Содержание
Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Под фонематическим восприятием понимают процесс распознавания звуков речи. Это самый высокий уровень слухового восприятия, позволяющий дифференцировать фонемы (звуковые сочетания в речи).
С чисто физиологической точки зрения, процесс, нацеленный на восприятие речи, производит анализ и синтез звуковой структуры слова. Специальные приборы фиксируют эти молниеносно сменяющие друг друга сенсорные и мыслительные операции. Но при обычном наблюдении без всяких приборов кажется, что понимание речи строится не на анализе ее фонематического состава, а на основе общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы.
Процесс опознавания слышимых звуковых сочетаний лежит и в основе фонематического слуха. Поэтому ученые достаточно долго и пристально уделяли внимание вопросу, различаются ли понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический слух». В конце концов, в подавляющем большинстве согласились с тождественностью данных понятий.
Поскольку нет четкого различения этих двух терминов, мы также будем свободно использовать их в качестве взаимозаменяемых понятий. Определяющим является то, что и фонематический слух, и восприятие нацелены на распознавание фонем и выделение звуковой структуры слов.
Формирование фонематического восприятия у дошкольников
Фонематическое восприятие является основой сенсорной речи. Это значит, что ребенок устанавливает связь между предметом или действием и словом, их обозначающим. Как только малыш начинает по словесному побуждению взрослого выбирать нужный предмет или выполнять действие, это символизирует о первых этапах формирования фонематического слуха.
При своевременном развитии ребенка фонематический слух в 2 года уже сформирован. Малыш верно воспринимает все звуки родного языка, хотя мало какие из них произносит. Но это иное поле развития – для произношения важно развитие артикуляционного аппарата, что происходит позднее, к середине дошкольного возраста.
Младший дошкольник продолжает уточнять и тренировать артикуляцию и правильное произношение. Эти тренировки проходят в естественных условиях изо дня в день. В старшем дошкольном возрасте фонематическое развитие должно полностью завершиться, и еще до школы ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков.
Дошкольники интуитивно воспринимают и пытаются использовать сложные грамматические формы. Получается у них не всегда. Поэтому так часто из детских уст вылетают оригинальные слова: лепесин, питичка, камейка, посопеть (посмотреть)…
Рекомендуем ознакомиться:
Признаки своевременного формирования фонематического слуха
Уже в 3 года ребенок четко демонстрирует сложный процесс слушания, который включает внимание к речи, умение сосредоточиться на звуковой стороне сообщения и понимание содержания того, что ему говорят.
Родители должны обеспокоиться, если их ребенок на 4-ом году жизни не воспринимает их словесные обращения ни с первого, ни со второго раза. Если так бывает иногда, то поводов для беспокойства нет. Но если каждый раз дошкольнику нужно несколько раз повторять одно и то же, возможно, он нуждается в коррекции фонематического восприятия.
Обратите внимание, как дети по-своему произносят сложное слово, а после того, как вы поправляете и произносите выразительно, стараются повторить вновь. К досаде ребенка, одна попытка редко меняет дело. Однако подобные ситуации свидетельствуют о развитии фонематического восприятия. Ребенок слышит от взрослых норму произношения, различает неточность своего воспроизведения, тренируется в извлечении трудных звуков и произношении коварных для него слов.
С развитием фонематического слуха проявляется избирательное отношение к звучанию речи. Дети начинают контролировать речь других. И очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подстраиваясь под детский говор.
Фонематическое восприятие является фундаментом, на котором выстраивается звуковая культуры речи. В свою очередь, звуковая культура является важным элементом речевой готовности к обучению в школе и непременным условием развития человека в любом возрасте.
Упражнения на развитие фонематического восприятия у дошкольников
Данный психический процесс, как никакой другой, нуждается в постоянной тренировке. Чем больше ребенок будет слушать правильную обращенную к нему речь, и чем активнее будет воспроизводить услышанные слова, тем быстрее произойдет становление фонематического слуха. Реальные попытки произносить слова помогают ребенку различать звуки, осмысливать содержание слов, развивают произношение.
Выше мы акцентировали внимание, что с ребенком непременно нужно разговаривать правильно, исключая сюсюканье. Иначе как малышу понять правильное звукоизвлечение. Легкомысленное отношение взрослых часто приводит к нарушению речи у дошкольников.
Полезно использовать игры и упражнения, благодаря которым ребенок вырабатывает навыки дифференцирования фонем. Эффективно включать в ежедневную речевую практику Скороговорки и чистоговорки.
Игры на звукоподражание. Поговорите с ребенком, выделяя тот звук, который ребенку не поддается. Например, «Видишь, пчелка летает. Послушай, как она жужжит. Попробуй так же пожужжать: ж-ж-ж-ж. Наверно, ей ж-ж-жарко на солнышке, и она хочет морож-ж-женого».
Игра «Покупка за звук». Поиграйте с ребенком в привычную для него сюжетно-ролевую игру «Магазин». Только «денежкой» пусть выступает первый звук того предмета, который хочет купить малыш. Хочет мячик — пусть произносит М-м-м, желает карандаш – придется поупражняться с К-к.
Игра «Запретные звуки». Предложите дошкольнику веселое занятие, где придется исключать определенные звуки. Например, нельзя произносить С, З. Формулируйте вопросы, а ребенок пусть отвечает: «Чем управляет летчик? Что мы чистим по утрам? Кто ушастый в лесу живет?» и пр.
Подобные упражнения с интересом воспринимаются детьми и развивают навыки выделения звуковых особенностей слов. Можно прорабатывать мягкость и твердость звуков, тренироваться в выявлении ударных слогов, решать другие фонетические задачи.