Кружки по интересам для развития детей в детском саду

Для реализации дополнительных возможностей развития детей в детском саду функционируют кружки и секции. Это эффективное подспорье в том, чтобы выявить предпочтения ребенка, заинтересовать новым делом, развить способности. Родители, желающие, чтобы их ребенок посещал кружки в детском саду, заключают специальный договор с администрацией образовательного учреждения. Информация, изложенная в данной статье, поможет родителям разобраться с организационными моментами и принять решение о посещении кружка их ребенком.

Условия кружковой работы в детском саду

Для проведения кружковой работы в ДОУ создаются условия в соответствии с требованиями СанПиН (санитарные правила и нормы). Если ДОУ имеет лицензию на оказание платных услуг, то кружки, студии и секции работают на платной основе.

Деятельность, дополняющая основную образовательную программу дошкольного учреждения, регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Лицензией (если услуги платные);
  • Уставом ДОУ;
  • положением о кружке (секции).

Занятие кружка в ДОУ

Обязательно наличие программы кружка, секции или студии, специалистов, помещений, оборудования. Педагог, который ведет кружковую деятельность, может быть из коллектива ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель) или работать по договору (логопед, хореограф).

Например, кружок «Островок тренажеров». Цель: формирование основ ЗОЖ. Необходимо помещение с детскими тренажерами; инструктор по физкультуре (воспитатель), владеющий информацией об использовании каждого из них; программа с комплексом занятий.

Как организационно включены кружки в режим ДОУ

Кружки и секции в ДОУ проводятся после сна во вторую половину дня. Это связано с тем, что первая половина дня предназначена для организованной образовательной деятельности и прогулок.

В соответствии с графиком и списком, воспитатели групп отводят детей к специалистам, которые задействованы в этом виде услуг. Время проведения занятия – 30 минут. Если кружок бесплатный, и его ведет сам педагог, то он имеет форму занятия со всей группой.

Направления кружковых занятий в ДОУ

Кружки в ДОУ по ФГОС должны давать материал, выходящий за рамки государственного стандарта дошкольного образования. Востребованы направления:

  1. Интеллектуальное («развивайки»).
  2. Творческое (изодеятельность, театрализация, музыкальное, танцевальное).
  3. Физкультурное (спортивные секции, тренажеры).
  4. Подготовка к школе (чтение, математика).
  5. Коррекционное (занятия по развитию мелкой моторики, логопедия).

Таким образом, каждый дошкольник имеет возможность получить дополнительные знания, развить природные задатки, подкорректировать проблемы логопедического характера, получить помощь в физическом развитии. Работа с одаренными детьми может вестись по индивидуальной программе.

Кружки для дошкольников младших и средних групп

Кружки в младшем и среднем возрасте помогают увлечь интересной деятельностью, развивают усидчивость, способствуют всестороннему развитию малышей. Для этой возрастной группы актуальны следующие направления:

Рекомендуются также кружки, связанные с творчеством, интеллектуальной («развивайки») и оздоровительной (спортивные секции) деятельностью.

Например, кружок «Акварелька» по изобразительной деятельности обучает воспитанников техникам нетрадиционного рисования. Рисование с детьми 3-4 лет всесторонне влияет на их развитие. У детей не только появляются знания и умения в этой области, но и развивается моторика, коммуникативные умения, пополняется словарный запас, малыш получает положительные эмоции.

Кружки в ДОУ для детей старшей группы

Для детей старшей группы в ДОУ появляется возможность расширить перечень предлагаемых услуг по кружковой деятельности. Ребенка после 5 лет может заинтересовать:

  • театральный кружок;
  • музыкальная студия;
  • экологический кружок;
  • техника оригами;
  • обучение грамоте;
  • ментальная арифметика;
  • студия интеллектуальных игр;
  • спортивные секции («Шахматы», «Школа мяча»).

Кружок в детском саду

Например, студия интеллектуальных игр предполагает мотивацию к размышлению посредством развивающих игр и существенно развивает логическое мышление дошкольников. В работе с детьми используются блоки Дьенеша, цветные палочки Х.Кюизенера, игры Б.П. и Л.А. Никитиных и другие.

В музыкальной студии «Веселые нотки» воспитанников обучают пению. Педагог уделяет индивидуальное внимание развитию музыкального слуха, ладового чувства и способности к музыкальному импровизированию. Такой кружок вызывает большой интерес у детей, имеющих музыкальные способности.

На занятиях экологического кружка дети пополняют свой запас знаний о природных явлениях, фиксируют свои наблюдения с помощью пиктограмм в специальных дневниках, размышляют. Для них разрабатывают оригинальные маршруты Экологической тропы.

Дополнительные занятия для детей подготовительной группы

В подготовительной группе приоритетом становится подготовка к школьному обучению. Помимо творческих студий и спортивных секций востребованы кружки познавательного развития. Например:

  • «Детская лаборатория» (дети проводят опыты и учатся делать выводы по результатам экспериментов);
  • «Страна динозаврия» (познание основ развития планеты, сведения о динозаврах и др. вымерших животных);
  • «Обучение чтению»;
  • «Интересная математика»;
  • «Скоро в школу» (комплексная подготовка);
  • «Говорим правильно» (занятия с логопедом).

Комплексная подготовка к школе подразумевает обучение чтению, основам математики и письму. На занятиях используется игровая мотивация, чтобы дошкольник не терял интерес к процессу обучения.

Например, при обучении чтению используется игра «Собери слова из букв». Вокруг картинки вразброс расположены буквы. Ребенок должен расположить их в клеточках, чтобы получилось слово, обозначающее нарисованный предмет.

Польза участия в кружках для ребенка

Дополнительные услуги в образовательном учреждении помогают решать следующие задачи гармоничного развития ребенка:

  • углубление базовых знаний и умений;
  • развитие специальных способностей;
  • получение социально значимого опыта взаимодействия;
  • испытание «ситуации успеха»;
  • развитие личностных качеств ребенка;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • развитие творческих способностей.

Например, театральная студия «Маски» развивает артистические способности, фантазию, речь, воображение, активизирует словарный запас, воспитывает в детях интерес к театральному искусству.

Очевидно, что кружки по интересам несут дополнительные возможности развития детей в детском саду. Кружок, являясь неформальным свободным объединением детей из разных групп, способствует развитию коммуникативных навыков и формирует такие качества, как самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, любознательность. Это те качества, которые пригодятся уже в ближайшем будущем – они необходимы будущему первокласснику для успешного обучения в школе.

Актуальные рекомендации:

Ссылка на основную публикацию