Как видоизменяются страхи детей на протяжении дошкольного детства

В дошкольном возрасте дети меняются настолько сильно, что это не может не отразиться на их восприятии окружающего мира. Закономерно происходит динамика страхов, поскольку ребенок перестает бояться чего-то, что его так пугало ранее, или наоборот, появляется страх там, о чем дошкольник даже не задумывался. Чтобы лучше понимать своего ребенка, взрослые должны ориентироваться в типовых трансформациях детских страхов в дошкольный период.

Почему страх – неотъемлемая эмоция в дошкольном возрасте

Страх является природной реакцией организма на какую-либо опасность или угрозу. У человека эта реакция тесно сопряжена с эмоциональным состоянием, поэтому страх относят к базовым эмоциям. Взрослый человек преодолевает многие страхи благодаря адаптации и богатому опыту. Ребенку еще предстоит накопить подобный багаж, а в первые годы жизни он боится всего нового и неизвестного.

Ребенок спрятался

У страхов отдельного ребенка чаще всего не одна, а несколько причин. Страх может быть вызван конкретным человеком, некими объектами, особым чувствительным восприятием малыша, общим тревожным или конфликтным фоном в семье, авторитарным стилем воспитания.

Ко всему прочему, ребенка может пугать не наличие, а отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность.

Динамика страхов в дошкольном возрасте

Психологические исследования в разных странах уже давно продемонстрировали, что на каждой возрастной ступени наблюдается сходство детских страхов в различных обществах. В раннем дошкольном возрасте ребенка страшит отделение от матери, затем многие дети начинают бояться темноты и новой обстановки, в 6–7 лет дошкольника окутывает экзистенциальный страх, связанный с осознанием конечности жизни.

Рассмотрим более детально, как меняются страхи дошкольника с его ежегодным взрослением.

Страхи 3-летних малышей

К трем годам у большинства детей отступает тот всепоглощающий страх расставания с матерью, который явственно выражался ранее. Ребенок уже не караулит маму у двери туалета, не заливается плачем, когда мама пытается отойти от его кроватки и пр. Этого рода страх перетекает в иную форму – боязнь остаться одному, без защиты близкого человека.

И хотя о некоторых детках говорят, что их невозможно «оторвать от мамы», чаще всего 3-летку окутывает беспокойство из-за перспективы оказаться в одиночестве или среди чужих. Особенно ярко проявляется данный вид страха, когда малыша приводят в детский сад.

Наиболее распространенные страхи в 3-летнем возрасте:

  • страх оставаться одному;
  • боязнь незнакомых людей;
  • ночные страхи;
  • боязнь темноты.

Перечень можно продлевать еще многими пунктами, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности и присущие только ему беспокойства. Это возраст осознания своего Я и эмоционального наполнения. И ребенка может не на шутку встревожить недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя или эпизод из прослушанной сказки.

Что больше всего пугает детей 4–5 лет

Этот возрастной этап отличается тем, что детские страхи как будто цепляются друг за дружку и формируют единый пласт беспокойства у ребенка. У детей 4–5 лет стремительно развивается воображение, интенсивно формируется эмоциональная сфера личности, что дает почву для объединения и скрепления страхов. Прослеживаются типовые:

  • страх темноты;
  • боязнь засыпания, чтобы не приснились кошмары;
  • страх одиночества, брошенности;
  • опасения замкнутого пространства;
  • боязнь сказочных персонажей.

Обычно дети не боятся замкнутого пространства, если порождению этого страха не поспособствовали взрослые. Если ребенка с целью наказания запирали в туалете, ванной комнате и даже в чуть более просторном помещении, может проявиться столь сильный испуг, который укоренится на долгие годы.

Девочка испытывает страх

Совершенно иррациональными с точки зрения взрослого, но такими реальными для детей, являются воображаемые страхи, вызванные сказочными персонажами. 5-летний возраст – наиболее сенситивен для развития воображения.

Данное условие играет злую шутку с детьми – они представляют сказочных героев как наяву и по-настоящему их пугаются. Увещевания родителей, что в жизни так не бывает, пролетает мимо детского восприятия.

Серьезную помощь может оказать придумывание терапевтических историй, в которых ребенок преодолевает страх (см. по ссылке пример терапевтической истории, направленный на избавления от страха темноты).

Страхи старших дошкольников

После 6 лет у детей усложняется психологическая структура страхов, поскольку подключаются морально-нравственные ориентиры. У дошкольника формируется умение планировать и предвидеть последствия своих поступков и действия других людей; актуализируется чувство стыда, вины, гордости; становится закономерной способность к сопереживанию.

Старший дошкольник в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следовало бы избегать. И это добавляет страх с чем-то не справиться, столкнуться с агрессивностью окружающих, нарваться на наказание и пр.

У очень многих детей проявляются экзистенциальные страхи, связанные с осознанием неизбежности смерти, с беззащитностью человека перед стихиями. Особенно эти волнения усиливаются, если ребенок стал свидетелем подобных тяжких событий.

Наиболее часто дошкольники 6–7 лет подвержены следующим страхам:

  • боязнь родительского наказания;
  • страх потерять родителей;
  • переживания, связанные с тем, что не справится и не оправдает возложенных надежд;
  • страх смерти;
  • страх перед болезнью, паника, что болезнь не отступит;
  • боязнь кошмаров;
  • боязнь животных (выборочно);
  • страхи, связанные с природными катаклизмами.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте имеет место не только эмоциональная, но и рациональная составляющая страха. Детские страхи в это время теряют «склейку». Дошкольник может паниковать в силу одних причин, и быть совершенно спокойным там, где пугаются другие дети.

Появление дифференцированного отношения дробит лавину страхов, что облегчает жизнь дошкольника. Однако нельзя пережидать, пока ребенок самостоятельно преодолеет беспокоящие его испытания. Какую помощь могут оказать ребенку взрослые, читайте в статьях:

  1. Чем вызваны страхи у детей и как их преодолевать.
  2. Ночные страхи у детей.

Также важно учитывать, что игра была и остается естественным условием преодоления страхов, поскольку в ней моделируются многие из вызывающих страх жизненные или фантазийные ситуации. Дети понимают, что «это понарошку» и включаются в игру, подспудно снижающую концентрацию их страхов.

Ссылка на основную публикацию