Как научить ребенка считать и выполнять простейшие арифметические действия

Научить ребенка считать – та задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте. Конечно, навыки оперирования двузначными числами малышу не нужны. А вот простой счет от 1 до 10 (20) необходим, как в быту, так и для формирования готовности к обучению в школе. Важно, чтобы родители не путали умение дошкольника считать и перечисление им цифр, как заученных строчек стихотворения. Воспользуйтесь рекомендациями, изложенными в этой статье, как помочь ребенку считать осмысленно.

Когда начинать обучение ребенка счету

Учить счету малыша в раннем возрасте пустое занятие. Его мозг еще не готов к восприятию этой информации. Когда ребенок показывает на пальчиках, сколько ему лет, или бодро повторяет рифмованную строчку «Раз-два-три-четыре-пять…», к счету это не имеет ни малейшего отношения.

Рекомендуемый возраст для освоения счета – 3 года. Организуя разнообразные действия с предметами, взрослые подводят дошкольника к осознанию материала, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Начинать обучение ребенка считать в 3 года необходимо с простых понятий «один», «много». Можно использовать для упражнений кубики, матрешку, игрушки, фрукты-ягоды, окружающие предметы.

Гуляете в парке – покажите ребенку, где много цветочков, а где один. Наблюдая за птичками, помогите ребенку определиться с количеством пернатых. Дайте в руку листик, уточнив у дошкольника, сколько вы дали («один»), и спросите, сколько вокруг листьев («много»).

Девочка учит цифры

iQsha RU

К непосредственному обучению счету переходят в 3,5– 4 года. Познавательные процессы в этом возрасте уже достигают необходимого уровня, чтобы ребенок запомнил цифры и осмыслил их применение. В 5 лет практически каждый ребенок овладевает счетным навыком полностью в пределах десятка, а самые любознательные заинтересовываются двузначными числами.

Как учить ребенка считать до 10

В 2-3-летнем возрасте малыш усвоил понятия «один» и «много». Они базовые. Пришла пора переходить на числовой этап счета. Легче всего научить считать до 10 поэтапно. Сначала необходимо, чтобы дошкольник усвоил счет до 5. Затем расширить задачу, используя все цифры.

Самый простой способ – это обучение на пальчиках. Прикосновение к пальчикам, обхватывание их попарно, тройками… позволяет задействовать все органы восприятия. Малыш одновременно видит, ощущает и слышит, что значит «один», «два», «три» и т.д. Такая всесторонняя информация обязательно откладывается в памяти.

В дальнейшем необходимо научить ребенка считать без пальцев. Выставляется определенное количество предметов и каждый из них озвучивается порядковым числом. Например, взрослый кладет на стол карандаш и озвучивает: «один» (не используйте слово «раз»). Кладет второй – «два», третий – «три». «Всего три карандаша». Обобщение обязательно. Теперь повторяет дошкольник.

Необходимо каждодневное закрепление с помощью бытовых ситуаций. Например, считать ступеньки, покупки в корзине супермаркета, предметы на полке, ложки, тарелки к обеду, чашки к чаепитию, количество гостей, игрушки в ванной для купания и т.д.

Знакомство с цифрами

Важно не просто познакомить дошкольника с устным счетом, но и ввести в оборот графические образы цифр – научить соотносить их как знак числа с определенным количеством предметов.

Например, покажите ребенку 3 кубика, посчитайте вместе. Обобщите количество: «Всего три кубика». Покажите цифру 3. При необходимости повторите еще раз. Альтернативный вариант настоящим игрушкам и предметам – это картинки. Можно использовать специальные цифровые карточки, где есть изображение и соответствующая цифра.

Вспомогательные карточки

Главное, чтобы ребенок мог воспринимать цепочку зрительно. Постепенно он начнет ассоциировать количество предметов с цифрой.

Обучение порядковому счету

Знакомить с порядковым счетом рекомендуется с 4 лет. Что бы ни считал ребенок, он каждому объекту присваивает порядковую цифру. Малыш не может охватить вниманием всю совокупность того, что нужно посчитать, и выдать сразу обобщение.

Рассмотрим, как это происходит на практике. Предложите дошкольнику посчитать мячики. «Один, два, три, четыре», –  считает ребенок и сопровождает действия показом. Теперь необходимо спросить: «Сколько всего мячиков?» Малыш обобщает: «Всего четыре мячика». Так он научится сопоставлять порядковое значение числа с количественным значением.

Теперь можно переходить к порядковым числительным. Сначала необходимо объяснить, что иногда бывает необходимо узнать, какое место занимает предмет. Для этого считают по-другому: первый, второй, третий… Это новые понятия для дошкольника, и потребуется несколько повторений до полного усвоения порядкового счета.

Закреплять знания и навыки счета можно с помощью игровых упражнений: «Какой по счету?». Выкладывайте ряд из 5 (10) предметов. Дошкольнику необходимо назвать, какой по счету карандаш (мячик, матрешка и пр.).

Обратный счет

Навык обратного счета в дошкольном возрасте – это умение считать от 10 до 1. Эти знания понадобятся на первом же этапе обучения в школе. И ребенок должен быть готов.

При обучении опирайтесь на наглядно-образное мышление дошкольника, используя игрушки или предметы. Начните с небольшого количества. Например, с трех. Посчитайте вместе предметы в обратном направлении, убирая их в корзинку или ведерко. Например, «На столе три банана, сейчас два, а теперь один. Три, два, один». Постепенно добавляйте количество предметов, доведя до 10. Следующий этап – это обратный счет без визуализации. К примеру, на прогулке практикуйтесь в счете, опираясь на память.

Осмысление обратного счета происходит не так быстро, как освоение ритмичного пересчета предметов, которое многие дети выполняют автоматически. Осмысление состоится, когда ребенок будет понимать и правильно отвечать на вопросы: «Какое число стоит перед 5?», «Какое число следует за 7?» и т.п. Ответы на подобные вопросы можно считать критерием понимания счета дошкольником.

Как научить ребенка считать в пределах 20

Уметь считать дошкольнику до 20 необязательно. Такой навык не входит в перечень того, что должен знать ребенок к первому классу. Но, если у родителей, а главное у ребенка, есть выраженное желание, то научить считать в пределах двух десятков не сложно. Очевидно, что эта задача посильна детям, уже умеющим считать до десяти. Оптимальный возрастной критерий – 6 лет.

  1. Поясните ребенку, что за 10 идут следующие числа, которые имеют свои названия и свое изображение, состоящее из двух циферок.
  2. Поставив цифру 1, объясните, что рядом с ней будем выставлять другие известные цифры по очереди и так получать новое число: 11, 12, 13… 19.
  3. Дальше раскройте «волшебство» названия чисел: надо к звучанию цифры, стоящей на втором месте, добавлять «надцать» (одиннадцать, двенадцать…), так как двухзначное число находится после числа 10.
  4. Продолжайте тренировки, пока не увидите, что ребенок осмыслил процесс образования чисел второго десятка.
  5. После того как усвоена особенность счета на предметах, переходите на словесный вариант без опоры на наглядный материал.

Подтверждением того, что вы смогли научить ребенка считать до 20, станут верные ответы на вопросы о смежных числах: «Какое число стоит за …?», «Между какими числами находится число …?» и т.п.

Первые пробы сложения и вычитания в пределах 10

Если ребенок научился считать, оперирует понятиями «больше», «меньше», значит, он может научиться складывать и вычитать. Начинать необходимо с задач на сложение в пределах десятка. Когда этот алгоритм усвоен, можно переходить к заданиям на вычитание. На первых этапах обучения слагаемым и вычитаемым является число «один».

Учимся считать

Первично методы сложения и вычитания объясняются с опорой на наглядный материал. Например, «На столе стояли чашки. Сколько? (предложите посчитать). Мама принесла еще одну (поставьте ее на стол). Сколько чашек стало на столе?» Пусть малыш посчитает самостоятельно, при необходимости возможен совместный счет. Обобщите: «Стало четыре чашки». На первых порах можно использовать пальчики и игровую мотивацию: «Пальчики ходят в гости» или «Пальчики пошли гулять».

Ежедневно вовлекайте ребенка в решение простеньких математических задач примерного содержания с использованием реальных предметов:

  1. В корзинке 4 яблока. Положи к ним еще 2 груши. Сколько всего фруктов в корзине?
  2. На столе стоит 5 чашек, а на полке – 2. Сколько их всех?
  3. В одном ведерке 3 шарика, а в другом – 5. Добавь в первое ведерко столько шариков, чтобы получилось поровну в обоих. Сколько нужно добавить? Сколько теперь стало?
  4. В грозди 6 бананов. 2 банана сейчас съедим, а сколько останется?
  5. В пенале 7 карандашей. Трое детей хотят рисовать, и каждый из них возьмет себе один карандаш. Сколько останется в пенале?

Существенным прогрессом в обучении счету является умение ребенка прибавлять к видимым объектам невидимые. Например: «У тебя сейчас 3 воздушных шарика. А если я тебе подарю еще 2, сколько их станет?». Дошкольник младшего возраста еще не может представить эти мнимые предметы, а большинство пятилеток подобные задачи уже легко решает.

Когда ребенок научится справляться с задачами на прибавление и вычитание малого количества объектов, можно приступать к сложению, где придется считать через десяток. Для прибавления 5 к числу 8 необходим переход через десяток, поскольку 13 принадлежит следующему десятку. У дошкольника подобные задачи вызывают сложности, даже если он легко оперирует в пределах 10. Подобные задачи можно практиковать, если ребенок проявляет активный интерес и демонстрирует заметные математические способности.

Как научить ребенка считать в уме

Рекомендуемый возрастной этап для счета без зрительной опоры – 5-7 лет. Научить ребенка считать в уме возможно, только если он хорошо владеет навыками счета, полученными с помощью наглядного материала. Предложите дошкольнику, как игру, не озвучивать вслух каждое число, а только назвать итоговый результат. Задайте обобщающий вопрос: «Сколько всего карандашей (книг, игрушек, покупок и т.д?).

Используйте также следующий эффективный прием, проиллюстрированный примером:

  1. Спросите, сколько кубиков лежит на коврике.
  2. Предложите ребенку назвать, сколько их будет, если добавить еще один (два, три).
  3. Дождитесь ответа ребенка, все еще не докладывая кубики.
  4. Теперь положите те кубики, о которых упоминали, и предложите ребенку сосчитать для проверки.
  5. Сделайте вывод вместе с ребенком (верным ли был ответ).

Закрепляйте знания на прогулке. Задайте вопрос: «Сколько детей играется в песочнице? А если придет еще один?», «Сколько велосипедов на площадке? Сколько станет, когда 2 уедут?», «Собери 5 листочков. Сколько их будет, если прибавить еще три ». Дайте установку: «Посчитай в уме. Затем мы с тобой проверим». Если возникнут затруднения, сначала выполняйте задание вместе.

Достижение высот – освоение счета до 100

На 7-м году жизни ребенок понимает методику образования чисел второго, третьего и т.д. десятка, а также, что каждый десяток имеет 10 единиц. Поскольку после 20 числовой алгоритм повторяется, важно уделить особое внимание образованию чисел третьего десятка, а дальше дети легко используют аналогию.

Предлагаем метод, как научить ребенка считать до 100:

  1. Возьмите 10 чашек и положите в них по 10 горошин или фасолин.
  2. Пусть ребенок пересчитает фасолинки в одной чашке и сообщит, сколько их.
  3. Сообщите, что в каждую чашку вы положили столько же, и предложите подсчитать, сколько всего фасоли в емкостях.
  4. Вероятнее всего, ваш ребенок уже умеет считать до 20 и справится с пересчетом зерен в двух чашках. Пусть сделает это.
  5. Объясните дошкольнику, что каждый следующий десяток тоже имеет свое название: десять, двадцать, тридцать и так далее.
  6. Заинтересуйте ребенка, как посчитать фасолинки в третьей чашке, чтобы они стали продолжением счета после двух первых десятков. Как правило, способ образования чисел 21, 22, и т.д. оказывается открытием для юного ученика. Обязательно обобщите, что всего в трех чашках находится 30 единиц (горошин, фасолин и пр.)
  7. Приход к числу 30, чаще всего, вызывает энтузиазм у ребенка, и требуется только незначительная помощь, чтобы он смог пересчитать фасолины следующей чашки, дойдя до 40.
  8. Помогайте дошкольнику продолжать счет, напоминая название следующих десятков и подсказывая там, где ребенок затрудняется. Обобщайте вместе, сколько вы уже насчитали, с каждым десятком.
  9. Завершите счет, познакомив ребенка с числом 100: какое количество оно обозначает, как выглядит его графическое написание с помощью цифр.

Для закрепления полученных знаний и умений полезно повторить упражнение несколько дней подряд. В обучении нужна система, поэтому обязательно закрепляйте новые умения до выработки навыка.

Помните, что процесс обучения счету должен быть интересен самому дошкольнику. Только тогда вы достигнете желаемого результата. Если ребенок не справляется, следует упрощать задание: сложно прибавить 2, тренируйтесь с прибавлением 1; не получается посчитать в уме, возвращайтесь к наглядным образам. Всему свое время, и каждый ребенок осваивает счет в своем темпе.

Рекомендуем также воспользоваться эффективной методикой:

Ссылка на основную публикацию