Формирование пространственных представлений в дошкольном возрасте

Когда ребенок задевает каждый выступ в квартире, или пытается что-то достать с нижней ступеньки лестницы, находясь на верхней, это может повлечь серьезные ушибы. Причиной такого неосторожного поведения детей является особенность восприятия пространства в этом возрасте. Пространственные представления у дошкольников складываются постепенно. Обобщенное знание о пространстве, позволяющее хорошо ориентироваться, формируется только к старшему дошкольному возрасту.

Этапы формирования пространственных представлений у дошкольников

К завершению первого года жизни малыш уже соотносит предмет с определенным местом в пространстве. По сути, как только ребенок начинает ходить, запускается активное развитие зрительно-пространственных координаций. Но осознание пространственных отношений наступает позднее.

Пространственные представления у дошкольников

В возрастной психологии выделяют этапы в развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Эти этапы не имеют четких границ, однако обрисовывают примерную картину продвижения ребенка на пути осознания окружающего пространства.

К трехлетнему возрасту ребенок накапливает только базовое понимание пространственных ориентиров. Он откликается на призыв взрослого посмотреть вверх или пройти вперед, повернуться назад или смотреть под ноги. Что касается описания расположения чего-либо, то малыши ограничиваются словами «тут», «там», «вот». Это первый уровень формирования пространственных представлений. И высшим достижением в этот период можно считать различение малышом собственных рук – какая из них правая, а какая левая.

На втором этапе ребенок осваивает левую и правую стороны. Но определить, где лево, а где право, может только относительно себя. Малышу невдомек, почему мама стоит перед ним и не соглашается с его мнением, где ее правая рука. «За», «перед», «под», «над» и примерные обозначения понятны и активно используются после 4-х лет.

Пространственные представления старших дошкольников должны соответствовать третьему этапу. На этой ступени дети легко определяют направление не только по отношению к себе, но и относительно любого объекта. Так же они способны построить модель определенного пространства. К примеру, нарисовать план комнаты или смоделировать двор.

Целенаправленное обучение детей пространственному моделированию способствует развитию их пространственной ориентировки.

Роль художественной деятельности в осознании пространства

Художественная деятельность – то направление, где без осознания взаимного расположения предметов, без организации пространства не обойтись. К тому же этот вид деятельности в своих простых формах дети начинают осваивать уже с младшего дошкольного возраста. Соответственно, они получают условия, при которых пространственные представления усваиваются на основе практического опыта.

Рисование и конструирование, как направления художественной деятельности, помогают дошкольнику формировать представления о форме, величине, пропорции, симметрии.

Влияние рисования на формирование пространственных представлений

Чтобы воплотить свой творческий замысел на бумаге, маленькому художнику волей-неволей приходится учитывать пространство листа. Младшие дошкольники еще не способны соотносить размеры изображаемых объектов. Да и края листа их не всегда останавливают: не помещается рисунок на бумаге – ребенок дорисует его на столе.

Пространственные отношения для дошкольников начинают отчетливее проявляться, когда они переходят к созданию сюжетных рисунков.

Если ребенок надумал нарисовать домик, дерево и солнышко, то он обязательно будет придерживаться естественного порядка. И солнце у него будет сиять над домом, а не внизу листа.

При условии, что планировалось еще изображение героев на этой картине, а для них не находится «правильного» места, 5-летний ребенок не станет их изображать в предполагаемом небе. Он или поменяет свой замысел, или возьмет чистый лист, чтобы начать все заново.

После 6 лет дошкольник существенно продвигается в осознании пространства листа. Для него важны не только верх и низ рисунка, левая и правая сторона, но и центр. В центре ребенок (часто неосознанно) помещает объект, играющий для него самую значимую роль. Старшие дошкольники стараются учитывать пропорциональность изображаемых объектов.

Совершенствуясь в изобразительной деятельности, ребенок развивает свое умение воспринимать пространство в его более сложных связях.

Осознание пространственных связей через конструирование

Конструктивная деятельность значительно продвигает дошкольника в осознании пространственных представлений, поскольку создает условия для воплощения основных функций и характеристик реальных сооружений. Ребенок строит мост, чтобы можно было катать по нему машинку. Взялся строить башню – обязательно придумает для нее завершение, например, островерхой крышей.

Конструирование помогает представлять объекты в различных пространственных положениях. Воссоздавая постройки по образцу или в соответствии с замыслом, ребенок вычленяет элементы и устанавливает пространственные связи между этими элементами (что поставить ниже, а что выше, каким боком присоединить «кирпичик» и пр.).

Присоединить детали сверху, снизу, под, над – все это тренировка пространственного восприятия дошкольника.

Прежде, чем нарисовать или построить конкретный объект, дошкольник выявляет его характерные признаки (возможно, и не объективные, а только чем-то цепляющие детское восприятие). Признаки анализируются, сравниваются с теми, которые уже известны ребенку. Таким образом, новые представления дают стимул развитию пространственного мышления.

Игры на развитие пространственных представлений у детей

В настоящее время существует много готовых детских игр, помогающих развивать пространственные представления.

Модель пространства

Всевозможные железные дороги, транспортные развязки окажут большую пользу, если ребенок не просто будет перемещать по ним машинки или вагончики, а будет действовать по инструкции взрослого.

Когда папа или мама задают маршрут, да еще и с многочисленными поворотами-переездами, ребенку вдвойне интересно. Стремясь избежать ошибок, он прислушивается, прочно запоминает, где же эти «влево-вправо», развивает произвольность внимания и движений.

Полезно и увлекательно прохождение по лабиринтам. Это может быть как игра на местности, так и рисованные лабиринты.

Лабиринт

Опять же, используя готовые начерченные на листе лабиринты, можно получить двойную пользу, если поставить задачу ребенку проводить карандашом линию прохождения так, чтобы она не касалась стенок дорожки. Это станет эффективной тренировкой в развитии мелкой моторики.

Для одоления лабиринта на местности придется сначала его создать – выложить дорожки камушками, начертить на земле, изобразить с помощью скакалок и пр. Такие лабиринты получаются несложными, но заинтересовывают детей уже на этапе создания.

Игра «Угадай, где спрятано» нацелена на развитие пространственных представлений дошкольников.

В этой игре с ребенком сразу нужно договориться, какой предмет будут прятать. После того, как ведущий определит предмет в скрытое из поля зрение место (игрок при этом стоит с закрытыми глазами), приступают к поискам.

Ведущий поворачивает участника, тот открывает глаза  и следует инструкции: «Сделай два шага в любом направлении, поверни направо (или налево, в зависимости от того, где находится спрятанный предмет), сделай 3 шага. Теперь ты немного ближе к находке. Сделай еще два шага в том направлении, которое тебе кажется верным». Игра с гибкой инструкцией длится до тех пор, пока участник не окажется рядом с тайником. Затем следует команда искать на расстоянии вытянутой руки.

Подобные игры вызывают большой интерес у старших дошкольников, развивают способность ориентироваться в пространстве и прочно закрепляют пространственные представления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector