Детский досуг и развлечения в детском саду в любое время года

Детский досуг в детском саду представляет собой сочетание образования, воспитания и эмоционального отдыха. С его помощью закладываются основы духовно-культурных, нравственных и эстетических ценностей. Во время досуговой деятельности дети проявляют свои таланты, показывают знания и умения, используют имеющийся опыт и приобретают новый, развивают коммуникативные навыки.

Особенности организации детского досуга  в ДОУ

Посредством досуговой деятельности, организуемой в ДОУ, происходит всестороннее развитие личности дошкольника. Это главная цель досуга в детском саду. Формы проводимых мероприятий зависят от возраста воспитанников и сезона.

Досуг в детском саду

В течение учебного года основное время занимает образовательный процесс. Свободное время у воспитанников ограничено. По большей части учебный период охватывает холодное время года. Это объективные условия, чтобы к организации детского досуга отнестись особенно внимательно, поскольку дети большую часть время проводят в помещении, следовательно, нуждаются в разнообразии деятельности.

Актуальны викторины, соревнования, клуб знатоков. На этот период выпадает много праздников, которые не требуют длительной подготовки, но при этом очень интересны дошкольникам. Например, Масленица, «Жаворонки», «Осенний праздник», «Проводы новогодней елочки», тематические праздничные концерты.

Спортивные досуги в холодный период чаще всего проводятся в зале. Но есть исключения, требующие перемещения на свежий воздух. Например, «Зимняя спартакиада» или квест «Спасаем Кая».

В холодный период на участке детского сада проводятся развлечения только для дошкольников старших и подготовительных групп.

Для сравнения, летом у воспитанников появляется больше свободного времени, поэтому педагоги могут планировать досуговые мероприятия в разных направлениях. Это «Летняя олимпиада», «Рыцарский турнир», творческая выставка «Лето в гости к нам пришло», «Путешествие в страну Загадок» и другие. Развлечения в детском саду летом – это приятное и познавательное времяпрепровождение на свежем воздухе, доступное ребятишкам, как младших, так и старших групп.

Чаще всего детский досуг организуется во вторую половину дня, после дневного сна. Иногда развлекательное мероприятие может проводиться в утренний период. Обычно это происходит в каникулярные дни.

Виды и формы досуга в детском саду

Досуговую деятельность в образовательном учреждении можно условно разделить на следующие виды:

  • развлекательно-познавательные мероприятия;
  • отдых, направленный на расслабление и снятие напряжения;
  • игры (сюжетные, ролевые, подвижные);
  • творчество различной направленности;
  • тематические праздники.

Формы проведения разнообразны и зависят от вида. Например, музыкальные развлекательные мероприятия – это день рождения ребенка, посиделки, концертные программы для мам, для младших воспитанников по теме праздника, музыкальные часы.

При организации досуговых мероприятий в детских садах непременно учитывают возраст дошкольников, их умения и опыт. Для малышей досуг, прежде всего, носит развлекательный характер. Чаще всего в этот период идет адаптация к детскому саду, формируется интерес к новому. Поэтому приоритетным является создание положительной атмосферы и побуждение ребенка взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Для детей младшей группы проводят такие развлекательные мероприятия, как «Веселый мяч» (игры с мячом), «В гостях у сказки» (показ разных видов театров: кукольного, настольного, теневого, пальчикового), «Пальчики играют» (пальчиковые игры) и т.д.

Дети 4 – 5 лет охотно участвуют в спортивных праздниках, любят досуги-путешествия (например, «В гости к Лесовичку»), интересуются просмотром и участием в театрализованных представлениях и пр.

В старшем дошкольном возрасте – это квесты, творческие выставки, веселые старты, драматизация, интеллектуальные викторины, командные игры-соревнования, тематические праздники. Например, выставка рисунков ко Дню космонавтики или праздник «Проводы Зимы».

К организованным формам досуга в ДОУ относятся кружки. Родителям и воспитателям следует ориентироваться, прежде всего, на интерес ребенка, чтобы посещение кружка в детском саду стало для него желанным познавательно-развлекательным отдыхом.

Направления досуговой деятельности дошкольников

Досуг детей в дошкольном образовательном учреждении всесторонний, что является важным плюсом детского сада. Мероприятия и минутки отдыха проводится в разных направлениях:

  • музыкальное (развлечение, праздники);
  • спортивное (соревнования, праздники, турниры, «Тропа здоровья», состязания);
  • театральное (разные виды театров);
  • интеллектуальное (викторины, познавательные досуги);
  • экологическое (экскурсии по «Экологической тропе», в парк, тематические развлечения);
  • продуктивное или художественное (оригами, аппликация, конструирование).

Спортивный досуг в ДОУ

Физкультурный досуг в детском саду проводит инструктор по физической подготовке совместно с педагогами групп. Его целью является развитие двигательной активности дошкольников и заряд положительными эмоциями.

Спортивный досуг в детском саду

В ДОУ проводят соревнования, эстафеты, тематические игры. Например, «Игры бабушки Забавушки» (для малышей) или «У вигвама» (праздник-соревнование двух индейских племен для детей старших и подготовительных групп). Задания базируются на знакомых воспитанникам играх и упражнениях.

Спортивный досуг планируется на день, в котором нет по расписанию физкультурного занятия. Музыкальное сопровождение и атрибуты обязательны. Сказочный персонаж в роли ведущего, что часто практикуется в детских садах, вызывает дополнительный интерес у дошкольников.

Интеллектуальные разминки

Для развития познавательного интереса у детей в ДОУ проводят интеллектуальные развлечения. Их организуют для детей старших и подготовительных групп. Это могут быть тематические викторины (например, по ПДД), игры по типу «Что? Где? Когда?», познавательные досуги («Хочу все знать» и пр).

Интеллектуальные игры могут быть командными, а также в формате, где каждый участник отвечает сам за себя. В индивидуальных «состязаниях» активно участвует несколько детей, а остальные выступают в роли зрителей. В коллективной форме также не все дети активны, однако абсолютно все ощущают свою сопричастность к действию.

Например, ведущий использует интеллектуальные разминки-задания и предлагает участникам вспомнить слова на определенную букву. Команда, назвавшая слово последней, является победительницей в этом конкурсе. Все участники выигравшей команды, как правило, испытывают эйфорию. Крайне важно, чтобы ведущий организовывал разминки таким образом, чтобы победителями побывали все команды.

Музыкальный досуг в детском саду

Музыкальное досуговое мероприятие можно разделить на две категории:

  1. Дети – зрители. Развлечение готовят взрослые.
  2. Дети – участники. Дошкольники исполнители, но процессом подготовки руководит взрослый. Музыкальный руководитель разучивает песни, танцевальные движения, партии на музыкальных инструментах (колокольчиках, маракасах, деревянных ложках, металлофоне).

Подобные развлекательные мероприятия проводят в соответствии с планом музыкального руководителя. Это могут быть праздничные даты или интересная тема. Например, «Музыкальный сундучок», на котором дошкольников знакомят с разными музыкальными инструментами.

Развлечения с элементами театрализации

Одно из интересных и творческих направлений досуговых мероприятий – это театральное. Дети инсценируют песенки, потешки, стихотворения, сказки.

Для малышей доступна частичная театрализация по известным сказкам. Им уже знакомы герои, их характерные атрибуты, поэтому дети включаются в предложенную роль. Красная шапочка или белый халат, заячьи ушки или маска медвежонка подсказывают ребенку, в какой роли можно себя испытать.

Любопытны дошкольникам пальчиковые куклы и куклы-марионетки. Детские руки еще не достаточно умелые в том, чтобы управлять такими игрушками, но ребята охотно пробуют свои силы, чтобы привести игрушки в движение.

Дети подготовительных групп могут участвовать в мюзиклах по мотивам знакомых произведений. Например, «Бременские музыканты» или «Муха-Цокотуха на новый лад».

Продуктивное и художественное творчество

Итогом некоторых досуговых мероприятиях может быть результат продуктивной деятельности. Это рисунок, поделка, аппликация, вышивка. К примеру, досуг «Осенние посиделки». Первая часть – музыкальная. Это песни, стихотворения, хороводы. Вторая часть – аппликация из осенних листьев. Работы могут быть, как индивидуальные, так и коллективные.

Совместный досуг детей и родителей в ДОУ

Организация досуга с родителями в детском саду – одно из приоритетных направлений в работе с семьями воспитанников. В непринужденной обстановке родители становятся соучастниками событий, эмоционально переживают, чувствуют единение со своим ребенком.

Совместный досуг детей и родителей в детском саду организуется в двух направлениях:

  1. Родители задействованы в момент проведения праздника, соревнования, викторины, квеста. Например, «Мама, папа, я – спортивная семья». Две, три семьи (зависит от размеров спортивного зала) в полном составе (мама, папа и ребенок) соревнуются в спортивных эстафетах и конкурсах за звание «Лучшая спортивная семья». В роли зрителей и болельщиков выступают дети этой же группы или нескольких групп.
  2. Родители выполняют домашнее задание к выставке, акции, конкурсу совместно с ребенком дома. Так, на «Осеннюю выставку» или выставку «Мастерская деда Мороза» родители изготавливают тематическую поделку вместе со своим ребенком дома. Процесс изготовления помогает получить новый опыт не только малышу, но и родителям.

Привлечение родителей к активному времяпрепровождению с детьми полезно не только для самих дошкольников. Многие родители, к сожалению, не умеют играть со своими детьми в качестве равноправных партнеров. Детсадовские игры дают новый опыт, который зачастую впоследствии становится востребованным и в семье.

В заключение заметим, что досуговая деятельность в детских садах разнообразна и полезна. Она позволяет ребенку открывать для себя окружающий мир и многому научиться.

Ссылка на основную публикацию