Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс

Родители будущего первоклассника стремятся подготовить его к школе. Всем известно, что подготовленному ребенку легче влиться в новую социальную среду и адаптироваться к процессу школьного обучения. Но при этом каждый родитель оценивает знания и умения дошкольника, исходя из своих субъективных показателей. Поэтому так важно понять, что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс.

Ожидания школы от будущего первоклассника

Педагоги начальной школы и психологи имеют полное представление о том, какие дети готовы к тому, чтобы приступить к систематическому обучению. Учитель первоклассников ожидает от каждого ребенка базовой готовности.

Для ребенка при поступлении в школу важно:

  1. Быть знакомым с навыками учебной работы (уметь слушать и выполнять задание учителя, ориентироваться на странице тетради, выполнять правила поведения на уроке и т.д).
  2. Иметь хороший уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и когнитивного интереса (направленного на получение знаний).
  3. Обладать графическими навыками (уверенно пользоваться письменными принадлежностями).
  4. Иметь хороший словарный запас.
  5. Владеть связной речью.
  6. Иметь определенный кругозор и запас конкретных знаний.
  7. Понимать и придерживаться основных правил коммуникации.

Кроме базовых позиций, у будущего первоклассника должна сформироваться всесторонняя психологическая готовность к школе.

Какие знания желательны при поступлении в школу

Специальной задачи по обучению чтению, счету, письму в дошкольный период не ставится. Родители не обязаны учить своих детей читать или писать.

Девочка читает

Хотя методики, как научить ребенка читать, есть, и способные дети успешно осваивают чтение довольно рано.

В любом случае, это квалифицированно будет сделано в школе. Но определенными знаниями, умениями и навыками будущий первоклассник владеть должен обязательно.

Перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, представлен знаниями из разных областей. Например, общие знания о семье, об окружающем его мире, о времени, о правилах безопасности. Знания должны дополняться определенными навыками, необходимыми для социализации, восприятия учебного материала, графическими умениями, навыками счета.

Знания ребенка о себе и семье

Старший дошкольник должен уметь отвечать на вопросы о себе и своей семье. Это показатель его психосоциальной зрелости.

Обязательная информация: имя и фамилия дошкольника, его мамы и папы, знание своего возраста, места работы родителей, знания о других членах семьи (наличие брата или сестры, их имена, их возраст), место проживания, страна, город, домашний адрес.

Об окружающем мире

Осведомленность об окружающем мире охватывает растительный и животный мир, явления природы и пр. Дети 6-7 лет должны:

  • знать и различать некоторые деревья и растения;
  • знать и различать диких, домашних животных и птиц;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод и уметь их классифицировать;
  • знать названия различных видов транспорта и уметь их классифицировать (определять воздушный, водный вид и т.д.);
  • понимать особенности при смене времен года и определять их;
  • иметь представление о частях суток;
  • владеть информацией об особенностях природных явлений;

Важно, чтобы кругозор ребенка расширялся не случайно и хаотично. Запас этих знаний должен формироваться у дошкольника системно и под руководством взрослого.

Логика и мышление

Основные направления развития словесно логического мышления у будущих первоклассников:

  • может описать предмет, акцентируя внимание на его основных признаках (например, кресло – мебель для удобного сидения со спинкой и подлокотниками);
  • может сравнить предметы (находит в предметах признаки сходства и различия);
  • владеет умением классифицировать и обобщать предметы (например, сорока, дятел, снегирь, воробей – это птицы);
  • подбирает слово с противоположным по значению понятием (например, день – ночь, сладкий – соленый…)
  • владеет логической операцией выделения существенных признаков (важно, что помидор и огурец – овощи; не важно, что помидор и яблоко круглые);
  • понимает количественные и качественные соотношения предметов (низкий, высокий, выше всех);
  • ориентируется в пространстве;
  • ориентируется во времени (категории: «раньше», «позже», «до», «после», «потом», «сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»);
  • устанавливает последовательность событий.

Основы математики

Чтобы уроки математики в школе не вызывали у первоклассника негативной реакции, он должен:

  • уметь считать: владеть прямым и обратным счетом до 10 (больше приветствуется);
  • образовывать последующее число, прибавляя единицу;
  • называть «соседей» заданного числа;
  • методом соотнесения и пересчета сравнивать две группы предметов;
  • уметь складывать и вычитать в пределах 10;
  • решать простые задачи (к примеру, как получить 5 палочек, если их сейчас 9);
  • знать названия основных геометрических фигур.

Чтение и речь

К  школьному возрасту должны сформироваться фонематическое восприятие и языковая система ребенка. Он должен усвоить родной язык как средство общения, овладеть звуковой культурой речи и иметь следующие навыки:

  1. Правильно и четко произносить звуки.
  2. Уметь слышать и различать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Выделять определенный звук в слове интонацией.
  4. Определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).
  5. Знать и уметь употреблять термины «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук». Определять твердый, мягкий, глухой, звонкий звуки.
  6. Владеть грамматическим строем речи.
  7. Уметь читать по слогам.

О времени и пространстве

К 1 классу ребенок ориентируется во времени и пространстве в следующих направлениях:

  • ориентируется в часовом распорядке дня;
  • определяет время по часам (в том числе, понимает время по часам со стрелками);
  • знает и определяет дни недели;
  • определяет время года и месяц;
  • ориентируется в понятиях «право», «лево», «под», «над», «напротив» и пр.

О правилах безопасности

Перед школой ребенок должен хорошо усвоить основные правила безопасности:

  1. Как правильно переходить дорогу.
  2. Не общаться с незнакомыми людьми.
  3. Быть осторожным с огнем.
  4. Не наступать на люки.
  5. Знать телефоны экстренных служб (101, 102, 103).

Количество пунктов правил безопасности при необходимости может увеличиваться. Для закрепления этих знаний ребенком можно составить специальную памятку, используя картинки или пиктограммы.

Практические умения

Подготовка к школе подразумевает формирование у детей ряд практических навыков:

  • владеть первичными навыками счета, чтения и письма.
  • действовать по образцу;
  • понимать и точно выполнять задания педагога;
  • видеть причинно-следственные связи между явлениями;
  • хорошо владеть навыками самообслуживания;
  • следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей;
  • уметь общаться со сверстниками и взрослыми.

Счет

Умение считать часто путают с заученным перечислением цифр по порядку. Необходимо, чтобы ребенок именно считал предметы и обозначал их количество с помощью цифр. Очень важен не только прямой счет, но и обратный.

Чтение

Умение складывать из слогов слова – это важный этап овладения чтением. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию. Не стоит их подгонять.

Что ребенок должен знать к школе

Однако читать слоги для дошкольника посильно, чему полезно обучать его еще до школы. Только пройдя этот этап, ребенок сможет начать читать самостоятельно.

Для читающих дошкольников, наряду с навыком беглого чтения, важным моментом является обучение пониманию и анализу прочитанного текста.

Владение ручкой и карандашом

Дети 6-7 лет должны уметь правильно держать ручку или карандаш. Это облегчит им процесс овладения письмом. Карандаш ребенок должен держать свободно. Нельзя его зажимать и прогибать указательный палец.

В дошкольном возрасте для тренировок рекомендуется использовать простой карандаш, а не ручку. Для выработки навыка полезно рисование карандашами.

Как преодолеть проблемы в подготовке ребенка

Владея информацией о том, что должен знать ребенок к школе, можно преодолеть пробелы в его подготовке. Для этого необходимо:

  • проанализировать уровень знаний, умений и навыков будущего первоклассника;
  • определить проблемные зоны;
  • используя специальные игры и игровые упражнения, восполнить пробелы.

Например, для закрепления умения подбирать слова на заданный звук предлагаем заняться со своим ребенком сочинением специальной сказки.

Примерный вариант: сказка «Что собрали братья?».

Шли по лесу два брата. В имени одного был звук «В», а в имени другого – звук «О». Как их звали? (Ваня, Коля). Повстречали они девочку, имя которой начиналось со звука «М» (Маша). Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых слышался звук «К» (земляника), а Коля – грибы, тоже со звуком «К» (рыжик, боровик). Братья проводили Машу домой, помогли донести корзину. Она угостила их фруктами. В их названиях были звуки «М», «Л», «Г» (мандарин, яблоко, груша).

Для развития элементарных математических навыков побуждайте ребенка считать. Считайте как можно чаще на прогулке. Например, посчитайте с ребенком шаги до разных предметов, находящихся на участке. Можно определить количество шагов сначала до горки, а затем до дорожки. Сравните измеренные шагами расстояния. Какое больше?

Научите ребенка прогнозировать. Предложите ему предположить, сколько шагов надо сделать до горки, или сколько яблок лежит в корзинке. Проверьте совместно точность прогноза.

Развивайте мышление с помощью игр. «Кто кем (чем) будет?» — игра хороша тем, что в нее можно играть, как с группой детей, так и вдвоем с ребенком. Следите за тем, чтобы будущий первоклассник, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Задавайте вопрос:

  • Кем будет слоненок? (слоном).
  • …яйцо? (птенцом, крокодилом, страусом).
  • …дождь? (лужей).
  • …гусеница (бабочкой).

Рекомендуем воспользоваться: Игры на развитие речи.

Примечание. Официальных требований к знаниям будущих первоклассников нет. Все носят рекомендательный характер.

Ссылка на основную публикацию