Что интересного о космосе и Вселенной рассказать детям

Знакомясь с окружающим миром, дети начинают интересоваться небом, звездами, луной. Ребенок задает вопросы: «Почему солнце круглое?», «Где днем прячется луна?», «Почему днем не видно звезд?». Обычно такая любознательность устойчиво проявляется в 5 лет. Начинать рассказывать о космосе детям дошкольного возраста уместно именно в этот период. Чем интересней рассказ взрослого, тем больше любопытства проявляет дошкольник.

Наиболее интересное дошкольникам о космосе и Вселенной

Не каждый взрослый полностью понимает особенности космической темы. Для детского понимания она тем более сложна. Поэтому необходимо помнить о доступности предлагаемого материала и об используемых приемах подачи информации о Вселенной.

Спутник

Наиболее интересное для детей – это рассказы и беседы о первооткрывателях космического пространства, о звездах и планетах, о луне и солнце, о космонавтах и космическом корабле, о спутниках.

Для лучшего усвоения информации можно использовать следующие приемы:

  • рассматривание иллюстраций в книгах о космосе;
  • знакомство с интересными фактами;
  • загадывание загадок;
  • просмотр мультипликационных фильмов.

Цель просвещения детей на космическую тему – утолить возникший интерес дошкольника и дать стимул дальнейшему развитию его любознательности. Постепенно по мере взросления он сам будет пополнять свой багаж знаний по этой теме.

Доступная информация для усвоения в дошкольном возрасте

Сначала дошкольнику дают общее представление о том, что он может видеть: солнце, луна, небосвод, явления природы (дождь, гром, радуга). В дальнейшем дети узнают о Солнечной системе, о том, кто и зачем летает в космос. Им интересна и доступна для понимания информация о космических аппаратах, одежде космонавтов, героях звездных полетов.

Постепенно дети усваивают знания о планетах, Земле в космосе, Солнце и некоторых особенностях звездной системы. Дошкольников знакомят с космическими достижениями нашей страны и техникой.

Занятные факты

Приведем несколько примеров, какие интересные факты можно сообщить детям о космосе и космонавтах. (Факты взяты из пособия «Энциклопедия юного ученого. Космос», издательство РОСМЭН.)

  1. Солнечная система – это как большая семья, состоящая из планет с их спутниками, из комет, астероидов, метеоров, облаков пыли и газа. И все они вращаются вокруг Солнца. Так вот, масса одного Солнца больше массы всех остальных «членов семейства», вместе взятых, более чем в 750 раз!
  2. Солнце – самая настоящая звезда. Она расположена ближе всех к Земле, поэтому дает нам тепло и свет. Остальные звезды находятся значительно дальше – в миллионы раз дальше от нашей планеты.
  3. Юпитер – планета-великан в Солнечной системе. Его объем больше объема Земли в 1312 раз.
  4. Луна представляет собой безжизненный мир. Днем на ее поверхности почти 100 градусов жары (по Цельсию), а ночью – до 150 градусов мороза.
  5. Луна не меняет свою форму. Просто при движении вокруг Земли она, то полностью оказывается освещенной солнечными лучами, то свет падает на ее ограниченную часть. (Желательно подкрепить эту информацию экспериментом, используя крупный апельсин в качестве Земли, теннисный шарик как образ Луны и фонарик, закрепленный в устойчивом положении).
  6. Любопытные сведения о рождении звезды. Ученые предполагают, что жизнь звезды начинается с того момента, когда космическая пыль собирается в шар и превращается в газ. Газ горит, и она светит.
  7. Первыми космонавтами были собаки. Их стали отправлять в космос советские ученые с 1950 г. . Самыми знаменитыми из них оказались лайки, запущенные на орбиту Земли в 1957 году.
  8. Первым человеком, совершившим космический полет, стал советский космонавт Ю.А.Гагарин, а к апрелю 2020 г. таких людей насчитывалось 564.
  9. Когда члены экипажа космического корабля выходят в открытое пространство, они прочно прикрепляются специальными тросами к своему дому-ракете. В 1984 году американский космонавт совершил «прогулку» вокруг корабля без какого-либо крепления на самостоятельно движущемся устройстве, похожем на кресло. Его так и прозвали – летающее кресло.
  10. Если бы человек оказался на другой планете, его вес сильно бы изменился. Так, взрослый человек весом 75 кг на Марсе весил бы всего лишь 28 кг, а на Юпитере потяжелел бы до 174 кг.

Загадки о космосе для детей

Дошкольники очень любят отгадывать загадки. Чтобы найти правильный ответ, ребенок должен подключить логическое мышление, определить ключевые признаки загаданного предмета и использовать багаж своих знаний. Только так он сможет отгадать ее. Поэтому для закрепления материала о космосе можно использовать загадки. Например:

  • «Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом?» (Солнце и Луна).
  • «Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?» (созвездие Большая Медведица).
  • «Чудо-птица алый хвост полетела к группе звезд» (ракета).
  • «Что видим мы, взглянув в оконце? Над Землей нам светит… (Солнце)».
  • «До Луны не может птица долететь и прилуниться. Но зато умеет это делать быстрая…(ракета)».

«На темном небе виден горошек,

Как будто рассыпана тысяча крошек!

И только тогда, когда утро настанет,

Блестящий горошек внезапно растает!» (звезды)

«Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?» (Солнце)

Вопросы детям

Полезно не только рассказывать дошкольникам о процессах и тайнах Вселенной, отвечать на их вопросы, но и побуждать их самих рассуждать, высказывать предположения.

В процессе тематической беседы, после чтения художественных произведений или при проведении викторины желательно задавать вопросы детям о космосе, астрономии, космических полетах. Важны вопросы, закрепляющие новые понятия и заставляющие размышлять:

  1. Как называются ученые, изучающие звезды?
  2. Как называется костюм космонавта?
  3. Что такое состояние невесомости?
  4. Какой космический объект имеет хвост?
  5. Как называют устройство, изучающее поверхность Луны?
  6. Что дает людям Солнце?
  7. Почему, находясь на Земле, мы видим звезды очень маленькими?
  8. Зачем людям изучать космос?
  9. Почему Земля пригодна для жизни человека?
  10. Спутники обеспечивают землянам связь, передают информацию о погоде, изучают природные ресурсы… Какие полезные задачи они могли бы еще выполнять?

Продуманные вопросы помогают закрепить материал, активизировать познавательный интерес, пополнить словарный запас у дошкольников.

Как просвещают детей о космосе в детском саду

В старших группах детского сада обязательно создан тематический уголок по познавательному развитию. Один из разделов – Космос. На полках размещены книги о космосе, альбомы, картинки, макеты планет, портреты космонавтов, дидактические игры соответствующей тематики. В некоторых детских садах организованы специальные мини-музеи. На экскурсию приходят дети старших и подготовительных групп.

Особое внимание уделяется космической теме накануне праздника День космонавтики, и 12 апреля в ДОУ проводится тематический досуг. Детям читают стихи и рассказы, показывают мультфильмы, проводят беседы о космосе, специальные занятия, викторины.

На занятиях педагоги практикуют физминутки, где дети выполняют движения под тематический речитатив.

Текст для физминутки

Дошкольники с удовольствием играют в игры, связанные с космосом. Например, сюжетно-ролевая игра «Космодром», пазлы «Космический корабль», спортивная игра «Тренировка космонавтов».

Особое место занимает продуктивная деятельность. Дети изготавливают аппликации «Планета Земля», рисуют «Полет космонавта», выполняют коллективную творческую работу «Звездное небо».

Что узнают в ДОУ про космос дети 5-6 лет

Детям старшей группы о космосе рассказывают педагоги. В 5-6 лет их знакомят с праздником «День космонавтики». Дошкольникам рассказывают о том, что сначала в космическое пространство полетели собаки Белка и Стрелка. После удачных полетов животных полетел человек.

Дети узнают, что первый космонавт в мире – это Ю. А. Гагарин. Им интересна информация о том, как происходит полет, во что одеты космонавты, и что они видят в иллюминатор космического корабля.

Информация подается простыми словами, с минимумом специальных терминов. Например: «Космонавты одеты в специальную одежду – скафандр. Он защищает от солнечных лучей и холода. Его изготавливают специально для каждого космонавта по его размерам. Выйти в космос в скафандре можно только 10 раз».

Дети дополняют свои первичные представления о Луне, Солнце, наличии разных планет. Все знания закрепляются с помощью бесед, произведений художественной литературы, загадок, рисунков.

Познавательные беседы и тематический досуг для детей 6-7 лет

О космонавтике и Вселенной детям подготовительной группы можно рассказывать более детально, сопровождая рассказ интересными фактами и статистическими данными. Это может быть расширение знаний о космосе в течение всего учебного года и специальный долговременный (кратковременный) проект: «Наш загадочный космос».

Детям рассказывают о конструкторе ракетно-космических систем С. П. Королеве, о женщинах-космонавтах, о первом человеке, вышедшем в открытый космос А.А.Леонове. Они узнают о характеристиках нашей Земли (размеры, «Земля, вероятнее всего, единственная планета на которой есть вода» и пр), о Солнечной системе и ее центральной звезде Солнце, о космических спутниках и кораблях.

«Созвездия» – еще одно «космическое направление», с которым педагог может познакомить детей 6 – 7 лет. Воспитанники ДОУ рисуют знакомые созвездия, слушают легенды о знаках зодиака, рассматривают на карте неба, где находится то или иное созвездие.

Интересные мероприятия проводятся в старшей и подготовительной группе ко Дню космонавтики. Чаще всего, в детском саду в первой половине апреля планируют тематическую «Космическую неделю», в программу которой включают как познавательные занятия, так и детский досуг.

Мероприятия «Космической недели»:

  • выставка детских рисунков или поделок, выполненных совместно с родителями;
  • беседы о Вселенной и Солнечной системе с рассматриванием макетов планет, о развитии космонавтики;
  • музыкальные минутки, где дошкольники поют песни о космосе и космонавтах, рассказывают стихи;
  • тематические игры, например, подвижная игра «Полет на планеты» и пр;
  • простые опыты, позволяющие понаблюдать за свойством сжатия и расширения воздуха, за освещением Луны и т. д;
  • разгадывание загадок и ребусов, викторины.

Например, в тематической викторине принимают участие две команды. В процессе игры каждой задают вопросы по теме «Космос». Правильно ответившая команда получает 1 балл или фишку. В конце подводятся итоги. Команда, получившая большее количество баллов (фишек), является победителем и получает приз. Проигравшая команда тоже поощряется.

Материал о Вселенной и космосе должен быть понятен дошкольнику в речевой подаче и должен обязательно сопровождаться иллюстрациями, простейшими экспериментами или осмотром макетов. Интересное о космосе для детей помогает активизировать их желание узнать новое, как в этой сфере, так и в других природоведческих и технических областях.

Ссылка на основную публикацию