Чем вызваны страхи у детей и как их преодолевать

Большинство детей проходит в своем психическом развитии период повышенной чувствительности к страхам. Чаще всего, страхи у детей дошкольного возраста носят преходящий характер и с взрослением исчезают. Однако, несмотря на такую особенность, они способны доставить множество неудобств и даже сложностей, как дошкольнику, так и его родителям. Есть также ребята, которым не удается справиться со своей боязливостью, и их восприятие и в дальнейшем находит новые поводы бояться там, где другие дети чувствуют себя вполне комфортно.

Особенности детских страхов

Заметим, что в этой статье речь идет не о всесторонней характеристике страха как эмоции, которую может испытывать любой человек, когда сталкивается с угрозой, испытанием или с возможной болью. Подобные ситуации, вызывающие переживания и опасения, возникают и в жизни детей. Это естественный страх, оберегающий жизнь человека.

Детские страхи

Обратимся к иным страхам, которые возникают у детей, когда им ничто не угрожает.

Например, боязнь засыпать в комнате без света или посещать врача, непреодолимое эмоциональное напряжение, когда нужно подойти к другим детям, или остаться подождать маму у двери кабинета в поликлинике.

Да мало ли чего боятся дети! Некоторые детские страхи даже получили официальное название «бредовые». В такую категорию попадают эмоции, когда ребенок испытывает ужас абсолютно на «ровном месте». Например, ни за что не соглашается надеть пушистую шубку, или лезет под стол, завидев нового человека в квартире, или боится прикоснуться к новой игрушке.

Это примеры типичных детских страхов, которых по определению не должно быть в жизни человека, но они почему-то существуют… Главное объяснение кроется в том, что человек трех, пяти, шести лет отроду слишком мал.

Ограниченный опыт ребенка не всегда позволяет преодолеть испуг перед новым, неизведанным. Поэтому на некоторых страхах дети как будто застревают и переживают их вновь и вновь.

Страхи могут поглощать настолько значительную часть эмоциональной сферы ребенка, что в его поведении исчезает смех, непосредственность, жизнерадостность. Перечисленные позитивные чувства вытесняются эмоциональной напряженностью и настороженностью, вдобавок перерастающими в ночные кошмары.

Типичные возрастные страхи

Всестороннее изучение специалистами данной темы позволило выявить наиболее распространенные страхи у детей 4-5 лет и дошкольников постарше. Малыши до трехлетнего возраста необоснованную боязливость не проявляют, поскольку у них еще не развито воображение, так коварно и активно стимулирующее детский страх.

Дети до пяти лет чаще всего боятся оставаться одни в темной комнате и замкнутом пространстве, пугаются отрицательных сказочных персонажей, некоторых животных, чужих людей,  Деда Мороза и пр.

Сказочные или вымышленные персонажи «оживают» в воображаемом мире младшего дошкольника, поскольку для него еще нет границы между реальностью и фантазиями. Ребенок верит в придуманное и, если оно включает устрашающие объекты, испытывает страх в чем-то настораживающей его реальной обстановке. Устойчивое обособление мира фантазий от настоящего происходит только после 5-ти лет.

В этом возрасте страхи словно цепляются друг за друга и образуют единое поле беспокойства. К примеру, воспоминание об огромном медведе из сказки притягивает испуг, когда ребенок видит плюшевого бельчонка-игрушку. И вот уже, несмотря на симпатичность игрушки, дошкольник разражается плачем.

В старшем дошкольном возрасте связи между страхами не так выражены, но у особенно ранимого ребенка их может стать еще больше! Некоторые дети панически боятся природных явлений, особенно молнии, грозы, наводнений. В 6-7 лет у многих детей появляется страх смерти – собственной или своих близких. На этом же возрастном этапе встречается боязнь кошмарных сновидений, страх родительского наказания.

Источники и причины возникновения страхов у детей

Детские врачи и психологи предполагают, что предрасположенность к страху у детей может формироваться еще в утробе матери. Этому способствует тревожное эмоциональное состояние матери. Поскольку данную причину нейтрализовать после рождения ребенка уже невозможно, обратим внимание на другие, которые в большой степени зависят от воспитания в семье.

Специалисты уже давно провели типизацию причин детских страхов и выделили несколько направлений.

1.Самая понятная и очевидная причина – личный неприятный опыт, конкретный непредвиденный случай, произошедший в реальности и напугавший ребенка.

Может, малыш испугался внезапно подскочившей к нему собаки. Или ребенок оступился на лестнице и скатился кубарем по ступенькам. Возможно, пока мама была занята покупками, к дошкольнику подошел странноватого вида чужой и нечто пугающее сказал… Не все нежелательные события можно предусмотреть, и подобные угрозы благополучию детей случаются.

2.Особенности темперамента и характера ребенка. Уже с рождения дети отличаются типом нервной системы, влияющим на формирование определенных черт характера. Появлению, а затем и закреплению страхов способствуют такие особенности как тревожность, неуверенность, мнительность.

Если ребенок чрезмерно зависит от взрослых, принимая их всестороннюю заботу и не пытаясь проявлять самостоятельность, то это приведет к психологической незрелости, которая станет удобренной почвой для многочисленных детских страхов.

Следует отметить, что в создании такой почвы в большой степени повинны взрослые — на формирование нежелательных черт в характере ребенка влияет неверно выбранный прием или сложившийся стиль воспитания.

3.Запугивающее воспитание. Сознательно или неосознанно родители и другие значимые взрослые частенько сами запугивают детей.

Всем известны случаи, когда ребенок демонстрирует непослушание или не реагирует на запрет, а взрослые, чтобы приструнить дитя, стращают: «Кто кашу не ест, того забирают разбойники!», «У непослушных деток маму забирают и отдают тем, кто слушается», «Не капризничай, а то дядя чужой тебя уведет с собой».

Подобные шедевры из уст взрослых вылетают даже в наше время. Так взрослые пытаются регулировать поведение дошкольника страхом, а затем удивляются, что ребенок пугается и столбенеет в других ситуациях.

4.Повышенная тревожность родителей. Если у взрослых нечто вызывает опасения, то они обязательно передают тревогу своим детям путем многократных повторений, чего следует остерегаться.

Испуг

Как правило, ребенок боится того, чего боятся его мама или бабушка. Повторяя «Не подходи к плите, опрокинешь на себя кипяток», родители добьются того, что дошкольник даже в 6 лет побоится самостоятельно разогреть себе еду.

«В лифте можно застрять, лучше ходить пешком» — такое тревожное напоминание бабушки может привести к тому, что ребенок будет воспринимать лифт как самое страшное помещение.

5.Чрезмерное детское воображение. Фантазирование – привычное состояние в дошкольном возрасте. В этот период у детей еще нет четкого разграничения, где реальность, а где вымышленность. По крайней мере, таких границ нет до 5-6 лет.

Дети населяют свой мир воображаемыми объектами, как милыми и добрыми, так и страшными, агрессивными, злыми. А затем, испугавшись последних, они еще больше о них думают и притягивают в свой фантазийный мир, что закрепляет и усиливает страх.

Детские страхи, порождаемые перекосом в семейных отношениях

Гиперсоциализированные матери вносят существенную лепту в формирование детской тревожности. Такие мамы и на себя взваливают большую нагрузку (работа, семья, личностное самосовершенствование и т.д.), и стремятся организовать жизнь своего ребенка по заранее составленному плану.

Конечно же, эмоционально чувствительные и впечатлительные малыши нуждаются в теплоте и нежности, а не в существовании по расписанию, поэтому погружаются в непреходящее внутреннее беспокойство. Что является благодатнейшей почвой для возникновения страхов.

Страхи у детей

Нередко при подобных семейных отношениях дети боятся Бабы Яги. Поскольку мнительный ребенок не может принимать отстраненное поведение мамы, то он подсознательно вытесняет ее отрицательные черты в сказочный образ Яги.

Если у отца нет эмоционального контакта с ребенком, тот испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед многими сказочными персонажами. Малышу не хватает чувства защищенности, которое порождает смелость и уверенность. Потребность в защите со стороны отца существует даже в борьбе с воображаемой опасностью.

Конфликты между родителями также способствуют формированию повышенной боязливости детей дошкольного возраста. Особенно конфликты пугают старшего дошкольника, которому представляется, что эмоционально близкий ему родитель может умереть, а он останется с тем, кто недобрый и его не любит.

Как проявляется страх у дошкольника

Наблюдая за ребенком, можно выделить в его состоянии и поведении, как очевидные выражения страха, так и косвенные признаки.

К очевидным можно отнести: ужас на лице, плач, бегство, стремление спрятаться, оцепенение, растерянность, дрожащий голос.

Косвенные признаки распознаются не сразу. Дети могут избегать посещения напрягающих мест, неожиданно твердить «не хочу» по отношению к тому, что ранее привлекало, смущаться, упорствовать, испытывать сложности с засыпанием.

Условия преодоления страхов

Родители редко наперед задумываются  о возможном возникновении страхов у их ребенка. В подавляющем большинстве случаев они оказываются перед фактом, что их дитя чего-то панически боится.

Первой помощью для ребенка, испытывающего страх, является немедленная поддержка взрослых. Успокоить, нежно прижать к себе, включить свет, если темно, расспросить, что так напугало, — такие действия необходимы, чтобы снизить стресс у дошкольника.

Недопустимо игнорировать или отрицать детские страхи, комментируя «Не выдумывай!», «В твоей комнате никого нет», «Не маленький, можешь десять минут поиграть один, пока меня не будет». Взрослые подчас не понимают, насколько они жестоки в такие моменты по отношению к малышу. И это в то время, когда ребенок нуждается в защите и поддержке.

Выслушайте и поддержите ребенка так, чтобы он убедился, что бояться – это нормально, что испугаться может кто угодно. Важно успокоиться и вместе удостовериться, что угрозы нет.

Но страх не испаряется в один момент. Естественной палочкой-выручалочкой снижения детской тревожности и страхов была и остается игра. В игровой деятельности в безопасной обстановке дети имеют возможность воспроизводить ситуации, вызывающие страхи, и таким образом постепенно изживать собственную боязливость.

Родителям, а также бабушкам-дедушкам, важно найти равновесие между поощрениями активности и самостоятельности дошкольника и запретами. От нежелательных действий ребенка всегда можно отвлечь, не прибегая к крикам или запугиваниям.

Взрослые обязаны руководствоваться тремя правилами, чтобы ограждать детей от разрастания в их жизни страхов:

  1. Никогда нельзя пугать ребенка чем-то или кем-то ради послушания.
  2. Не допускать насмешек и не стыдить, если дитя испугалось.
  3. Не оставлять дошкольника одного в незнакомой ему обстановке, где возможно появление неожиданного.

В семье должна быть жизнерадостная спокойная атмосфера и взаимопонимание, чтобы пугающие образы оставались только в сказках, чтобы у ребенка была тяга к самостоятельным действиям, чтобы беспокойство ребенка проявлялось только в  оправданных ситуациях.

Ссылка на основную публикацию