Боязливые дети в детском саду: чего боятся и как им помочь преодолеть страх

Есть определенная категория детей, которым сложнее адаптироваться к детскому саду. Это застенчивые и боязливые дети. В основе застенчивости лежит страх социальных контактов. Задача взрослых – помочь малышу преодолеть стеснительность, чтобы в дальнейшем она не препятствовала его социализации. Для этого родителям необходимо знать природу детской застенчивости, причины страхов в общении и способы их преодоления.

Застенчивые и боязливые дети в детском саду

Застенчивость проявляется к 3–4 годам. Чаще всего она характерна меланхолическому типу. Но бывает, что такое поведение – это результат особенностей воспитания, которые формируют комплекс боязливости и у детей менее чувствительного типа темперамента.

Например, гиперопека. Родители кормят из ложечки до 5 лет, одевают, не дают самостоятельности в игре, формируют мнение об окружающем мире, как источнике опасности, ограничивают в общении, опасаясь инфекции. В итоге, это приведет к излишней застенчивости ребенка, к появлению у него чувства тревоги и беспокойства.

Дети занимаются

Причиной застенчивости может стать также излишняя требовательность и строгость родителей по отношению к ребенку. Дошкольник может не решаться на самостоятельные действия, поскольку опасается порицания со стороны взрослых.

Таких детей в детском саду педагог замечает сразу по характерным особенностям поведения:

  • они тихие, не балуются, не проявляют инициативу;
  • предпочитают одиночество;
  • с трудом идут на контакт.

Воспитатель проявляет индивидуальное внимание к такому ребенку и помогает ему адаптироваться в ДОУ. Особое внимание застенчивым воспитанникам уделяет психолог детского сада. Он проводит диагностику, коррекционную работу, дает рекомендации воспитателям и родителям.

Сложности в принятии новых условий и режима ДОУ

Адаптация застенчивого ребенка к ДОУ может занимать до года. Ребенок, испытывающий стеснение и страхи, часто эмоционально нестабилен. Он плачет, с трудом засыпает, не стремится к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Ему тяжело выполнять новые правила и режим детского сада.

Боязливому ребенку часто требуется больше времени, чтобы переключиться на другую деятельность. К примеру, все ребята по сигналу воспитателя быстро сложили игрушки и готовы приступить к занятию, а застенчивому ребенку сложно проявить подобную прыть. Проблема возникает и при выполнении коллективного задания, выступлении на утренниках, в совместной игре.

Дошкольник взрослеет. Постепенное понимание своей застенчивости, возникающий дискомфорт, еще больше сковывают его. Он вынужденно принимает условия и даже контактирует со сверстниками и педагогами, но это требует от него определенных усилий.

Проявление самостоятельности и инициативности

Боясь совершить ошибку, застенчивые дети предпочитают пассивность, находясь в социуме. Они не отвечают на занятиях, даже когда знают правильный ответ. Если воспитатель задал вопрос, чаще всего отмалчиваются.

Такие дети не предлагают сюжеты игр, не стремятся к коллективной деятельности, публичные выступления вызывают у них тревогу. Поэтому самостоятельность и инициативность – эти те качества, которые необходимо развивать у стеснительных детей. Для этого необходимо:

  1. Развивать у ребенка навыки самообслуживания. Это даст ему уверенность в своих умениях при адаптации к детскому саду.
  2. Поощрять малейшую проявленную инициативу. Главное, чтобы деятельность не представляла опасность для жизни и здоровья дошкольника.
  3. Определить круг обязанностей ребенка. Например, полив комнатных растений.
  4. Не критиковать, а наоборот, отмечать даже минимальные успехи. Это будет способствовать повышению его самооценки.

Основные принципы развития самостоятельности и инициативы: обязательность, посильность, интерес, занятость, поощрение.

Страхи дошкольника в общении со сверстниками

Чрезмерная застенчивость затрудняет общение дошкольника со сверстниками. Он не может познакомиться, спросить имя, предложить совместную игру. Иногда это имеет внешние признаки. Ребенок краснеет, заикается, с трудом подбирает слова, говорит тихо.

Если малыш боится взаимодействовать с другими детьми, нельзя допускать следующее:

  • Озвучивать это вслух. Ребенок не должен воспринимать свою застенчивость, как проблему.
  • Делиться своим беспокойством по этому вопросу с другими взрослыми. Малыш может услышать мнение о себе, что вызовет у него еще большее чувство стеснительности. Он очень зависит от мнения окружающих.
  • Заставлять дружить или общаться с другими детьми. Это вызовет у ребенка обратную реакцию.
  • Говорить негативно о других сверстниках.

Детские страхи коммуникации могут происходить от нарочитого запугивания в семье: не выходить одному из дома на детскую площадку, не играть с «плохими» детьми и пр.

Особенности поведения застенчивого ребенка

Застенчивый ребенок очень послушен, когда оказывается в детском саду. Он ведет себя тихо, играет в одиночестве. Низкая самооценка влияет на его активность, что негативно сказывается на развитии его собственных познавательных и коммуникативных способностей.

Ребенок может бояться всего, что ему незнакомо. Новая обстановка, необходимость выполнять требования детского сада, чрезмерная активность сверстников – любое условие может оказывать стрессовое воздействие.

Застенчивый ребенок занимается делом

Благодатным моментом для него является понятное ему дело, которым он может заниматься в одиночестве.

Застенчивый малыш боится обратить на себя внимание, что влияет на его эмоциональную и когнитивную сферу. Для него затруднителен контакт «глаза в глаза». Он старается избегать общения и очень смущается, контактируя с окружающими. При этом для него характерны такие личностные качества, как доброта, сопереживание и ответственность.

Помощь дошкольнику в приобщении к кругу сверстников

Без помощи взрослого стеснительному ребенку сложно перешагнуть барьер, отделяющий его от коллектива детей. Важно плавно и ненавязчиво помогать такому дошкольнику вливаться в групповое общение.

В дошкольном возрасте возникают две формы общения у детей: ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая. Ребенок стремится к положительному отношению к себе со стороны сверстников. Застенчивый дошкольник наоборот стремится минимизировать общение.

Используя определенные приемы, педагог приобщает его к коммуникации со сверстниками. Например, предлагает ему вместе с другими детьми группы помочь малышам одеться на прогулку. С младшими детьми такой дошкольник будет чувствовать себя увереннее. При этом поднимется его самооценка. Он нужен, важен, справился с заданием, помог другому.

Можно дать ему поручение совместно с доброжелательным и коммуникабельным сверстником. Это мотивирует детей на обоюдный контакт. Тем более что в паре легче общаться, чем с группой ребятишек.

Взрослый обязательно благодарит за оказанную помощь или качество выполненной работы каждого ребенка, и застенчивый малыш ощущает значимость своих усилий наравне с другими.

Совместная игра, организованная взрослым и опосредованно контролируемая им, также поможет дошкольнику влиться в коллектив. Специальные упражнения в игровой форме способствуют развитию коммуникации. Например, игра «Поймай мяч и похвали». Дети по кругу бросают друг другу мяч и при этом называют его достоинство: веселый, умный, лучше всех рисует, быстро засыпает…

Рекомендации родителям, что поможет снизить боязливость ребенка

Многие дети, проявляющие стеснительность и боязливость в детском саду, могут чувствовать себя дома спокойно и расслабленно. Родители иногда даже не подозревают, какое напряжение вызывает «выход в социум» у ребенка. Им невдомек, что их малыша нужно подготовить к детскому саду, прежде чем отправить на постоянной основе в совершенно новую среду.

Чтобы предупредить детскую боязливость и стеснительность, побороть уже проявившийся страх у ребенка, рекомендуем родителям внедрять в жизнедеятельность семьи профилактические меры:

  1. Расширяйте круг знакомств: ходите в гости, приглашайте к себе друзей и родных.
  2. Посещайте с ребенком развивающие студии, развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту, учите контактировать с окружающими.
  3. Развивайте навыки самообслуживания у детей. Самостоятельность дома поможет малышу чувствовать себя увереннее и в ДОУ.
  4. Укрепляйте уверенность в собственных силах.
  5. Читайте тематические сказки, обыгрывайте сюжеты с помощью игрушек.

Все эти приемы снизят страхи детей дошкольного возраста и помогут стеснительному ребенку адаптироваться к детскому саду.

Ссылка на основную публикацию