Какую подготовку детей к школе обеспечивают в детском саду

В детском саду подготовка к обучению в школе осуществляется всей системой воспитательно-образовательного процесса. Целью является перестройка сознания, поведения, деятельности старшего дошкольника и формирование умений, необходимых для успешного обучения. У детей развивают речь, мышление, произвольность внимания, моторику, навыки общения, организованность, самостоятельность.

К началу школьного обучения ребенок должен иметь определенный объем знаний и овладеть универсальными учебными действиями. Для этого педагогами ДОУ используются различные методы и приемы, отработанные годами системой дошкольного образования.

В отдельной статье мы изложили, что должен знать ребенок к первому классу. Данный пост даст представление родителям, как именно выстраивается подготовка детей к школе в детских садах, чему уделяется внимание, какие формы работы преобладают.

Наполнение интеллектуального багажа дошкольников

Интеллектуальная готовность к обучению в школе подразумевает хороший уровень когнитивного интереса и развития познавательных процессов.

Занятие в детском саду

С этой целью в ДОУ организована специальная учебная деятельность в форме занятий по развитию речи, познавательному развитию, обучению грамоте, формированию математических представлений и пространственной ориентировки.

Приобретенные знания и умения тесно связаны с практикой. Например, обучение счету происходит на занятиях по математике, а закрепляется при сервировке столов, распределении игровых принадлежностей и пр. Способы измерения дети осваивают в игровой и трудовой деятельности. Особые признаки предметов и явлений (пластичность, вес материалов и пр.) открываются детям при проведении экспериментов и наблюдений.

Игры и задания, развивающие познавательные процессы, проводятся в свободное время, на прогулке, в индивидуальной работе с конкретным ребенком. Для развития когнитивного интереса используются игры, эксперименты, вопросы-загадки, проблемные ситуации – то есть, методы, мотивирующие дошкольника узнать новое.

Повышение осведомленности

Один из важных компонентов интеллектуальной готовности – это широкий запас знаний об окружающем мире. Главным стимулом приобретения знаний является познавательная мотивация.

У ребенка должна возникнуть потребность получить информацию и использовать ее в дальнейшем. Поэтому для развития кругозора будущих первоклассников в ДОУ организована предметно-развивающая среда.

В группах оборудуют тематические центры по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Ребенок узнает новое у педагогов в специально оборудованных помещениях музыкального, спортивного зала, художественной студии и т.д.

Например, дополнительную информацию о своей стране, городе, крае дети могут получить в нравственно-патриотическом центре. Там находится символика страны и города, альбомы «Родной город», «Моя семья», книги по краеведению, образцы народных промыслов, макеты улиц, деревень.

Развивающая среда на участке детского сада тоже способствует развитию познавательной активности дошкольников. Например, это спортивная площадка, огород, «Экологическая тропа», «Детская метеостанция», «Тропа здоровья». Дети наблюдают, экспериментируют, ухаживают за растениями, следят за погодой и сезонными изменениями, повышая свою осведомленность в различных областях знаний.

Развитие мыслительных умений

Развитие мышления детей происходит во всех видах деятельности: на обучающих занятиях и при изготовлении художественных поделок, в практических трудовых действиях и в побуждении детей к наблюдениям. Широко используется игра и дидактические упражнения.

К началу школьного обучения ребенку необходим ощутимый уровень логического мышления, следовательно, в ДОУ уделяют внимание развитию всех мыслительных операций:

  • анализ и синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация.

Детей учат замечать существенные признаки, абстрагироваться от несущественных, находить сходство и различие между объектами.

Игры и задания на развитие словесно-логического мышления используются педагогами на занятиях и в свободной деятельности. В центрах развития всегда есть настольные игры «Разложи карточки на группы», «Исключи лишний предмет из набора», «Пазлы», «Найди такой же предмет» и много других полезных наборов, с которыми ребенок может поиграть самостоятельно, или позаниматься, опираясь на подсказки воспитателя.

Речевое развитие в детском саду

Развитие речи дошкольников происходит в течение всего дня. На специальных занятиях, которые проводятся два раза в неделю, детей учат связно и грамматически правильно выражать свои мысли, пополняют активный словарь, формируют звуковую культуру речи.

В старшем дошкольном возрасте в сетке занятий появляется «Обучение грамоте». Дети получают первичные навыки грамматического осмысления речи:

  1. знакомятся с понятием «слово» и «звук»;
  2. получают представление о звуковом анализе слова;
  3. определяют гласные, твердые и мягкие согласные;
  4. делят слова на слоги;
  5. определяют род слова;
  6. образуют множественное и единственное число слов.

Тесные взаимодействия со взрослыми и сверстниками в течение дня создают условия для развития связной речи дошкольника. Ребенок старается говорить так, чтобы его понимали. Перенимает, как пример, высказывания сверстников. При необходимости педагог может подсказать ребенку подходящее слово, поможет правильно выстроить предложение.

Эффективно используются для развития речи чтение, пересказ и обсуждение сказок и других произведений, предназначенных для детей. Практикуется инсценировка эпизодов и небольших сказочных сюжетов, что обогащает активный словарь ребенка и оказывает пользу в становлении интонационной выразительности.

С помощью чистоговорок и игровых упражнений воспитатель помогает детям формировать правильное звукопроизношение. Скороговорки воспринимаются детьми как потешная забава, поэтому они охотно тренируют артикуляцию и звукоизвлечение. В то время как дома ребенку подобное занятие быстро надоедает, в детском саду он готов повторять полезные речитативы.

Подготовка руки к овладению письмом

В детском саду нет цели научить ребенка писать. Главное, подготовить физически руку к письму, чему уделяется пристальное внимание.

Для развития мелкой моторики дети играют с мелкой мозаикой, лепят, рисуют, конструируют, выполняют специальные упражнения с предметами (карандашом, маленьким массажным шариком, мячиком) и без них. Развитию графомоторных навыков способствует выполнение заданий, в которых дети рисуют по клеточкам, соединяют рисунок по точкам, штрихуют, разукрашивают.

Формирование элементов учебной деятельности

Будущий первоклассник должен уметь слушать и слышать взрослого, действовать по инструкции, контролировать свои действия и слова, анализировать свою работу и работы сверстников. Это необходимые элементы учебной деятельности.

Подготовка детей к школе

Действия ученика приобретают эффективность, если он ставит перед собой цель и стремится к ее достижению. Поэтому в детском саду детей подталкивают к тому, чтобы они определяли цель в любой своей деятельности (вопросом «Что ты хочешь нарисовать/построить?», ориентирующими формулировками «Сейчас мы будем изготавливать…», подсказками и пр.).

Также на первое место выступают требования к самостоятельности детей и к формированию элементарных шагов планирования. Например, педагог дает поручение дошкольнику и просит рассказать, как тот будет его выполнять.

Очень важны организованность и внимание детей к словам педагога. Нередко воспитатель практикует динамичный переход воспитанников от одного вида деятельности к другому, для того чтобы дети учились подстраиваться под темп работы, учились произвольно переключать внимание.

Развитие коммуникативных навыков детей

Психологическая готовность к обучению в школе подразумевает умение дошкольников общаться. Поэтому один из больших плюсов детского сада – это социализация. В группе детского сада дошкольник познает азы взаимодействия. Находясь среди сверстников, ребенок постепенно учится налаживать отношения, подчиняться общим правилам, контролировать свое поведение, выходить из конфликтных ситуаций. Все это важные ступени для формирования навыков сотрудничества, без которых не мыслима жизнь в социуме.

В повседневном общении детей направляют педагоги: доминирующего ребенка немного приструнивают, несмелому помогают включиться в игру с другими, вовремя сдерживают чрезмерные эмоции, помогают справедливо решить конфликты и т.д. Если в детском саду есть психолог, он проводит специальные занятия на развитие коммуникативных навыков детей.

Повышение мотивации к обучению в школе

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к поступлению в школу интеллектуально, без выраженного желания быть первоклассником адаптация к школьной реальности вызовет у него затруднения. Следует признать, что в современных реалиях стремление идти в школу есть далеко не у всех старших дошкольников. Для исправления этого недостатка в детском саду проводятся соответствующие мероприятия:

  • беседы о школе;
  • разучивают стихи о первоклассниках и об учебном процессе;
  • играют в сюжетно-ролевую игру «Школа»;
  • проводят экскурсии в школу;
  • организовывают встречи с учениками, учителями;
  • посещают торжественную линейку 1 сентября;
  • проводят «День знаний».

Особая точка отсчета – это торжественный выпуск в школу. Дети готовят тематические декламации, разучивают песни и танцы, чтобы продемонстрировать свои достижения родителям.

Несомненно, подготовка к школе для некоторых детей проходит в домашних условиях, и зачастую она высокоэффективна в развитии интеллектуального потенциала ребенка. Однако детское учреждение предлагает ряд тех условий, которые в домашних условиях ограничены, – а именно, вносит существенный вклад в формирование социальной и личностной готовности ребенка к обучению в школе.

Ссылка на основную публикацию