Почему ребенок не хочет идти в садик и как решать эту проблему

Каждый родитель ребенка, посещающего детский сад, хоть раз в жизни сталкивался с его нежеланием идти в ДОУ. При этом взрослых обуревают самые разные эмоции. От жалости к своему крохе, до злости, как реакции на его негативные действия. Решить эту проблему можно, стоит только определить причины такого поведения. Если отсутствие желания идти в детский сад стало закономерностью, возможно, придется обратиться к специалисту. Но чаще всего родители могут решить этот вопрос самостоятельно. Для этого необходимо внимательно понаблюдать за своим дошколенком.

Почему дети могут отказываться идти в детский сад

Причины нежелания идти в ДОУ зависят от возраста дошкольника. В младшем возрасте – это чаще всего сложности адаптации к новым условиям. У детей постарше поводы настойчиво отказываться от посещения детского сада приобретают конкретику:

  • проблемы коммуникации;
  • плохое самочувствие;
  • недостаточное количество ночного сна (ребенок не выспался);
  • конфликтная ситуация среди сверстников;
  • антипатия к педагогу(-ам) группы;
  • недостаточное родительское внимание;
  • негативные отзывы родителей о группе, педагогах, дошкольном учреждении;
  • сложные внутрисемейные отношения (конфликты, ссоры, агрессия, развод).

Ребенок не хочет в сад

Если ребенок не хочет идти в сад, родителям нужно точно знать, что делать в такой ситуации. Неприемлемо необдуманно диктовать свои условия малышу. В чем-то придется изменить поведение взрослым, чтобы помочь ребенку принять новый образ жизни.

Ниже рассмотрим детальнее, как решать проблемы, вызванные нежеланием посещать сад.

iQsha RU

В каких формах проявляется протест ребенка против ДОУ

Отсутствие желания малыша идти в дошкольное учреждение проявляется в поведении. Это могут быть слова, эмоции, чувства, действия. Если процесс затягивается, то отражается и на самочувствии ребенка. Особенно часто такую реакцию можно наблюдать в адаптационный период.

Поведенческие симптомы

Проблемное поведение детей, протестующих против посещения дошкольного учреждения, – это то, что находится на поверхности и заметно каждому взрослому.

  • Вербальная форма. Ребенок неоднократно в разных сообщениях намекает или прямо говорит, как ему не хочется идти в детский сад.
  • Плач. Нежелание проявляется только в слезах, но они неизменно появляются, как только речь заходит о садике.
  • Истерика. Кроха пытается остаться дома, шумно выражая свой протест криками, рыданием, топаньем ногами. При этом никакие уговоры не действуют.
  • Малыш молчит, не высказывает негативного отношения, но по утрам у него доминирует плохое настроение. Такое же состояние преобладает и во время пребывания в саду. Характерно для детей интровертов (тип темперамента – меланхолик или флегматик).

Нельзя оставлять подобные сигналы без внимания или отмахиваться от них – мол, привыкнет. Такими доступными для него способами ребенок обращается к родителям за помощью, и жаждет быть понятым.

Физическое недомогание

Если ребенок в течение долгого промежутка времени отказывается идти в ДОУ, но его поведенческие сигналы игнорируются взрослыми, это может отразиться на его физическом состоянии. Дело в том, что организм находится в стрессовой ситуации, поэтому иммунная система слабо сопротивляется различным инфекциям.

Малыш начинает часто болеть простудными и вирусными заболеваниями. Может подниматься температура, обостряются хронические заболевания, возникают проблемы со сном. Он плохо засыпает, чутко спит, плачет во сне. Это может отразиться на всей нервной системе, и ребенок становится пугливым, плаксивым.

Такие симптомы чаще всего проявляются при сложной адаптации к дошкольному учреждению. Поэтому так важно уделять особое внимание профилактическим мероприятиям – укреплять здоровье ребенка, расширять социальный круг, создавать условия для общения со сверстниками.

Аффективные всплески

Иногда в приемной группы можно наблюдать «душещипательную» картину. Малыш громко кричит, плачет, хватается ручками за родителей, не слышит уговоры, панически боится идти к сверстникам.  Воспитатель с трудом «отрывает» его от мамы. Чаще всего, такие проявления характерны для малышей в адаптационный период. Помогает, но не сразу, переключение внимания малыша на какие-либо яркие сигналы: необычные игрушки, увлекательные занятия.

Хотя и в более старшем дошкольном возрасте отсутствие желания идти в детский сад может сопровождаться подобными аффективными всплесками. Дети от 5-ти лет при дезадаптации проявляют агрессию к окружающим, у них бывает истерика или панический страх на «ровном месте» (см. Поведение детей в детском саду).

Связаны такие всплески с внутренней дисгармонией, возникшей у дошкольника на основе одной или нескольких причин, перечисленных выше. Такому дошкольнику очень нужна помощь взрослого, в котором бы он нашел старшего понимающего друга.

Как помочь ребенку принять детсадовскую жизнь

Какова бы ни была степень обеспокоенности родителей детскими протестами против посещения ДОУ, им необходимо знать, что делать, если ребенок не хочет идти в сад.

В детском садуВ этом вопросе неверны крайности – нельзя не обращать внимания, как и не стоит делать выбор исключительно в сторону домашнего воспитания. Существуют многочисленные плюсы детского сада, обеспечивающие гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Исправить ситуацию и помочь ребенку принять ежедневное пребывание в детском заведении как естественную необходимость можно, если:

  1. Предварительно озвучивать причины, по которым малыш не может остаться дома. Можно рассказать тематическую сказку о том, как каждый член семьи имеет свое важное дело и занимается им, а затем под вечер все собираются вместе.
  2. С утра создать теплую, позитивную обстановку. Это улыбки, ласка, внимание и вкусный завтрак.
  3. О детском саде, группе, педагогах и других воспитанниках допустимы только позитивные высказывания. Это следует взять за правило каждому родителю. Если появились некие требующие особого внимания моменты, обсуждайте их, когда ребенка нет рядом.
  4. Утренние сборы в спешке исключаются.
  5. Постарайтесь отвлекать ребенка от его возможных переживаний по дороге в ДОУ интересными наблюдениями вокруг.
  6. Не поддавайтесь на манипуляцию. Повели в детский сад, не возвращайтесь назад.
  7. Если слез не избежать, не повышайте голос и не затягивайте расставание.
  8. Предложите взять с собой игрушку-талисман, чтобы у малыша было ощущение дружеской поддержки.
  9. Если есть возможность, пообещайте забрать раньше. Слово обязательно сдержите. От этого зависит степень доверия в отношениях в дальнейшем.
  10. Не делайте перерывы в посещении. Исключение – болезнь.
  11. При возникновении конфликтной ситуации в саду решайте ее без присутствия малыша.

Формирование адекватного отношения дошкольника к ДОУ во многом зависит от позиции взрослых. Поэтому, прежде всего, родителям необходимо подготовить себя к адаптационному периоду их крохи. И точно убедить себя, что ребенку в детском саду будет комфортно. При неуверенности самих родителей почти всегда тревога передается детям.

Лучше приучать ребенка к новым условиям в летний период, поскольку летом в детском саду большее разнообразие игр и занятий за счет пребывания на свежем воздухе. Если проблема посещения дошкольного учреждения, несмотря на все старания родителей, возникает в дальнейшем, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Ссылка на основную публикацию