Роль музыки в воспитании детей дошкольного возраста

Музыка сопровождает человека всю жизнь, и это происходит вне зависимости от его желания. С детства она становится как источником восприятия, так и одним из способов познания окружающего мира. Музыкальное воспитание влияет на нравственно-эстетическое развитие личности дошкольника, его чувства, сознание, поведение, настроение, активность, эмоции.  Приобщая детей к музыкальной культуре, взрослые учат малыша любить и понимать качественную музыку.

Как присутствует музыка в жизни дошкольника

В раннем детстве музыка  – это колыбельная, которую с нежностью поет мама. Постепенно разные мелодии начинают все чаще звучать в повседневной жизни малыша.

Ребенок и музыка

Это мультипликационные фильмы с детскими песенками; песни, которые поют или слушают дома, в машине, в гостях; специальные занятия и развлечения в детском саду.

Какие-то мелодии и звуки пролетают мимо слухового восприятия ребенка, но некоторые привлекают и запоминаются. Появляются музыкальные предпочтения, иногда весьма неожиданные. Пример из жизни: «Включи мне «Ягоду-малинку», – просит малышка, весело пританцовывая. Песня подростково-молодежная, но ритмичность и знакомые повторяющиеся слова в припеве находят отклик и у дошкольников.

При наличии простейших музыкальных инструментов – дудочки, бубна, колокольчика, металлофона, барабана и пр. – малыши с удовольствием самостоятельно музицируют. Под музыку дети веселее рисуют, лепят, конструируют. Танцы, хороводы, гимнастика, аэробика – все это проводится под музыкальное сопровождение.

Чем чаще звучит музыка в непосредственном окружении, тем привычнее она становится для ребенка. И вот уже наступает время, когда дошкольник сам просит мелодичное сопровождение, чтобы было задорнее складывать игрушки, или послушать «капельки дождя» перед сном. Не каждый ребенок подобным образом откликается на музыку, однако такие малыши есть.

Если у дошкольника проявляется интерес, способности и желание, родителям следует позаботиться, чтобы он посещал музыкальную школу, студию или кружок. Это прямой путь, чтобы воспитать у ребенка любовь к музыке.

Главное, помнить, что интересы детей очень изменчивы, и музицирование может манить малыша временно. Не позволительно заставлять дошкольника продолжать музыкальные занятия, если они ему разонравились. Лучше найти другие формы: слушать интересные мелодии, выполнять зарядку под веселые детские марши, смотреть музыкальные мультфильмы и сказки и пр.

Что может дать музыка ребенку

Музыка всестороннее влияет на развитие ребенка. Она развивает внимание, память, речь, организованность, быстроту реакции, волевые усилия. Палитра чувств, возникающая у детей при восприятии мелодичных звуков, обогащает их духовный мир. Слушание музыкальных произведений вызывает различные эмоциональные переживания.

Кроме положительного воздействия на познавательную сферу и чувственный мир ребенка, музыка вносит непосредственный вклад в физиологическое развитие. Подтверждено, что пение развивает голосовой аппарат, помогает при проблемах с речью. Занятие ритмической гимнастикой и танцами улучшают координацию движений.

Развитие способностей

Музыкальные занятия, да и обычное повседневное окружение ребенка музыкой – прекрасная база для развития музыкальных способностей, которые включают:

  • Ладовое чувство – способность эмоционально отзываться на услышанное музыкальное произведение. Эта способность лежит в основе развития музыкального слуха. Например, слушая небольшие классические пьесы, дошкольники осознают разницу между мажором и минором как средством отображения веселья и грусти.
  • Музыкальный слух – способность воспринимать мелодии и воспроизводить их на слух. Дети с удовольствием напевают знакомые мелодии, играя или занимаясь каким-либо видом деятельности.
  • Чувство ритма. Танцы, речевые игры под аккомпанемент музыкального инструмента или хлопки, аэробика – все эти приемы используются для развития умения чувствовать временные отношения в музыке.

Развитие музыкальных способностей влияет на природные возможности дошкольника. У него возникает желание научиться хорошо петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте.

Музыка стимулирует творческое воображение. Слушая мелодию, дети представляют сюжеты, персонажей, описывают их эмоциональное состояние. Например, прослушивание пьесы Д. Кабалевского «Петя и волк» усиливает творческое воображение дошкольника, помогает представить образы ярче и многограннее. В произвольном танце дети придумывают танцевальные движения, используя имеющийся опыт и умения.

Без музыкального воздействия трудно представить эстетическое воспитание, умение воспринимать прекрасное. Музыка – эффективное средство по развитию у малыша умения видеть и ценить красоту. Взрослые рассказывают детям о разнообразии тематик, жанров, приемах выразительности, структуре отдельных произведений, чем помогают им понимать музыку, воспринимать как искусство, дарящее наслаждение.

Терапевтическое воздействие музыки на детей

Музыкальная атмосфера и отдельные мелодии влияют на состояние нервной системы дошкольника. Они успокаивают, помогают расслабиться или, наоборот, активизируют его деятельность.

От мелодии зависит и эмоциональное состояние. Некоторые произведения вызывают состояние умиротворения и покоя, а некоторые беспокойство, подавленность, слезы и даже агрессию. Поэтому родителям очень важно уделять внимание вопросу, какую музыку они предлагают дошкольнику, и чутко реагировать на его ответные реакции.

Какие качества воспитывает музыка у детей

Если приучать ребенка прислушиваться к музыкальному произведению, уделять внимание собственно восприятию музыки, а не принимать мелодию как приятный фон, то становится заметным ее влияние на формирование личности. У ребенка появляются важные качества:

  • искренность в выражении чувств;
  • непосредственность переживаний;
  • образное видение;
  • эмоциональная отзывчивость;
  • умение сопереживать.

Эмоционально отзываясь на слова песенки или музыкальной пьесы, дошкольник сопереживает персонажам. Многие детки замечают аналогии с этими переживаниями в реальной жизни, комментируют их, задают вопросы.

Обучение на музыкальных инструментах приучает к усидчивости, трудолюбию. Желание научиться правильно петь или танцевать вырабатывает целеустремленность. И это уже волевые качества, основа которых закладывается в дошкольном возрасте.

Общие танцы, хороводы, совместное пение развивает у детей коммуникабельность и дает ребенку возможность осознать себя частью коллектива, что важно для социального развития дошкольника.

Формирование художественно-эстетического вкуса

Музыка является неотъемлемой составляющей художественно-эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте складываются музыкально-слуховые предпочтения. У ребенка развиваются эстетические чувства, благодаря которым он постигает характер музыки и учится отличать гармоничное от дисгармонии, красоту от безвкусицы.

Чтобы сформировать у дошкольника эстетический вкус, необходимо:

  1. Предлагать ребенку качественную музыку разных жанров, разумеется, в соответствии с возрастом. Например, «Времена года» П.Чайковского, «Полет шмеля» Н. Римского–Корсакова, музыка В. Шаинского, А. Рыбникова и других композиторов увлекает детей с очень раннего возраста.
  2. Прослушивать музыкальные произведения несколько раз. Периодически возвращаться к знакомой пьесе.
  3. Помочь дошкольнику проникнуть в содержание музыкального произведения, задавая наводящие вопросы: «Это веселая мелодия или грустная? Что ты представляешь, когда слышишь эту музыку?».
  4. Желательно, чтобы дети иногда участвовали в воспроизведении музыки. Например, дополняли музыкальную тему звучанием колокольчика или музыкального треугольника. Это активизирует их восприятие.
  5. Собрать детский плейлист и прослушивать его вместе с ребенком, находясь в дороге. Можно предложить подпеть исполнителю. Знаменитая «Песня друзей» («Ничего на свете лучше нету…») Г. Гладкова на слова Ю.Энтина из мультфильма (фильма) «Бременские музыканты» вызывает желание петь вместе с исполнителем.
  6. Вместе с ребенком слушать детские мюзиклы, посещать концерты. Это духовно сближает малыша с родителями и обогащает семью эстетически.

Как организовано музыкальное воспитание в детском саду

Существенный прогресс в художественно-эстетическое развитие детей вносит детский сад. В ДОУ существуют программы, которые предусматривают постепенное целенаправленное развитие по всем направлениям, в том числе, и музыкальном. В этом плюсы посещения детского сада ребенком.

Дети с музыкальными инструментами

Например, в ДОУ музыка звучит не только на музыкальных занятиях, но и в различной повседневной деятельности. Утром, занимаясь зарядкой под музыкальное сопровождение, дети заряжаются бодрым настроением. Труд, рисование, лепка часто сопровождаются музыкальными произведениями. Игры с пением, хороводы строятся на произведениях народного творчества.

В каждой группе есть «Музыкальный уголок», в котором собраны тематические альбомы, иллюстрации, портреты музыкантов, а также детские инструменты для самостоятельного «музицирования».

Особое место занимают занятия. Их ведет специалист музыкальный руководитель, владеющий игрой на фортепьяно. Используемый материал, время проведения соответствуют возрастным группам детей. Структура занятия: музыкально – ритмические упражнения; слушание музыки; распевание, подпевание и пение; музыкально – дидактические игры; танец (хоровод, пляска), возможна игра.

Таким образом, на занятиях дети развиваются в разных музыкальных направлениях. Изученный материал используется на утреннике или детском досуге в ДОУ, когда дети получают возможность продемонстрировать другим, чему они научились.

Ссылка на основную публикацию