Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития дошкольника

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций. 

Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.

karakuli

Трехлетние дети способны только к хаотичным «узорам». Кто-то просто рисует круги и завитушки, сплетенные друг с другом. Другие стремятся подражать взрослым, если они показывают им азы изобразительного искусства. Систематическое рисование с детьми 3 4 лет приведет к попыткам нарисовать прямые линии или даже подобие простых фигур.

После окончания «марания» ребенок изучает получившееся и осознает, что его действия привели к результату – некоему изображению. Эту стадию развития психологи называют доизобразительной.

К 4-летнему возрасту ребенок приобретает большую точность в изображении линий, а также понимает, что рисунок может отображать некий сюжет или задумку. Разглядывая переплетения линий, он начинает понимать, как их «сложить», чтобы получилась не абстракция, а домик, мама, солнышко. Ребенок подключает наблюдательность, замечает характерные признаки предметов, которые можно изобразить.

Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.

В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.

Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению. Малыши пока не готовы работать по изначальной задумке.
  • Более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. Учитывая, что навык пока находится в стадии развития, полученная картинка может быть весьма далека от задумки.
  • В процессе работы идеи по изображению могут меняться. Уже занимаясь, малыш может понять, что вместо мамы получается дерево, а вместо кошки – зайчик. Тогда он легко меняет изначальную идею.
  • Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Ребенок обязательно рассказывает о рисунке или слепленной фигуре, поясняет назначение отдельных элементов.
  • Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.

Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаясь любым видом изобразительного искусства, он видит результат своих действий, что мотивирует на продолжение упражнений.

Виды изобразительной деятельности

Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка. Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям.

Рисование

В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.

izobr-deyat

В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей. Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета.

Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.

Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.

Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках. Для дальнейшего развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важно обращать их внимание, на какие признаки ориентироваться, чтобы получился нужный цвет.

Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.

Лепка

Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование –  пластилин, глина, стеки.

lepka

Начинается творчество с простых фигур – скатать шарик, сделать брусок или треугольник. Лепка удобна тем, что детали можно соединять, менять их форму, править то, что не удалось. Занимаясь лепкой, ребенок усваивает понятия объема, пропорций, трехмерной формы, строения предметов. При хорошо развитом навыке получается сложные объекты: игрушки, машины, животные.

Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.

Аппликация

Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.

Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.

В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается зрительное восприятие, способность понимать и различать цвета.

Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.

Дополнительный бонус аппликации – формирование мелкой моторики. Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.

Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности

Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.

Занятие творчеством

Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Как игровые приемы способствуют творчеству

До поступления в школу игра способствует обучению дошкольников и является основным занятием ребенка. Поэтому лучшим и простым решением заинтересовать малыша – рисовать или заниматься лепкой в процессе игры. Для этого следует создавать так называемую игровую «проблему»:

  • Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
  • На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
  • Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
  • В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
  • Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
  • Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.

Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.

Использование нетрадиционных арт-техник

Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.

art-metod

Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.

Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисование пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.

Всестороннее влияние изобразительной деятельности на развитие детей

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию