Использование здоровьесберегающих технологий в детских садах

Нацеливать детей на здоровый образ жизни нужно с дошкольного возраста. Для этого необходимо проявлять заботу об актуальном состоянии здоровья и просвещать дошкольников о полезных способах и мерах в организации повседневной жизни. Поэтому в детских садах забота о здоровье детей является первоочередной задачей. В настоящее время активно используют комплексный подход, который определяют как здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Что подразумевают под здоровьесберегающими технологиями в ДОУ

Не секрет, что успех ребенка в любой деятельности зависит от его физического состояния. Незначительные отклонения условий жизнедеятельности от нормы могут вызывать негативную реакцию в детском организме.

Двигательная активность детей

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на поддержание той нормы, которая обеспечит комфорт каждому ребенку; ориентированы на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Этот вектор работы в приоритете у всех дошкольных работников: воспитателей, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, музыкального руководителя, логопеда, медработника. Спектр направлений широк: занятия, досуги, диспансеризация, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, психологическая поддержка.

Виды ЗТ в организации жизнедеятельности дошкольников

Здоровьесберегающие технологии, применимые к дошкольному возрасту, делятся на следующие виды:

  • Медико–профилактические. Ответственный за это направление медицинский работник. Он при необходимости проводит осмотр детей, проверяет наличие справок от педиатра, следит за графиком проведения прививок, составляет меню, следит за калорийностью и качеством приготовленных блюд. Воспитатели по утвержденным врачом программам проводят закаливание дошкольников, гимнастику после сна, физминутки.
  • Физкультурно–оздоровительные. Направление в приоритете у инструктора по физкультуре и воспитателей. Используя различные приемы, педагоги мотивируют детей к движению. Это гимнастика, подвижные игры, соревнования, досуги, эстафеты.
  • Социально–психологические. Основное направление в работе педагога-психолога ДОУ. Он помогает педагогам создавать условия для комфортного пребывания дошкольников в ДОУ, помогает адаптироваться, наладить взаимодействие со сверстниками и педагогами.
  • Образовательно–развивающие. Воспитатели прививают воспитанникам интерес к ЗОЖ через различные виды деятельности: занятия, игра, творческая и исследовательская деятельность.

Цель здоровьесберегающих технологий

Цель применения здоровьесберегающих технологий в детском саду – сохранение здоровья воспитанников. Основные задачи:

  1. Создание условий для развития и оздоровления дошкольников.
  2. Воспитание у детей осознанного отношения к здоровью и образу жизни, – т.е., формирование основ валеологической культуры.
  3. Создание эмоционально–комфортных условий пребывания в ДОУ.

Дошкольников следует учить прислушиваться к своему организму, проявлять заботу о себе и окружающих. Это возможно только в том случае, когда взрослые регулярно и последовательно обращают внимание детей на важные моменты, подсказывают верный способ поведения и т.д.

Направления ЗТ, применимые для дошкольного возраста

В детском саду основные направления здоровьесберегающих технологий выстраиваются в соответствии с перечисленными выше целями. Комплексы мероприятий направлены на сохранение здоровья, обучение ЗОЖ, а также применяются коррекционные технологии.

Практическая забота о здоровье детей

Сохранение здоровья предусматривает включение в режим дня для воспитанников основных видов гимнастики и подвижных игр. Регулярно проводятся физкультминутки, стретчинг, динамические паузы, минуты релаксации (расслабление). Обязательно учитывается возраст детей.

В детском саду распорядок дня – это профилактика гиподинамии. Учтено чередование времени статичной, малоподвижной деятельности и двигательной активности. При проведении занятий педагоги используют динамическую паузу (физкультминутку). Ее организуют, начиная со средней группы, для снятия утомления при проведении образовательной деятельности. Когда проходит первая половина занятия, дети встают со своего места и выполняют упражнения, сопровождая движения стихотворным текстом.

В качестве примера приведем физминутку для детей старшей и подготовительной группы:

«Эй, ребята, дружно встали.

Руки вверх сейчас подняли.

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело».

Дети любят подвижные игры. Их проводят в свободное время, на прогулке, на досугах, на физкультурных занятиях.

Большое внимание уделяется специализированным гимнастическим комплексам. Проводят пальчиковую гимнастику (развитие моторики), гимнастику для глаз после сна (для комфортного пробуждения), дыхательную гимнастику.

В летний период дети больше времени проводят на улице. Закаливанию способствуют оздоровительные силы природы: солнце, воздух, вода. Особое внимание уделяется специальным физкультурным занятиям и спорту.

Технологии привития ЗОЖ

Чтобы привить детям потребность в здоровом отношении к своему организму и жизнедеятельности, используют физкультурные занятия, тематические беседы по валеологии, массажи, спортивные игры (футбол, лыжи, баскетбол).

Дети забавляются с водой

Для формирования ЗОЖ у дошкольников воспитатели используют специальные приемы и методы педагогической работы. Утро начинается с утренней гимнастики.  Активно используется закаливание: воздушные ванны, массаж стоп игольчатыми, ребристыми дорожками после сна, Тропа здоровья на свежем воздухе. При этом детям объясняют, какую пользу несут подобные занятия и упражнения.

Привычка к здоровому образу жизни начинается с таких мелочей как формирование культурно-гигиенических навыков у малышей. Например, с помощью игры «Зайка серый умывается» малышам прививают навыки повседневной гигиены.

В старших группах проводятся валеологические беседы. Детям читают стихи, рассказы, загадывают загадки. «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Про мимозу» С. Михалкова, «Мишкина каша» Н. Носова, «Королева зубная щетка» В. Коростылева. Сюжеты обязательно обсуждаются. Дети отвечают на вопросы, рассуждают, и это способствует формированию осознанного отношения к своему здоровью и образу жизни.

Для поддержания интереса к спорту инструктор по физкультуре проводит занятия, спортивные развлечения, соревнования Веселые старты, эстафеты, День спорта, Неделю здоровья. Особый интерес вызывает детский фитнес-зал. Дети развивают определенные мышцы под руководством взрослого, используя детские тренажеры.

В летний период в детском саду дошкольникам предлагают игры с мячом, прыжки на скакалках, самокаты. В зимнее время года дети осваивают лыжи, катают друг друга на санках. «Зимняя олимпиада» может стать хорошей традицией в любом дошкольном учреждении.

Коррекционные технологии

Особое внимание уделяется социально-психологическому благополучию ребенка в  ДОУ. Поэтому обязательным направлением ЗТ в детском саду являются технологии, предназначенные для коррекции определенных особенностей развития детей. К коррекционным технологиям относятся:

  • психогимнастика;
  • нейродинамическая гимнастика;
  • арт-терапия;
  • сказкотерапия;
  • логоритмика.

Работу проводят не только воспитатели, но и специалисты. Педагог-психолог при необходимости проводит психогимнастику или нейродинамическую гимнастику.

Психогимнастика способствует развитию и коррекции познавательной сферы и эмоциональной. В ее основе игры и этюды. Нейродинамическая гимнастика развивает межполушарные связи с помощью специальных заданий. Например, ребенку предлагают размять пальчиками пластилин, а затем раскатать на доске небольшой кусочек по очереди пальцами левой руки, затем правой.

Для снятия внутреннего напряжения у дошкольников психолог использует песочную терапию.  В ящике с чистым просеянным песком ребенок выстраивает сюжет по своему усмотрению, используя маленькие фигурки и детали. В кабинете для песочной терапии обязательно есть наборы подходящих фигур, макеты деревьев, транспорта и пр. Песок – тот природный материал, который способен расслаблять мышцы, снимать напряжение. В дополнение ребенок создает песочную картину и подсознательно приближается к решению беспокоящей его проблемы (страхи, агрессивные всплески и пр.)

Корректируя проблемное поведение ребенка, специалист рассказывает ему терапевтическую сказку. Такая сказкотерапия проводит связь между сказочными событиями и реальностью. Ребенок как бы видит лучшую версию себя и учится у героя совершать правильные поступки. Специалисты также используют изотерапию для работы с поведением ребенка. Рисунок помогает ребенку проявить чувства, расслабиться, сбросить отрицательную энергию.

Для устранения речевых нарушений логопед или воспитатель проводят логоритмику.  Дети показывают стихи руками, при этом проговаривая текст, – то есть, совмещают моторный и речевой ритмы.

Многие игровые технологии в ДОУ применяют для снятия мышечного напряжения. Пальчиковую гимнастику проводят педагоги для развития мелкой моторики. Музыкотерапия основана на импровизации и помогает снять напряжение под инструментальное сопровождение.

Как видим, возможности детского сада для внедрения здоровьесберегающих технологий довольно широки. Педагоги учитывают индивидуальные особенности воспитанников (группа здоровья, степень овладения знаниями и умениями), используют различные средства физического воспитания, разнообразие подходов, чтобы внимательное отношение к здоровью и развитию у ребенка закладывалось с детства.

Ссылка на основную публикацию