Своевременное формирование внутренней позиции школьника

Внутренняя позиция школьника – это центральное в личностном развитии ребенка системное образование, обозначающее наличие потребностей и стремлений стать (быть) школьником. Без сформированности такого ядра у ребенка не наступает уверенность, а точно ли надо ежедневно ходить в школу и посвящать столько времени урокам. В данной статье рассмотрим, как появляется и развивается внутренний настрой на обучение в школе в дошкольном возрасте.

Почему внутренняя позиция школьника должна закладываться в дошкольном возрасте

Дошкольное детство – самый беззаботный период. Ребенок еще маленький для того, чтобы иметь какие-либо обязательства. Главная задача для детей в это время состоит во всестороннем развитии. Но эта задача не обременительна, поскольку она не регламентирована никакими «дедлайнами». Никто не потребует от ребенка, чтоб он научился чему-то в назначенный срок; любым делом дошкольник занимается ровно столько, сколько ему интересно.

Будущие школьники

Вот только сам период с его чудесной беззаботностью имеет свойство заканчиваться. Как правило, в 7 лет ребенок начинает обучение в школе. А посещение школы и новая для ребенка роль ученика с первых дней требуют выполнения немалого количества правил, нагружают обязанностями и предусматривают четкую регламентацию времени.

Столь значительные перемены в привычном образе жизни даже взрослых напрягают, а для ребенка они окажутся труднопреодолимым стрессом, если он не подготовлен к новому жизненному периоду.

Школьное обучение – организованный и регулярный процесс. В этом его достоинства. Именно системность способна обеспечить хороший результат в обучении. Но эти же характеристики доставляют проблемы первокласснику: ребенок устает и очень хочет отвлечься на привычную ему игровую деятельность.

По этой причине уже в дошкольном возрасте необходимо заинтересовывать ребенка обучением в школе и приложить старания, чтобы он мечтал и стремился оказаться в роли ученика. Только так сформируется личностная готовность ребенка к школе, в которой центральным образованием является так называемая внутренняя позиция школьника (ВПШ) – сплав потребности и стремления получать новые знания, проявлять интеллектуальную активность, обучаться вместе со сверстниками в классе.

Формирование внутренней позиции школьника

Психологическая наука аргументировано обосновывает, что формирование внутренней позиции школьника проходит в три этапа. Каждый из них характеризуется приобретением чего-то крайне важного для заинтересованности школой:

  1. У дошкольника появляется положительное отношение к внешней стороне школьной жизни (нарядные дети идут 1 сентября на «линейку», на уроки их зовет звонок и пр.).
  2. Интерес к социальной стороне обучения в школе (У Дениски есть дневник с оценками, Оля дружит с девочками из своего класса и т.д.).
  3. Многосторонний интерес к школе – как к социальным аспектам, так и к учебным (желание учиться в классе, стремление писать, умение считать, выполнять учебные упражнения).

Не все дети в дошкольном возрасте одолевают три перечисленные ступени. Это зависит и от личностных особенностей самого ребенка, и от того, насколько взрослые уделяют внимание пробуждению у своего малыша интереса к школе. Серьезно поставлен данный вопрос в детском саду в рамках подготовки детей к школе.

Предпосылки появления «школьного» настроя

Надеяться, что ребенок буквально загорится желанием идти в школу в один прекрасный день в 7-летнем возрасте, – это безответственно со стороны взрослых. Интерес к школьному обучению следует пробуждать исподволь.

Младший дошкольник с любопытством слушает рассказы о том, как дети ходят школу, чем занимаются на уроках, какие имеют письменные принадлежности и пр. Затем его занимает знакомство с тетрадками, иллюстрированными учебниками.

Эту и подобную информацию следует преподносить дошкольнику исключительно в положительном контексте. Недопустимо стращать строгой учительницей, которая не позволит баловаться на уроках, или «двойками» для непослушных мальчиков и девочек. К сожалению, некоторые взрослые допускают такие слова ради «приструнивания» своих детей, а затем удивляются, чем обоснована их боязнь предстоящей школьной жизни.

Первые признаки заинтересованности ребенка школой проявляются:

  • в вопросах о школе и учениках;
  • в предпочтении сюжетно-ролевых игр школьной тематики («Лесная школа», «Уроки-переменки» и пр.);
  • в стремлении заблаговременно наполнять свой рюкзачок, подражая старшему брату-школьнику или сестре;
  • в желании выводить каракули в тетрадках;
  • в пристальном рассматривании энциклопедий и других иллюстрированных детских книг.

Такой интерес ребенка следует поощрять. Доступно и детально отвечать на вопросы, хвалить за каракули, побыть в роли ученика при необходимости в сюжетной игре, вместе рассматривать книги и т. д.

Признаки сформированности ВПШ у дошкольника

Старшему дошкольнику уже открывается понимание, что школа обязательна, что для него предусмотрено определенное место в структуре общественных отношений, и он станет учеником.

Девочка пишет

В рамках этого места у него появятся новые возможности, а также обязательства. Можно говорить о сформированности внутренней позиции школьника, если такая перспектива привлекает ребенка.

Свое отношение к обучению в школе старший дошкольник проявляет и в высказываниях, и в действиях:

  1. Ребенок с энтузиазмом говорит, что скоро он пойдет первый класс, что он будет заниматься важным делом, как и взрослые.
  2. К завершению дошкольного возраста у ребенка формируется способность к произвольности, которая становится заметной и в поведении, и в познавательной деятельности. Он ориентируется не только на сиюминутный интерес, а переключается на то, что требует его внимания.
  3. Ребенок предпочитает развивающие игры, логические задачи, интеллектуальные игрушки.
  4. После 6 лет наблюдаются «всплески взрослого поведения», проявляющиеся в рассудительности в отношении некоторых тем, в логических аргументациях, в желании докопаться до причин каких-то событий или явлений.
  5. Дошкольник заявляет свое желание выполнять конкретные обязанности, понимая ответственность и регулярность этой нагрузки.
  6. Интересуется более широкой сферой познания, чем раньше.

Перечисленные признаки сигнализируют о том, что дошкольник готов к учебной нагрузке, к перестройке своего образа жизни, к принятию новой социальной позиции.

Роль кризиса 7 лет в формировании внутренней позиции школьника

Психологическим изменениям в развитии будущего школьника способствует кризис 6-7-летнего возраста, перестраивающий сознание ребенка и его восприятие самого себя.

Происходит различение Я-реального и Я-идеального, благодаря чему дошкольник начинает более адекватно оценивать свои умения и действия. Это открывает ему глаза на реальную ограниченность собственных знаний, навыков, умений. Появляется потребность обучаться новому, быть занятым в такой деятельности, которая приближает к миру взрослых.

Происходит важное изменение в общении. Старший дошкольник избавляется от детской непосредственности при коммуникации со взрослыми. Для него теперь выделяются категории людей: близкие, где преобладают отношения все с той же непосредственностью, и другие взрослые, общение с которыми должно соответствовать определенным правилам.

Во второй категории особую группу составляют авторитетные взрослые, чье мнение и требования дошкольник воспринимает как главенствующие. То есть, ребенок готов признать авторитет учителя и следовать за ним в роли ученика. Это крайне важный момент, не позволяющий в дальнейшем первокласснику заявить «Я не хочу читать/писать/выполнять упражнение…», «А моя мама сказала…» и пр.

В результате кризисной перестройки появляется новообразование «чувство социальной компетентности». Оно заявляет себя тем, что дошкольник находит свое место в группе сверстников, принимает роль ученика в учебной деятельности. Новообразование «внутренняя позиция школьника» формируется при условии, что чувство социальной компетентности подкрепляется выраженными познавательными мотивами.

Ребенок осознает, что, когда станет школьником, он, хотя еще и не окажется в одном ряду со взрослыми, уже будет выполнять важные и ценные действия и поступки для общественной жизни. Дошкольник понимает, что он «дорос» до значимой ступеньки в своей жизни и вот-вот на нее шагнет.

Ссылка на основную публикацию