Нужен ли режим дня для дошкольников дома

Не во всех семьях принято соблюдать режим дня для детей, когда они находятся дома и не посещают детский сад. Родители объясняют это тем, что установленный распорядок напрягает, лишает спонтанности и впечатлений, ограничивает свободу. А по факту, день малыша складывается в соответствии с планами взрослых. Если это происходит постоянно, то зачастую негативно отражается на физическом и эмоциональном состоянии дошкольника.

Режим дня как устоявшийся порядок для ребенка

Чередование разных видов деятельности и отдыха с учетом психофизиологических особенностей детей лежит в основе режима дня ребенка дошкольного возраста. Благодаря такому подходу малыш становится эмоционально более стабильным. Он меньше перевозбуждается, капризничает, утомляется, плачет. У него формируются базовые биоритмы. В определенное время организм подает сигналы к принятию пищи, сна, отдыха.

Режим дня для дошкольника в картинках

В детском саду режим дня соблюдается очень четко. В субботу и воскресенье в семьях привычный распорядок нарушается. В понедельник утром дети часто выглядят или утомленными, или перевозбужденными. Особенно ярко это проявляется, если выходные совпали с праздничными днями.

Режим дня для дошкольника – это настрой организма на определенный ритм жизни. Он помогает переключаться с одного состояния на другое без нагрузок на организм. Поэтому очень важно дома соблюдать режим дня, аналогичный выработанному в ДОУ.

Необходимо распределить по часам подъем, принятие пищи, гигиенические процедуры, активную деятельность, прогулку, сон. Это поможет подготовить организм дошкольника к разным жизненно важным процессам. Например, если укладывать ребенка спать в одно и тоже время, он быстрее засыпает. Если принятие пищи происходит в определенное время, то к назначенному времени появляется аппетит. Итог – хорошее настроение и самочувствие ребенка.

Основные моменты распорядка дня дошкольника дома

Главное в режиме дня – это соблюдение определенного времени и правильное чередование разных видов деятельности. В дневной распорядок для ребенка дома входят:

  • подъем;
  • гигиенические процедуры;
  • гимнастика;
  • прием пищи;
  • занятия;
  • игры;
  • прогулки;
  • дневной сон;
  • самостоятельная деятельность;
  • ночной сон.

Если дошкольник посещает детский сад, необходимо придерживаться распорядка дня ДОУ. Если ребенок собирается идти в дошкольное учреждение, необходимо узнать режим дня его будущей группы и приучить к нему. Это поможет малышу легче адаптироваться. В том случае, когда не планируется посещение ребенком ДОУ, в режиме дня может быть соответствующая коррекция. Например, более поздний подъем.

Приучать соблюдать режим дня необходимо с раннего возраста. Это поможет сформировать у дошкольника правильную привычку, которая облегчит ему принятие школьной жизни.

Упорядочение сна и бодрствования ребенка

Дошкольник спит два раза в сутки. Ночной сон для малышей – 13–14 часов, для старших детей – 12–13 ч. Конечно, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, состояние, ситуацию. В связи с этим время на сон может увеличиться или уменьшиться.

Девочка убирает постель

После утреннего пробуждения ребенок умывается, чистит зубы, завтракает, после чего наступает период бодрствования. Это время распределяется на развивающие занятия, игры, прогулку, прием пищи.

Если подъем происходит в 7–8 утра, то в 13.00 необходимо положить ребенка спать. На дневной сон отводится 1,5 – 2 часа. Он очень важен  для отдыха и восстановления энергии. Некоторые дети противятся сну, но вовсе не потому, что они в нем не нуждаются. Они протестуют по иным причинам: их отрывают от интересного дела, лишают выбора самому решать, да и просто мешают исследованию такого занятного мира.

Если ребенок категорически отказывается спать, позвольте ему спокойно посмотреть картинки или послушать спокойную музыку, находясь в кровати. Так ребенок тоже сможет отдохнуть и снять накопившееся напряжение.

После полдника наступает время игр и вечерней прогулки. В 18.30–19.00 ужин, после которого ребенка ждут спокойные игры и самостоятельные дела. Перед ночным сном обязательны гигиенические процедуры. В 20.30 – 21.00 дошкольник ложится спать. Вечерняя сказка, как приятный семейный ритуал, завершает день.

Организация повседневных дел

В период бодрствования взрослые организуют дошкольнику разнообразную деятельность. Это игры на развитие или по желанию малыша, посильная помощь родителям, физическая активность, творческие занятия, просмотр мультфильмов, слушание сказок, прогулки.

Для проведения развивающих занятий лучше планировать первую половину дня. Период от 9.00 до 12.00 – самый продуктивный. Время проведения одного занятия зависит от возраста ребенка:

  • в возрасте 3–4 лет заниматься следует не более 15 минут;
  • от 4 до 5 лет – 20 минут;
  • от 5 до 6 лет – 25 минут;
  • от 6 до 7 лет – примерно полчаса.

На свежем воздухе ребенок проводит по возможности максимальное количество времени. Конечно, временной промежуток пребывания на прогулке зависит от погодных условий. Летом желательно 5–6 часов, зимой до 3 часов. Во время прогулки ребенок наблюдает, познает окружающий мир, развивается.

Его деятельность зависит от времени года. Летом можно организовать игры с песком, эксперименты с водой, помочь бабушке на огороде, поиграть в футбол, покататься на велосипеде, роликах (см. Чем занять ребенка летом). Осенью дети с удовольствием собирают осенние листья для аппликаций, наблюдают за улетающими птицами, помогают собирать урожай. Зима – веселое время для лепки снеговиков, катания на коньках, игр со снегом, экспериментов со льдом. Весной дошкольники наблюдают за пробуждением природы (ледоходом, первыми листьями, травкой, проснувшимися насекомыми), пускают кораблики, прыгают со скакалкой, играют с мячом.

Режим питания дошкольника

Питание в детском саду строго упорядочено и предполагает 4–х разовое принятие пищи: завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно поддерживать этот режим дома.

Примерный прием пищи по времени: завтрак – 8–9 часов, обед – от 12 до 13.00, полдник после дневного сна – от 15 ч. до 16.00, ужин – в период от 18.00 до 19.00. Последний прием пищи ребенком рекомендуется за час-полтора до сна.

Примерный режим дня для ребенка 3–4 лет

7.00 – 7.20 – спокойный подъем, одевание. Если придерживаться режима постоянно, проблем с подъемом не возникнет.

7.20 – 8.00 – утренняя гимнастика, гигиенические процедуры под руководством взрослого. Постепенно развивается умение у дошкольника самостоятельно себя обслуживать.

8.00 – 8.30 – завтрак. Формируется принцип правильного питания. Ребенку следует предлагать «здоровую пищу»: кашу, молочные продукты.

8.30 – 9.10 – развивающие игры, организованные мамой, бабушкой или няней: развитие звукопроизношения, заучивание стихотворений, освоение цветовой гаммы, обучение счету, развитие произвольного внимания.

9.10 – 10.00 – деятельность по желанию малыша: игры с игрушками, просмотр мультфильма, рисование, чтение сказки с мамой.

10.00 – 12.00 – прогулка на свежем воздухе. Малыш знакомится с окружающим миром.

12.00 – 13.00 – гигиенические процедуры после прогулки. Обед.

13.00 – 15.00 – дневной сон.

15.00 – 15.30 – постепенное пробуждение, водные процедуры.

15.30 – 16.00 – полдник. Можно предложить ребенку стакан молока или сока, булочку или печенье.

16.00 –18.00 – игры дома или на свежем воздухе.

18.00 – 18.30 – ужин.

18.30 – 20.00 – совместная деятельность с родителями (спокойные игры, рисование, лепка, конструктор).

20.00 – 21.00 – подготовка ко сну. Ребенок собирает игрушки, проводит гигиенические процедуры под руководством взрослых (чистит зубы, принимает душ), слушает колыбельную или сказку.

21.00 – 7.00 – ночной сон.

Распорядок дня дошкольника 5–7 лет

7.00 – 8.00 – подъем, утренние процедуры, гимнастика. После пробуждения ребенок может самостоятельно застелить постель.

8.00 – 8.40 – подготовка к завтраку, завтрак. Ребенок может помочь накрыть на стол.

8.40 –10.10 – подготовка материала к развивающим занятиям. Например, счетные палочки; пластилин, стеки и дощечка для лепки. Развивающие игры обучающего характера при участии взрослого.

10.10 – 10.30 – дошкольник готовится к прогулке (одевается, берет с собой игрушки или спортивный инвентарь).

10.30 – 12.30 – прогулка с познавательной активностью: наблюдением за явлениями живой и неживой природы, подвижными играми на детском участке.

12.30 – 12.50 – возвращение с прогулки, гигиенические процедуры.

12.50 –13.10 – обед.

13.10 – 15.10 – дневной сон или спокойное времяпрепровождение (рассматривание иллюстраций, прослушивание расслабляющей музыки).

15.10 – 15.30 – пробуждение, если был сон. Приведение себя в порядок.

15.30 – 16.00 – полдник.

16.00 – 18.30 – игры, самостоятельная деятельность, прогулка, посильная помощь в быту. Для этого возраста уже есть ряд несложных обязанностей, которые должен делать дошкольник по дому. Самое время дать соответствующие поручения.

18.30 – 19.00 – ужин.

19.00 – 20.00 – семейные игры, занятия, чтение, просмотр любимого мультфильма.

20.00 – 21.00 – подготовка к ночному сну. Навыки самообслуживания у детей в этом возрасте развиты достаточно, и дошкольник может самостоятельно провести гигиенические процедуры перед сном. Любимая игрушка рядом, сказка на ночь, ночник на тумбочке – все это способствует быстрому засыпанию.

21.00 –7.00 – сон.

Несколько советов родителям по поддержанию дневного распорядка

Выше мы привели примерный распорядок дня для малышей и старших дошкольников. Важно учитывать, что он именно ориентировочный. Недопустимо делать из ребенка исполнителя пошаговых инструкций в течение дня. На взрослых лежит ответственность мягкого перенаправления действий ребенка.

Каких правил полезно придерживаться, внедряя режим дня в ритм семейной жизни:

  1. Приучать к соблюдению дневного распорядка необходимо с раннего детства. Это поможет ребенку легче адаптироваться к режиму дня детского сада, а впоследствии и школы. Организму не потребуется стрессовая перестройка, что поможет малышу быть активным в течение дня.
  2. Режим дня должен соответствовать возрасту дошкольника и корректироваться с его взрослением.
  3. Выработанный распорядок должен соблюдаться постоянно. Отступление от заведенного порядка возможно в связи с плохим самочувствием ребенка, праздничным событием (день рождения ребенка, участие в детском конкурсе и пр.), нахождением в дороге, посещением культурно-массовых мероприятий. Например, нет смысла укладывать малыша спать в 13.00, если куплены билеты на цирковое представление к 16.00.
  4. В старшем дошкольном возрасте можно предложить ребенку самому следить за выполнением режима дня с помощью «напоминалки» с картинками или пиктограммами. Это поможет развить в ребенке самостоятельность и ответственность – качества, необходимые будущему первокласснику.
  5. Объясняя ребенку важность соблюдения режима дня, родителям необходимо демонстрировать это собственным примером. Дошкольники охотно следуют расписанию, если видят, что и родители придерживаются заведенного распорядка.

Есть существенный бонус для родителей при соблюдении распорядка дня в домашних условиях. Это ключ к устранению стычек между взрослыми и детьми по поводу утренних подъемов, выполнения обязанностей, отхода ко сну. Упорядочивая условия для своих детей, родители берегут и свои нервы.

Ссылка на основную публикацию