Что делать, если ребенок очень медлительный

Медлительный ребенок есть в каждой группе детского сада. Он последним встает из-за стола, последним выходит на прогулку, последним убирает игрушки, последним приступает к занятию. Кажется, что он никуда не торопится. Родителям, педагогам и сверстникам это создает ряд неудобств. Для малыша это тоже становится проблемой, когда окружающие устают от его медлительности. Существуют определенные приемы, помогающие активизировать медлительного ребенка. Главное, точно определить причину такого поведения.

Проблемы, связанные с медлительностью детей

Медлительность ребенка раздражает окружающих. Возникают проблемы. Например, опоздание в детский сад, на занятие кружка или секции. Дошкольника ругают, наказывают. При этом, чем больше замечаний ему делают, тем медленнее он выполняет поручение.

Медлительный ребенок

Ребенок находится в постоянном ожидании упрека со стороны взрослых или сверстников. Повышается уровень тревожности. Увеличивается количество конфликтных моментов. Поэтому медлительные дети чаще подвержены неврозам. Они малообщительны и замкнуты.

Такой дошкольник неохотно берется за новые дела. Ему необходима поддержка взрослого. Для него характерны стереотипные действия. Например, играть только в хорошо знакомые игры. Новизна пугает.

Какие неудобства вызывает медлительность ребенка дома

В семье к медленному ребенку, чаще всего, подстраиваются. Мама несколько раз подойдет к постели, если дошкольник никак не отважится встать; напомнит, если он не приступает к нужным действиям. Папа увлеченно может смотреть в смартфон, пока ребенок копается с тем делом, которое ему поручили. В случае спешки родители просто выполнят часть действий за ребенка.

Однако за подобным безобидным подходом кроется подвох. Малыш привыкает действовать медленно, а то и вовсе бездействовать. Он не избавляется от медлительности, а наоборот привыкает к такому образу собственных действий.

Неизбежно придет время, когда родители будут ждать от ребенка определенной организованности, а ее и в помине не окажется. Например, мама опаздывает на работу. По дороге нужно завести малыша в детский сад. Ребенок медленно одевается и, сидя в прихожей, не торопится обувать свои ботинки. Реакция мамы – просьба, замечание, крик, возможен шлепок. С утра настроение испорчено и мамы, и у сына.

Медлительный ребенок имеет слабо развитое произвольное внимание. Ему сложно сконцентрироваться на задаче, поставленной взрослым. Режим дня для такого ребенка требует учета дополнительного времени. Например, чтобы малыш вовремя собрался в детский сад, его нужно поднять на полчаса раньше.

Не следует делать за ребенка то, что он может научиться делать для себя сам. Взрослым нужно найти время и обучить ребенка необходимым навыкам. Лучшим мотиватором для дошкольника является понимание того, что, когда работа сделана быстро, всегда найдется время для игр и развлечений.

Проблемы медлительных детей в детском саду

В коллективе детского сада тепличных условий для медленного ребенка никто создавать не будет. Находясь в группе, дошкольник обязан делать то, что и остальные дети, и успевать вместе со всеми.

Сложность адаптации в ДОУ для медлительных детей практически неизбежна. Наиболее заметные проявления:

  • Проблемы при взаимодействии со сверстниками: не достается интересующая игрушка; другие дети не желают ждать «копушу» и пр.
  • Рассеянное внимание. Чем больше нагрузка, тем меньше количество усваиваемой информации. Освоение базовых учебных навыков (счет, чтение, письмо) вызывает большие затруднения.
  • Боится говорить при большом скоплении сверстников. Например, детский досуг, утренник, развлечение больше интересны ему, как зрителю. Участие в драматизации, чтение стихотворения, танец, вызывают у медлительного ребенка затруднение.
  • Возможны проблемы с вербальным посылом. Речь тихая, без эмоций, невнятная, плохо воспринимаемая окружающими.
  • Отдает предпочтение игре с предметами. Редко является инициатором игры со сверстниками.
  • Тяжело адаптируется к смене правил в игровых действиях. Импровизация отсутствует.
  • Двигательная активность дошкольников в команде сверстников чаще всего минимальная. Веселые старты для таких детей – это дополнительный источник тревоги и страхов.
  • Занижена самооценка. Ребенок не уверен в своих действиях, успехе, не проявляет инициативы.
  • Выполняя все поручения и действия последним, часто вызывает насмешки сверстников.

Причины медлительности детей

За чрезвычайно медленными действиями детей или затягиванием выполнения задачи могут стоять различные причины. Это и бессознательный способ скрыть свое неумение, и желание получить помощь в выполнении непривлекательного задания, и уже выработанная привычка не прикладывать усилий. В некоторых случаях медлительность провоцируется самочувствием ребенка или сложившимися обстоятельствами.

Выделим наиболее частые причины медленности детей дошкольного возраста:

  1. Особенности темперамента. Обычно медлительность характерна для меланхоликов или флегматиков, что связано с низкой подвижностью нервных процессов.
  2. Воспитание. Авторитарный стиль приводит к ограничению активности ребенка. Он боится ошибиться, совершить ошибку, поэтому замедляет свои действия. При попустительском стиле воспитания в семье ребенку даже не пытаются привить организованность.
  3. Стрессовая ситуация, физическое недомогание вызывают эмоциональное и физическое истощение. У дошкольника отсутствует желание выполнять какие-либо действия. Если взрослые настаивают, он выполняет их, но медленно.
  4. Скучное занятие не мотивирует дошкольника к активным действиям. Он стремится отложить его.
  5. Манипуляция. У ребенка нет желания выполнять задание, поэтому он делает все медленно, надеясь на помощь взрослых.
  6. Боязнь не справится. Ребенок перепроверяет свои действия. Темп выполнения замедляется.
  7. Сложное задание, отсутствие опыта заставляют дошкольника сосредотачиваться на процессе. Это увеличивает время выполнения.

В порядке исключения следует отметить, что иногда взрослые слишком командуют детьми и ожидают, что они сделают именно так, как им сказали. В то время как ребенок видит другой путь достижения той же задачи. Например, мама требует собрать рюкзачок в детский сад, а малыш мечтает завтра взять в группу только новую машину, оставив привычный рюкзак дома, поэтому не понимает, зачем его складывать.

Как помочь ребенку ускорить действия

Очевидно, что нельзя пускать на самотек, если за ребенком замечена медлительность.

Детская медлительность

Начинать преодолевать эту особенность нужно в домашних условиях. Взрослые должны позволить детям испытать последствия их медлительности, не ограничивая, и не подгоняя их.

К примеру, собирались покататься на самокате до обеда? Пока ребенок час складывал игрушки, время утекло, и прогулка отменяется.

Для стимулирования активности дошкольника необходимо:

  • Не торопить. Стремление сделать быстрее вызовет замедление реакции.
  • Не ругать. Страх перед наказанием усугубит ситуацию.
  • Говорить спокойно. Положительный настрой просто необходим медлительным детям.
  • Необходимо давать поручения для самостоятельного выполнения. Это должно быть одно указание за один раз. Например, «Вытри со стола, пожалуйста». Цепочку заданий запомнить и выполнить такому ребенку тяжело из-за проблем с концентрацией внимания.
  • Учитывать дополнительное время для выполнения поставленной задачи. Например, ребенок одевается на прогулку первым.
  • Устанавливать зрительный и тактильный контакт. Так дошкольник лучше сможет сконцентрировать внимание на просьбе.
  • Не обвинять ребенка в медлительности. Например, «Вечно ты последний!», «Из-за тебя мы всегда опаздываем!», «Хоть бы раз успел вовремя!». Постепенно он может привыкнуть к этим «ярлыкам», примет как данность и не будет стремиться к изменениям.
  • Четко соблюдать режим дня дома. Знакомые действия помогут увеличить скорость действий.
  • Похвалить, если малыш справился с заданием вовремя.
  • Использовать игровые упражнения со сменой темпа движения или на внимание.

Многие дети не могут своевременно приступить к выполнению задания или определенных действий, испытывая некую подсознательную заторможенность, замешательство, оцепенение. Для того чтобы избавить ребенка от такой тормозной реакции, нужно тренировать умение «стартовать» и произвольное внимание с помощью игр.

Игры для медлительных детей

  1. «Запретное движение». Выбирается одно движение, которое выполнять запрещается. Например, приседание. Ведущий под музыку показывает разные движения, дети повторяют. Периодически он приседает. Участники должны помнить, что это «запретное движение» и повторять его нельзя.
  2. «Колокольчик – это СТОП». Дети идут под «Марш» друг за другом. Музыка останавливается, но движение продолжается. Сигналом к остановке служит звук колокольчика.
  3. «Ушки на макушке». На столе лежат игрушки. Малыш сидит от взрослого на расстоянии 2–3 метров. Взрослый шепотом дает задание. Дошкольник должен услышать и выполнить его. Например, «Принеси мне книжку со сказками», «Посади куклу на стульчик», «Положи кубики в грузовик».
  4. «Котятки». Ведущий объясняет, что дети сейчас – это котятки, их ручки – это лапки, пальчики – коготки. Если он произносит «Солнышко», то дети медленно сгибают и разгибают пальчики. «Котятки» потягиваются на солнышке. Если ведущий говорит «Мышь», дошкольники делают быстрые хватательные движения пальчиками. Они котятки-охотники и пытаются поймать добычу.
  5. «Непоседы». Дети стоят в колонне или по кругу. По команде ведущего они приседают через одного. Когда задание выполняется правильно, меняется команда. Например, наклониться через одного или присесть.
  6. «Хлопок». Взрослый обговаривает с ребенком правила. Он говорит разные слова, но если среди них будет слово, обозначающее животное, то ребенок должен хлопнуть в ладоши. Периодически группа слов, предполагающая хлопок, меняется. Это может быть посуда, мебель, города…

Рекомендуем также Игры на развитие внимания.

Взрослые обязаны понимать, что, если они только порицают медлительность ребенка, его действия не обретут быстроту. Меры поощрения расторопных и скорых действий дошкольника, тренировка с помощью игр помогают избавиться от медлительности хотя бы в некоторых ситуациях. Получая опыт активизации действий, ребенок в дальнейшем будет его использовать. Но для этого у дошкольника должна быть мотивация: успеть вместе со всеми; постараться быстрее, чтобы желанное мероприятие не отменили; попытаться уложиться в отведенное время и почувствовать гордость за свое достижение.

Ссылка на основную публикацию