня в день. В старшем дошкольном возрасте фонематическое развитие должно полностью завершиться, и еще до школы ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков.

Дошкольники интуитивно воспринимают и пытаются использовать сложные грамматические формы. Получается у них не всегда. Поэтому так часто из детских уст вылетают оригинальные слова: лепесин, питичка, камейка, посопеть (посмотреть)…

Признаки своевременного формирования фонематического слуха

Уже в 3 года ребенок четко демонстрирует сложный процесс слушания, который включает внимание к речи, умение сосредоточиться на звуковой стороне сообщения и понимание содержания того, что ему говорят.

Родители должны обеспокоиться, если их ребенок на 4-ом году жизни не воспринимает их словесные обращения ни с первого, ни со второго раза. Если так бывает иногда, то поводов для беспокойства нет. Но если каждый раз дошкольнику нужно несколько раз повторять одно и то же, возможно, он нуждается в коррекции фонематического восприятия.

Обратите внимание, как дети по-своему произносят сложное слово, а после того, как вы поправляете и произносите выразительно, стараются повторить вновь. К досаде ребенка, одна попытка редко меняет дело. Однако подобные ситуации свидетельствуют о развитии фонематического восприятия. Ребенок слышит от взрослых норму произношения, различает неточность своего воспроизведения, тренируется в извлечении трудных звуков и произношении коварных для него слов.

С развитием фонематического слуха проявляется избирательное отношение к звучанию речи. Дети начинают контролировать речь других. И очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подстраиваясь под детский говор.

Фонематическое восприятие являются фундаментом звуковой культуры речи. В свою очередь, звуковая культура является важным элементом речевой готовности к обучению в школе и непременным условием развития человека в любом возрасте.

Упражнения на развитие фонематического восприятия у дошкольников

Данный психический процесс, как никакой другой, нуждается в постоянной тренировке. Чем больше ребенок будет слушать правильную обращенную к нему речь, и чем активнее будет воспроизводить услышанные слова, тем быстрее произойдет становление фонематического слуха. Реальные попытки произносить слова помогают ребенку различать звуки, осмысливать содержание слов, развивают произношение.

Развитие фонематического слуха

Выше мы акцентировали внимание, что с ребенком непременно нужно разговаривать правильно, исключая сюсюканье. Иначе как малышу понять правильное звукоизвлечение. Легкомысленное отношение взрослых часто приводит к нарушению речи у дошкольников.

Полезно использовать игры и упражнения, благодаря которым ребенок вырабатывает навыки дифференцирования фонем.

Игры на звукоподражание. Поговорите с ребенком, выделяя тот звук, который ребенку не поддается. Например, «Видишь, пчелка летает. Послушай, как она жужжит. Попробуй так же пожужжать: ж-ж-ж-ж. Наверно, ей ж-ж-жарко  на солнышке, и она хочет морож-ж-женого».

Игра «Покупка за звук». Поиграйте с ребенком в привычную для него сюжетно-ролевую игру «Магазин». Только «денежкой» пусть выступает первый звук того предмета, который хочет купить малыш. Хочет мячик — пусть произносит М-м-м, желает карандаш – придется поупражняться с К-к.

Игра «Запретные звуки». Предложите дошкольнику веселое занятие, где придется исключать определенные звуки. Например, нельзя произносить С, З. Формулируйте вопросы, а ребенок пусть отвечает: «Чем управляет летчик? Что мы чистим по утрам? Кто ушастый в лесу живет?» и пр.

Подобные упражнения с интересом воспринимаются детьми и развивают навыки выделения звуковых особенностей слов. Можно прорабатывать мягкость и твердость звуков, тренироваться в выявлении ударных слогов, решать другие фонетические задачи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector