Какими подвижными играми занять детей 3-4 лет

Младшие дошкольники не умеют играть вместе. Оказавшись среди сверстников, они могут демонстрировать друг другу игрушки или играть рядом, занимаясь каждый своим делом. Полезно подобрать подвижные игры для детей 3-4 лет, чтобы помочь им включиться в игровое общение. К тому же, большинство подобных игр приучает детей к соблюдению правил, способствует формированию волевых качеств и произвольного поведения.

Значение подвижных игр для развития младших дошкольников

Игровая деятельность – признанный метод развития и воспитания маленьких детей. В игре дети охотно делают то, что им еще сложно поддается. Например, малышам трудно выполнять действие по команде, вместе с другими, ждать, сдерживать себя, контролировать движения и пр. Подобные волевые действия практически недоступны детям 3-4 лет в повседневной жизни, а подвижные игры с правилами приучают их постепенно к проявлению воли.

Подвижные игры

Игры с активным движением проходят живо и весело. Вместе с тем младшие дошкольники делают важный шаг в развитии произвольного поведения. Они слушают команды, придерживаются сигнала, когда нужно начинать движение. И хотя овладение своими действиями и эмоциями происходит все еще в элементарной форме, игра дает детям многое в личностном и волевом развитии.

Перечислим несколько основных достоинств подвижных игр для дошколят:

  1. Двигательная разрядка ребенка при общении с такими же детьми как он сам
  2. Игровое взаимодействие в группе сверстников (взялись за руки, прикоснулись…)
  3. Развитие произвольности (действовать вместе, выполнять правила и пр.)
  4. Развитие внимания (слушать инструкцию, вовремя выполнять действия)
  5. Воспитание выдержки, терпеливости, способности управлять собой

Взрослым не сложно придумать интересные подвижные игры для младших дошкольников. Мы приведем несколько примеров, а по аналогии родители или воспитатели легко найдут свои идеи, чтобы занять детишек полезными и активными действиями.

Подвижные игры для малышей в помещении

В домашних условиях или в небольшом зале лучше всего проводить игру для маленькой группы детей. Подвижные игры требуют места побегать или попрыгать, на то они так и называются. Однако когда собираются 3-5 деток, вполне приемлемо организовать им активное времяпрепровождение. И, главное, полезное, несмотря на свою простоту.

Игра «Лохматый пес»

Эта игра способствует формированию у дошколят выдержки и требует соблюдать простые правила. Она сюжетная и с простейшими действиями, поэтому понятна маленьким детям. А присутствие такого сюжетного персонажа как «лохматый пес» (от него малыши будут убегать) даже создает условия для преодоления неких детских страхов.

Игровая ситуация построена вокруг образа, по отношению к которому нужно быть смелым, но осторожным и внимательным. Задача ребенка состоит в том, что он должен идти навстречу опасности в виде «лохматого пса» и не убегать до определенного сигнала. По сути, игра учит детей справляться со своим волнением и дает первичные навыки контроля за своим поведением.

Ход игры. Начертить круг – дом для «лохматого пса» — и назначить на эту роль, желательно, ребенка постарше. В шаге-двух от этого круга обозначить линию (провести мелом или положить скакалку). В противоположной части комнаты придумать дом для детишек – безопасное место, где их не имеет возможности ловить пес (тоже обозначить черту или договориться сесть на диван и пр). Таким образом, между двумя линиями есть довольно просторное место для движения.

Итак, игрок, исполняющий главную роль, располагается в своем «домике» и ждет, когда к нему придут дети. Дошкольники, взявшись за руки, ходят в безопасном поле и постепенно подкрадываются к «лохматому псу». Тон и темп задает потешный стишок в исполнении взрослого:

Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он сидит – То ли дремлет, то ли спит…

Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет?!.

Под эти рифмованные строки дети приближаются к линии рядом с домиком пса, протягивают руки и на последней строчке дотрагиваются до него. «Лохматый пес» сначала старается не шевелиться и дает себя погладить. Внезапно он вскакивает с возгласом «гав-гав». Малыши убегают, а пёсик бегает за ними и лает, пока они не спрячутся в свой импровизированный дом. Затем игра повторяется. После 2-3 раз роль «лохматого пса» можно доверить другому дошкольнику.

Данная игра не только развлекает детей. Она полезна для развития дошколят, поскольку нужно следовать правилам:

  • Не прикасаться к «лохматому псу», пока не закончится стишок;
  • В роли пса нельзя шевелиться, пока его не коснуться дети;
  • Бежать «домой» можно только после того, как пес залает.

Как правило, в этой игре дети переживают бурю эмоций, учатся выдержке и необходимости следовать правилам. Инструктировать дошкольников, как вести себя в данной игре, можно в произвольной, но главное, доходчивой форме. Возможно, придется пояснять раза два-три.

Игра «Голуби»

Для этой игры потребуется заблаговременно подготовить материал. А именно, набор небольших предметов разного цвета. В него могут войти флажки, пирамидки, песочные формочки, ленточки, мячики и другие красочные мелкие предметы. Все детали необходимо разложить в произвольном порядке по всей комнате.

Инструкция. Дети, давайте вы сейчас будете умными голубочками, которые слушают свою хозяйку и выполняют ее поручения. Хозяйка вас очень любит, вкусно кормит (тут стоит предложить детям тарелку с чем-либо вкусным – виноградом, вишней и пр, – чтобы дети взяли угощение). А теперь выполните мое поручение: «Летите, голубки, и принесите мне предмет синего/красного/желтого цвета».

Получив указание, дети разбегаются по комнате и находят предмет названного цвета. Хозяйка встречает возвращающихся голубков, каждого благодарит, обязательно отмечает соответствие предмета по цвету. Когда все выполнят задание, хозяйка отмечает самого быстрого участника и поддерживает похвалой последнего («старался найти самый красивый предмет», «размышлял, что больше всего порадует хозяйку»).

Данная игра оказывает всестороннюю пользу в развитии младших дошкольников. Они закрепляют восприятие цвета, тренируют произвольное внимание, приучаются организованно действовать в совместной деятельности, слышать команды, удерживать задачу.

Активные игры для младших дошкольников на природе

На открытых площадках или лужайке гораздо больше места, чтобы развернуться. Дети там и так много двигаются. Но хорошо придать их беготне организованный и цельный характер. Можно пробовать соревновательный подход в простом проявлении, чтобы решение задачи было новым и одновременно посильным для маленького ребенка.

Игра «Кому достанется флажок»

Дошкольникам будет в новинку, что игра проводится как соревнование по ходьбе. Идти, а не бежать – это самое серьезное испытание для ребенка 3-4 лет.

Подготовка к игре. Прочертить линию старта. На расстоянии примерно 25 детских шагов воткнуть в землю яркий флажок. Двух или трех детей пригласить на линию старта и сказать, что сейчас они будут соревноваться, как настоящие спортсмены. Объяснить, что нужно идти к флажку, чтобы взять его и взмахнуть. Подчеркнуть, что нужно идти, а бежать нельзя. Кто побежит, тот проиграл, и ему еще нужно учиться быстро ходить.

После таких детальных пояснений предложите детям пробный старт. Пусть они попробуют идти к флажку. Так прояснится, кто из детей уже понял суть игры, а кому еще следует разъяснить правила и задачу.

После детальных объяснений дети располагаются на линии старта и по сигналу начинают движение. Выигрывает тот, кто удержался от бега и быстрее подошел к флажку. Победитель берет флажок и получает его себе в качестве приза. Все участники бегом, или прыгая, возвращаются  назад (специально предложите деткам любые движения).

Для повторного старта нужно установить новый флажок. Теперь следующая тройка деток будет соревноваться за флажок иного цвета.

Игра хорошо зарекомендовала себя в развитии произвольного поведения и способности управлять собой.

Игра «Воробушки и Кот»

До начала игры обратите внимание детей на то, как прыгают и чирикают воробушки, как что-то клюют на земле. Но как только приближаются люди или появляется кот, птички разлетаются в разные стороны. После подобного экскурса предложите детям поиграть в воробушков.

Для игры подойдет лужайка в парке. Пространство должно быть свободным для детской беготни. Скажите деткам, что у каждого деревца, окружающего лужайку, есть невидимые домики, в которых Воробушки могут спрятаться от Кота. Игра станет понятней для детей при наличии атрибута – маски кота, или хотя бы темных очков.

Инструкция. Сейчас вы все превратитесь в Воробушков. А Котом будет тот, на ком маска (очки). Птички могут весело резвиться на лужайке, но как только увидят Кота и услышат его «Мя-а-у!», нужно немедленно бежать к дереву (там же есть домик, в котором можно надежно спрятаться) и ждать, пока Кот уйдет.

Сначала роль Кота нужно исполнить взрослому. Дайте команду детям: «Летайте, Воробушки!». Выдержите 1-2 минуты, а затем, нацепив атрибут, с громким «мяуканьем» пройдите несколько раз через всю игровую площадку. Проследите, чтобы все участники нашли себе убежище. Затем снимите маску/очки, и повторите сигнал: «Летите, Воробушки!».

Игровая ситуация предусматривает чередование активного движения и торможения. Такое сдерживание двигательной активности затруднительно для малышей, но в условиях сюжетной игры они справляются с задачей.

Подобные простые по организации и увлекательные для дошколят подвижные игры содержат важный волевой компонент – торможение импульсивности и внимание к сигналу. Это требует элементарного умения управлять своими движениями и формирует навыки самоконтроля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector