Формы и средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Организм ребенка дошкольного возраста интенсивно растет и развивается. Формирование систем и их функций еще не закончилось, и это определяет высокую степень физической уязвимости и ранимости детей. Родители и воспитатели смогут помочь растущему организму, если подберут и применят подходящие методы. Какие средства физического воспитания детей дошкольного возраста доказали свою эффективность, рассмотрим в этой статье.

Что подразумеваем под физическим воспитанием дошкольников

Если спросить родителей, как они видят физическое воспитание своего ребенка, то заботливая мама и ответственный папа, прежде всего, упомянут об укреплении здоровья малыша, о приучении его к безопасному поведению, о соблюдении режима дня.

Физическая активность ребенка

И это абсолютно верный подход. Потому что задача взрослых – заботиться о ребенке и с малых лет воспитывать у него ответственное отношение к своей жизни и здоровью.

Педагогика рассматривает данное понятие несколько шире, формулируя следующие оздоровительные задачи:

  1. Охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды.
  2. Правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, гармоническое физическое развитие.

Под физическим воспитанием понимается организованный процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

В современной педагогической практике одно из приоритетных направлений развивающего образования – это физическое воспитание детей дошкольного возраста, целью которого является создание фундамента физического здоровья детей.

Формы физического воспитания в дошкольном возрасте

Для успешного осуществления перечисленных задач используются разнообразные формы, средства физического воспитания и различные виды деятельности. Остановимся подробнее на некоторых формах, закладывающих уже в детстве основы внимания к своему организму.

Утренняя гигиена и зарядка

Обучение детей культурно-гигиеническим навыкам – необходимая составляющая физического воспитания.

Для успешного формирования навыков утренней гигиены важны следующие условия:

  1. Доступность используемых предметов гигиены (мыло, зубная щетка, полотенце). Все эти предметы должны располагаться так, чтобы ребенок мог их взять без чьей-либо помощи.
  2. Обучение дошкольника алгоритму, как почистить зубы, как тщательно вымыть руки с мылом и пр. Нужно объяснить малышу, что каждая гигиеническая процедура состоит из действий, следующих в строго установленном порядке.
  3. Многократные упражнения детей в действиях под контролем взрослого, как способа, так и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе).
  4. Обязательное выполнение гигиенических требований взрослыми. Полезная привычка не сформируется у ребенка, если ее игнорируют сами наставники.

При обучении детей навыкам утренней гигиены эффективно использование игровой мотивации (например, объясняет игрушка) и художественного слова. Тематические потешки вызывают у детей желание запомнить и выполнить предлагаемые действия.

Потешка
Пример тематической потешки при умывании ребенка

Зарядка имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Родители могут составить несложный гимнастический комплекс из нескольких упражнений и ежедневно уделять несколько минут такому занятию с ребенком.

Подойдут упражнения, которые влияют на формирование общей координации движений, правильной осанки, двигательных навыков и развитие физических качеств.

Пример комплекса зарядки для дошкольника:

  1. Ходьба и бег – это небольшая разминка. Приветствуются игровые приемы. Например: «пошли, как мишки», «побежали, как лошадки», «прыгаем, как лягушки».
  2. Упражнения общеразвивающего характера, которые могут проводиться как с использованием предметов (флажки, мячи, погремушки, обручи, детские гантели), так и без них.
  3. В заключение проводится ходьба в умеренном темпе и упражнения на восстановление дыхания.

По значимости и объему общеразвивающим упражнениям отводится основная роль. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижных суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Обязательное условие при выполнении упражнений – это правильное соблюдение исходного положения. Объяснение взрослого должно быть четким и кратким. Показ упражнений обязателен. Длительная статическая поза нежелательна, так как отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном на формировании свода стопы ребенка.

Внимание! Физическую нагрузку при выполнении упражнений необходимо регулировать во избежание нежелательных последствий. Для этого достаточно наблюдать за внешними признаками утомления детей. Это могут быть: появление одышки, бледность лица или его покраснение, нарушение координации движений.

При появлении признаков утомляемости в этот день физические упражнения следует прекратить, но вернуться к ним в дальнейшем. Возможно, в упрощенной форме.

Закаливание детского организма

О том, что солнце, воздух и вода укрепляют детский организм, известно давно. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребенок, которого закаливают воздухом, скорее приспособится к обливанию, к воздействию солнечных лучей, чем тот, который совсем не закален.

Закаливание

Прекращение закаливающих процедур, примерно через две недели приводит к утрате защитных свойств организма. Поэтому закаливание необходимо проводить систематически, в течение всего года, с учетом сезонных явлений, постепенно увеличивая силу раздражителей, учитывая состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского сада.

Все закаливающие процедуры должны проходить только на фоне положительных эмоций ребенка.

Приобщение к физической активности и спорту

Формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом необходимо начинать с дошкольного возраста. Приобщение детей к спорту осуществляется под влиянием взрослых и старших детей.

Для этого очень важно поддерживать интерес и желание к двигательной активности, физкультуре и спортивным занятиям. Взрослые могут знакомить дошкольника с различными видами спорта, вместе участвовать в соревнованиях, эстафетах, посещать спортивные праздники, учить плавать, кататься на велосипеде, самокате, бегать в парке, прыгать на батуте, исполнять танцевальные движения под музыку.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН наиболее доступны в дошкольном детстве следующие виды спорта:

  • плавание – с рождения;
  • фигурное катание – с 3-х лет;
  • шахматы – с 3-х лет;
  • спортивные танцы – с 4-х лет.
  • футбол, баскетбол – с 4-х лет;
  • айкидо, ушу, каратэ – с 4–5 лет;
  • художественная гимнастика – с 5-ти лет;
  • настольный теннис – с 5 лет;
  • городки – с 5-ти лет;
  • бадминтон – с 5-ти лет;
  • большой теннис – с 5-ти лет;
  • хоккей – с 5–6 лет;
  • бокс – с 7 лет.

Воспитание бытовой организованности

Физическое развитие и воспитание неразрывно переплетается с формированием бытовой организованности у ребенка. Это связано с соблюдением режима дня, который учит детей быть организованными и дисциплинированными, уметь уложиться в отведенное для разных видов деятельности время.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными.

Например, привыкнув вставать утром в одно и то же время, дошкольник организованнее собирается в детский сад или на прогулку. Зная, что подходит время ложиться спать, он может убрать игрушки без напоминания.

Бытовые, культурно-гигиенические навыки самообслуживания автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность и инициативность.

Средства и методы физического воспитания детей

Для физического воспитания дошкольников подходят разнообразные средства, которые комплексно воздействуют на детский организм:

  • гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, поддержание чистоты и порядка, формирование культурно-гигиенических навыков);
  • естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);
  • физические упражнения.

Физические упражнения – одно из основных средств физического воспитания, которое подразделяется на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Гимнастика

Это специально подобранные физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм. Существует несколько видов гимнастики:

  • общеразвивающая (базовый комплекс упражнений, утренний, после сна и др);
  • гимнастика со спортивной направленностью (акробатика, художественная, ритмическая);
  • лечебная (корригирующая гимнастика);
  • пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
  • психогимнастика.

Все перечисленные виды в их простейших формах можно применять в дошкольном возрасте.

Использование психогимнастики благотворно влияет не только на физическое, но и личностно-эмоциональное развитие детей. Дошкольники учатся выражать свои эмоции с помощью выразительных движений всего тела, мимики и пантомимики.

Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который применяется в физическом воспитании детей раннего возраста.

Подвижные игры

Этот вид игр включает движения разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Двигательная активность в игре способствует развитию произвольного внимания, быстроты действий, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, способствует адаптации в новом социуме.

Подвижные игры можно классифицировать по типу основного движения (игры с бегом, игры с прыжками и т. д), по степени подвижности (игры малой, средней и большой подвижности), по организованности (игры с правилами и без строгого соблюдения условий).

Детей младшего дошкольного возраста привлекают главным образом игры сюжетные, в которых малыши имитируют несложные жизненные движения. Правила в этих играх часто носят скрытый характер, заключенный в самом содержании изображаемого события или в образе.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» для 3-летних малышей.

Цель: развитие двигательной активности и эмоционально положительного отношения к игре.

Дети сидят на стульчиках (помещение) или скамейках (прогулка). Взрослый говорит: «Солнышко! Детки идут на прогулку!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее бегите домой!» они возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

Как вариант, можно использовать большой зонт. Под него малыши прячутся вместо стульчиков после слов: «Дождик!».

Детям старшего дошкольного возраста интересны игры, в которых они могут проявить смелость, ловкость, находчивость.

Подвижная игра с бегом: «Волк» (русская народная игра) для дошкольников 5-7 лет.

Цель: развитие двигательной активности, произвольного внимания, выдержки.

Все играющие – овцы. Они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!». Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и приговаривают:

Игровая потешка
Потешка для игры

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Спортивные упражнения 

Взрослым необходимо развивать у детей интерес к различным видам спорта, поощрять их увлечения. Для этого необязательно отправлять дошкольника в специализированные секции.

Упражнения спортивного характера вполне вписываются в обыденную жизнедеятельность семьи. Катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, самокате, плавание, игровые упражнения с предметами (обручи, мячи, кегли) объединяют интересы родителей и детей. Они приносят пользу каждому, кто участвует в таких занятиях. Если поступает предложение принять участие всей семьей в состязаниях «Веселые старты», родителям стоит согласиться ради своего ребенка.

Простейший туризм

Подобие туризма появляется в жизни дошкольника, если взрослые не просто бывают вместе с ним на природе, а дают первичную информацию о туризме и основных правилах поведения в походах.

Данное средство физического воспитания активно используется в дошкольных учреждениях. Воспитатели практикуют коротенькие тематические походы: «Тропа здоровья», «Экологическая тропа». В дополнение к двигательному развитию используются следующие методы:

  • методы слухового восприятия, основанные на использовании слова (дошкольники слушают описание маршрута, запоминают нужные команды и пр.);
  • методы зрительного восприятия (детям показывают карточки с пиктограммами или рисунками движений, учат использовать флажки и другие метки туристических тропинок);
  • методы двигательного восприятия, которые являются специфическими методами и характерны только в области физического воспитания (обучение специальным движениям – как передвигаться по горной тропинке, как пройти по краю ручейка и подобные).

Значение своевременного физического воспитания и развития

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Работа в этом направлении должна начинаться с раннего детства и продолжаться в течение всей жизни.

Родители и дети

Благодаря физическому воспитанию и развитию ребенок овладевает жизненно важными видами движений, которые имеют прикладное значение. Вырабатываются культурно-гигиенические навыки, присваиваются правила безопасного поведения, формируются полезные привычки, появляется организованность, развивается самостоятельность.

В процессе физического воспитания появляются дополнительные возможности для развития морально-волевых качеств, коммуникативных навыков, отношения к труду. Формируется психогигиена, помогающая сохранять и поддерживать психическое здоровье ребенка, основу которого составляет душевный комфорт, необходимый для адекватной поведенческой реакции.

Равновесие психического и физического здоровья, умение владеть своим телом и реакциями, активный образ жизни – это то, благодаря чему ребенок и в будущем сможет гармонично существовать в социуме.

Ссылка на основную публикацию