Содержание
Не все дошкольники посещают детский сад, где об их досуге заботятся воспитатели. Особенно отличается летний период в дошкольном учреждении как время интересных занятий на свежем воздухе. Важно, чтобы родители также нашли варианты, чем занять ребенка летом в домашних условиях, чтобы летние месяцы стали для него запоминающимися и приятными своего рода каникулами.
Чем занять ребенка летом в городе
Иногда именно летом родители не водят в детский сад малыша. Он проводит время с родителями дома, с бабушкой и дедушкой на даче или в деревне. В этом случае вопрос организации детского досуга решается взрослыми.
Летом в городе ребенок требует особого внимания. Он не должен пребывать все время в квартире только потому, что у взрослых всегда находится много домашних дел. Необходимо, чтобы больше времени он проводил на свежем воздухе.
Дети с нетерпением ждут летнего сезона, чтобы вдоволь накататься на велосипедах, самокатах, поиграть со сверстниками. Ждут они и более частых выходов в интересные места – в парк, кинотеатр, на набережную, в музей, в аквапарк, зоопарк.
Если на улице дождливая погода, своевременными окажутся различные занятия, которые не только будут носить развлекательный характер, но и будут способствовать развитию навыков дошкольника. Например, приготовить вместе с мамой салат, поиграть с папой в шашки, смотать клубок из пряжи с бабушкой, склеить корабль из частей специального конструктора с дедушкой.
Какие развлечения подойдут дошкольнику на улице
Бывает, что взрослые и хотели бы разнообразить времяпрепровождения дошкольника, чтобы протекало оно с интересом и пользой, да не приходят на ум подходящие идеи. В качестве подсказки приведем варианты, чем занять ребенка на улице летом:
- организовать рисование мелками на асфальте;
- предложить построить замок из песка или домик для друга (резиновой игрушки) в дворовой песочнице;
- заинтересовать рисованием на влажном песке;
- запустить воздушного змея;
- организовать эко-прогулку, на которой дети будут собирать мусор, проявляя заботу об окружающей среде;
- поиграть в подвижные игры в соответствии с возрастом и количеством участников (догонялки, пятнашки и пр.);
- затеять веселое шоу с мыльными пузырями;
- покататься всей семьей на роликах;
- сделать бумажный кораблик и пустить его в плавание;
- поиграть в спортивные игры: бадминтон, футбол и пр;
- устроить соревнования – например, прыжки на скакалке;
- устроить раскопки в песочнице в поисках предварительно спрятанной взрослым небольшой игрушки;
- организовать поиск предмета на ограниченной местности, руководствуясь заранее начерченной схемой на листе бумаги.
Классические развлечения дошкольников на детских дворовых площадках также востребованы. Главное, обеспечить безопасность детей, убедившись предварительно в отсутствии посторонних предметов в песочнице или надежности качелей и горок, добившись понимания от ребенка, что дорога главный источник опасности.
Чем увлечь ребенка в доме или квартире
Занятия для дошкольника дома можно разнообразить совместной деятельностью со взрослым. Конструкторы, пазлы, книжки с яркими иллюстрациями интересуют многих детей, но и они надоедают, если ребенок играет с ними изо дня в день.
Мама, выполняя свою повседневную работу, может придумать увлекательное поручение ребенку, где есть место и творчеству, и помощи:
- Приготовить вместе с ребенком канапе для праздничного стола.
- Предложить украсить разложенный по тарелкам гарнир. Для оформления можно использовать веточки зелени, дольки помидоров, огурцов, сыра.
- Рассортировать горох и фасоль по контейнерам.
- Вырезать печенья из формочек и испечь их к чаю.
- Организовать большую стирку, предложив постирать вещи кукол или платочки.
Порадуют занятия, специально организованные для малыша. Например:
- Разукрасить кукольный дом из картона.
- Сделать браслеты из цветных шнурков, используя умения плести косичку.
- Поиграть в настольные игры: шашки, «морской бой», «Домино», «Эталоны» и другие.
- Подготовить плей-лист музыки к детским песенкам и поиграть в караоке.
- Устроить фотосессию, подобрав соответствующие атрибуты и предложив ребенку переодеваться в разные необычные образы.
- Сделать украшения, используя старые бусины.
- Применить в домашних условиях элементы театрализованной деятельности и организовать мини-спектакль.
- Нарисовать большой семейный рисунок на ватмане, лежа на полу. Каждый добавляет свои детали в композицию.
- Провести викторину. Например, по сказкам.
Беспроигрышно срабатывает идея «Украшаем комнату». Разложите перед ребенком цветную бумагу, вооружите ножницами и предложите вырезать флажки, круги, сердечки, треугольники. Малышу придется активно помогать, а старший дошкольник не только сам справится с задачей, но и придумает новые элементы. Потом вместе нанижите подготовленные детали на шнурок и украсьте комнату.
Игры с дошкольниками дома
Игры для детей в домашних условиях можно придумывать «на ходу». «Как называется предмет, у которого…?», «Кто увидит больше предметов … цвета в окружающем пространстве», «Чем похожи (различаются) предметы…?». Благодаря игровому содержанию дошкольники получают новые знания, развивают логическое мышление.
Полезно использовать игры, которые не требуют большой предварительной подготовки, однако хорошо развивают познавательные процессы. Например:
- «Клякса». Цель: развитие воображения. Ребенку предлагается брызнуть тушь на бумагу и сложить кляксой внутрь. Потом снова развернуть и рассмотреть отпечатанный след. На что он похож? Теперь нужно дорисовать, чтобы получилась картинка.
- «Что за песенка?». Цель: развитие слухового восприятия. Взрослый напевает мелодию, ребенок отгадывает. По ходу игры меняются ролями.
- «Угадай предмет». Цель: развитие тактильного восприятия. В мешочек кладут различные мелкие предметы. Малыш должен, не вытаскивая, на ощупь определить, какой предмет он держит рукой в мешочке. Только после этого предмет извлекается для проверки ответа.

Если дома собралась веселая компания дошколят, самое время организовать групповые игры.
Главная цель для взрослого при этом – занять детей, чтобы им было интересно, чтобы не конфликтовали по поводу игрушек. Но игры имеют гораздо больший потенциал и принесут пользу детям.
Несколько примеров:
- «Непоседы» на развитие внимания. Дети стоят по кругу и через одного выполняют задание первого-ведущего. Например, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, наклониться. Темп постепенно увеличивается.
- «Автомобили на дороге» на развитие зрительного восприятия и внимания. У взрослого в руках три цветных круга: красный, желтый и зеленый. Он светофор. Дети автомобили. Они двигаются по комнате, внимательно следя за сигналами светофора. Для усложнения автомобилям можно двигаться под музыку. Автомобиль, не выполнивший сигнал светофора, выбывает из игры.
- «Веселые пингвины» на развитие двигательной активности. Дети зажимают мяч между колен и прыжками продвигаются от старта к финишу. Побеждает «пингвин», допрыгавший первым.
- «Петушки дерутся» на развитие силы, ловкости, быстроты реакции. Дети разбиваются на пары. Они сгибают ногу, перехватывая ее рукою за стопу. Вторая рука согнута в локте и находится за спиной. По сигналу ведущего начинается бой. «Петушки», толкая плечом соперника, должны заставить его встать на обе ноги.
Как занять детей на даче летом
Много детей в летний период находятся на даче. Солнце, воздух и вода способствуют их оздоровлению. Качели и детский бассейн уже стали практически неизбежным атрибутом на дачном участке, и это верное решение.
Но схлынут первые эмоции после веселого плескания в воде, и дошкольник заскучает. Именно поэтому очень важно найти для детей занятие на свежем воздухе, которое будет им интересно. Это могут быть эксперименты, интересные прогулки, творчество.
Предлагаем 10 идей, которые, возможно, окажутся в новинку для вашего ребенка:
- «Метеостанция». Ребенок метеоролог. Он должен ежедневно следить за погодой, изменяющейся температурой и записывать 2–3 раза в день данные в специальный блокнот. В конце недели необходимо проанализировать полученные результаты с «главным метеорологом».
- «Необычная прогулка». Предложите ребенку прогулку по даче с увеличительным стеклом. Он найдет много интересного. Пусть потом обязательно поделится со взрослыми своими впечатлениями.
- «Клад». Предложите ребенку зарыть клад из камушков, фольги, цветной бумаги. Пусть запомнит место, чтобы через определенное время вернуться к нему и показать друзьям.
- «Новый рисунок для обоев». Разложите старые рулоны обоев на лужайке, дайте краску и предложите создать новый рисунок для обоев. Можно рисовать кисточкой, ладошкой, пальчиком. Чем необычней и ярче, тем лучше.
- «Мастерская художника». Если дача находится на берегу реки, соберите с малышом гладкие камешки и предложите их расписать краской. Можно создать набор «фруктов» и «овощей» или же компанию веселых рожиц.
- «Музыкальная прогулка». Предложите прогулку по даче с дудочкой (губной гармошкой, барабаном). Можно идти и дудеть в такт шагам.
- «Читальный зал на свежем воздухе». Повесьте гамак, и пусть ребенок читает книги или рассматривает иллюстрации в необычной обстановке.
- «Аппликация из листьев и цветов». Предложите ребенку засушить листья и цветочки для необычной аппликации. Создайте вместе композицию для букета и договоритесь ежедневно обновлять.
- «День чистоты». Предложите маленьким хозяюшкам искупать своих кукол и постирать их одежду в тазике на свежем воздухе.
- «Рисование на пленэре». Объясните ребенку особенности пленэра. Возьмите альбом и краски (карандаши) и обсудите, какую картину он хотел бы создать на природе. Пусть экспериментирует!
Как провести лето с пользой детям 6 – 7 лет
Как бы ни провоцировала к беззаботному отдыху жаркая погода, родители помнят, что их сын или дочь совсем скоро пойдет в первый класс. Их беспокоит, чем занять ребенка 7 лет летом, чтобы он не растерял только сформированные навыки и не забыл все то полезное, что уже привили ему в детском саду или на подготовительных занятиях.
Детям 6 –7 лет обязательны подвижные, спортивные игры и веселые соревнования для повышения физической готовности к школьному обучению. Ведь движение – это естественная потребность дошкольника, которую не следует ограничивать, и формирование ловкости, переключения внимания, выносливости, которые так нужны будущему первокласснику.
Для поддержки развития познавательных процессов и закрепления полученных к школе знаний полезно предлагать детям игровые задания с обучающими элементами.
Примеры упражнений, сочетающих развлекательный и обучающий потенциал:
- «Первая буква». Посоревнуйтесь с ребенком на придумывание слов на первую букву его имени (мамы, папы, дедушки, бабушки).
- «Счетная мозаика». С помощью счетных палочек побуждайте дошкольника составлять цифры, буквы или предложенный рисунок (домик, цветок).
- «Я могу все посчитать». Выбирается объект для счета на прогулке, и ребенок их считает. Например, березы, красные автомобили на парковке, люди на самокатах.
- «Карта комнаты». Это задание полезно для развития ориентировки в пространстве. Нарисуйте карту комнаты. Специально пропустите какой-либо предмет. Дошкольник должен сопоставить предметы на карте и в комнате и дополнить изображение.
- «Где чей домик». Нарисуйте несколько зверушек и линии-дорожки, соединяющие их с домиками. Линии переплетены между собой. По сюжету каждое животное спешит к себе домой, но не может найти дорогу. Нужно визуально определить, где чей домик. Карандашом по линиям проводить нельзя.
- «Найди по форме». Предложите найти в комнате предметы определенной формы. Например, «круг» – тарелка, часы, зеркало…
- «Наоборот». Нужно назвать слова противоположные по значению: большой – маленький, высокий – низкий, сладкий – соленый, день – ночь… Задача взрослого – запастись обширным набором слов, у которых есть антонимы. Подыскивая пару, ребенок получит возможность обогатить свой запас.
Скоро дошкольник поменяет свой статус и вольется в школьную среду. Подобные упражнения точно пойдут ему на пользу и повысят готовность к обучению в школе.
Занять ребенка в летний период и просто, и сложно одновременно. Развлечения в детском саду летом организуют педагоги. В домашних условиях эта нагрузка ложится на плечи родителей и бабушек-дедушек. В реальной жизни имеет место позиция «да пусть просто гуляет на свежем воздухе». Но этот подход ущербный. Ребенок готов к продвижению, он нуждается в постоянном развитии. И взрослые обязаны обеспечить развивающие возможности. Даже летом, в период отдыха и отпусков.