Новообразования кризиса 7 лет – ресурсы личностного и социального становления

Личностные преобразования, порождаемые возрастным кризисом в старшем дошкольном возрасте, готовят ребенка к новой социальной роли. Новообразования кризиса 7 лет являются ресурсом для перехода на более высокие ступени развития и основой для формирования психологической готовности к школе. Благодаря ним дошкольник расширяет свою социальную компетентность, принимает новые для него школьные условия и адаптируется к систематическому обучению.

Условия формирования новых психологических образований в 6-7 лет

Переход из дошкольного в школьный возраст непременно требует изменений в сфере отношений ребенка с другими людьми и с самим собой. Назревают также перемены в восприятии предметного мира и в деятельности. Хорошо, что закономерности в развитии человека включают такие перестроечные периоды, именуемые кризисом, которые встряхивают личность и позволяют сформироваться новым представлениям и возможностям.

В среднем дошкольном возрасте дети прекрасно реализуют свои запросы в игровой деятельности. Там они проживают интересующие их роли. В игре они развивают деловую форму общения со сверстниками, тренируются в социальных навыках, в полной мере подключают воображение. Но приходит время, когда детям становится тесно в их детском мире.

Новообразования 7 лет

Старший дошкольник заявляет «Я уже не маленький» и стремится получить новые права и возможности. Период завоевания таких прав протекает отнюдь не гладко. Поэтому его и определяют как кризис 7 лет, который закладывает новообразования возраста.

Кризис 6-7 лет способствует появлению новых образований в развитии личности дошкольника в нескольких направлениях:

  • в осмыслении собственных переживаний
  • в изменении самооценки
  • в осознании своего места в общественных отношениях
  • в стремлении заниматься полезной деятельностью.

За этими сухими формулировками скрываются вполне понятные и наблюдаемые практически всеми внимательными родителями изменения в поведении и рассуждениях ребенка.

Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка…  К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.

Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.

Суть основных новообразований кризиса 6-7 лет

Можно сказать, что кризис – это своеобразная заявка самого ребенка на возникшую у него потребность изменить систему отношений с окружающими. Особенно со взрослыми. И особенно в то время, когда они систематически напоминают ребенку, что уже скоро в школу. А для этого дошкольнику нужно по-новому заявить о себе. Так, чтобы взрослые увидели повзрослевшее дитя и потеснились немного, принимая в свой взрослый мир.

Психологические новообразования, формирующиеся в критическом преддошкольном периоде, связаны с зарождением первичной формы личного сознания юного человека. Они помогают ребенку найти и принять свое место в системе общественных отношений.

Осмысление эмоциональных проявлений

За годы дошкольного детства у ребенка постепенно формируется эмоциональный интеллект. Маленький ребенок испытывает многие эмоции, но он их не осознает. В 6-7 лет собственные переживания как будто открываются дошкольнику и обретают смысл. Сверстники не взяли в игру – ребенок чувствует горечь обиды; разбил любимую мамину чашку – переживает и испытывает чувство вины; родители пообещали в выходные сходить в зоопарк – ребенок в предвкушении радостного события.

Новообразования кризиса 7 лет – ресурсы личностного и социального становления
Осмысление переживаний

Благодаря развитию эмоциональной чувствительности старший дошкольный возраст благоприятен  для формирования нравственных качеств личности. Раньше малыш знал со слов взрослых, что нельзя обижать сверстников, нельзя пинать животных, потому что будет больно. Он не мог прочувствовать это с позиции другого. Старший дошкольник приобретает способность децентрироваться и представить себя на месте того ребенка, которого обижают.

В этом возрасте все чаще проявляется внутренняя борьба, обусловленная переживаниями, как поступить. Сказать родителям, что сломал новую игрушку или промолчать? Дать прокатнуться другу на своем велосипеде или пусть просит своего папу, чтобы и ему купили? Даже в том случае, когда ребенок находит оправдания своим поступкам, он переживает. И эти переживания – новая способность в его возрасте.

Появление адекватности в самооценивании

Неосознанную оценку к себе дети примеряют довольно рано. Но исключительно позитивную. «Какая красивая девочка», «моя умница», «ах, какой замечательный рисунок у тебя получился» — подобные восхваления ребенок часто слышит от любящих родителей или бабушек. Конечно же, у ребенка закрепляется представление о своей замечательности и умелости. Это приводит к завышенной самооценке, что в принципе является нормой дошкольного возраста.

Но приходит время (особенно, если ребенок посещает детский сад или группу развития), и у дошкольника «открываются глаза» на то, что он нарисовал/вылепил/смастерил вовсе не так красиво, как сверстники. И услышал при этом все ту же похвалу… Ранящее открытие, которое вызывает у ребенка тягостные переживания.

Некоторые дошкольники начинают сомневаться в своей умелости, другие – бурно протестуют, когда их привлекают к неуспешному для них виду деятельности. Это также важная причина, почему в период кризиса 6-7 лет ярко проявляется симптоматика негативного поведения. И, в любом случае, это отражается на самооценке.

Результатом переживаний является новообразование, благодаря которому дошкольник открывает существование «Я-идеального» и «Я-реального». Например, «Я еще не умею писать, но я обязательно этому научусь, когда пойду в школу». То есть, складывается более адекватная самооценка своих возможностей и достижений.

Новая позиция в системе отношений

Изменения в эмоциональной сфере и самовосприятии обязательно влекут за собой отрицание старшим дошкольником прежнего образа жизни. Ему открылся более широкий социальный пласт – притягательный новыми возможностями.

Ребенок начинает разделять семейный круг и общение с посторонними людьми, избегая той непосредственности, которая наблюдалась ранее. Такое разделение помогает ребенку заметить регламентированность взрослого мира, наличие правил как в общении, так и в поступках.

Дошкольник примеряет на себя роль взрослого уже не в сюжетных играх, а в реальной жизни. Приводит свою аргументацию, почему он делает так, а не иначе. Обижается, если взрослые игнорируют его мнение. Настойчиво отстаивает свое право заниматься увлекательным для него делом.

Также интересуется установлением новых социальных контактов – с детьми во дворе, с тренерами или наставниками, где посещает занятия, с друзьями родителей и пр. Взрослые его интересуют в качестве экспертов, у которых обязательно найдется, о чем спросить. Расширение круга общения тренирует социальный интеллект ребенка и повышает компетентность в межличностных отношениях.

При этом дошкольник считает себя практически равноправным партнером по общению. Чувство социальной компетентности – важное новообразование, которое облегчит адаптацию к обучению в школе.

Готовность к смене основной деятельности

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая и создает основополагающие условия для психического развития ребенка. Старшего дошкольника игры, особенно в виртуальной реальности, интересуют не меньше. А нередко притягивают так, что формируют зависимость.

Несмотря на это, у многих детей к 7 годам (хотя далеко не у всех) появляется потребность участвовать в общественно значимой деятельности. Предметный мир теперь интересует ребенка в большей степени как поле для экспериментов и достижений.

Ни одному родителю не удастся покрасить батарею отопления или обойтись на грядке без детского участия, если рядом находится старший дошкольник. Причем, ребенок не станет довольствоваться возможностью повторить характерные действия. Он будет требовать свой участок, а затем с гордостью продемонстрирует результат своей работы. Самое время прививать интерес к трудовой деятельности.

Однако буквально через несколько месяцев 6-7-летнего ребенка ожидает учебная деятельность, которая станет для него ведущей. Новые личностные приобретения, связанные с оценкой и обобщением переживаний, с потерей непосредственности и принятием правил взаимодействий, влекут за собой новообразование – стремление заниматься организованной полезной деятельностью.

Внутренняя позиция школьника как системное новообразование 7 лет

Центральным новообразованием 7 лет в идеальном варианте должна стать внутренняя позиция школьника. Крайне желательно, чтобы это новое внутреннее самоощущение сформировалось накануне поступления в школу. Это некая система, которая складывается на основе новых возможностей и стремлений дошкольника.

Новообразование внутренняя позиция школьника предложила рассматривать известный психолог Л.И.Божович. Данная позиция складывается, когда ребенок хочет пойти в школу, чтобы многому научиться и получить пропуск в мир взрослости. Такой дошкольник имеет выраженную познавательную потребность, для реализации которой он нуждается в социуме, а не в привычной домашнее-семейной обстановке.

Внутренняя позиция школьника подтверждает готовность к школьному обучению. К сожалению, большинство не только 6-летних, но и 7-летних детей не обладают полным набором новообразований, которые составляют психологическую готовность к школе. Многие дошкольники стремятся в школу только затем, чтобы изменить привычный порядок в своей жизни, и их привлекают исключительно социальные мотивы – «ходить с красивым портфелем», «найти новых друзей» и пр.

Так или иначе, 7-летний ребенок непременно станет первоклассником, и ему предстоит вжиться в школьную среду. Внутренняя позиция школьника может сформироваться уже в процессе учебной деятельности. Личностные новообразования, связанные с самооценкой и самоконтролем, с необходимостью соблюдать правила, следовать инструкциям, способствуют тому, чтобы первоклассник прочувствовал себя в роли школьника. Если они сложились в период кризиса 6-7 лет, то вчерашний дошкольник осознает и примет обучение в школе как необходимый путь к взрослости.

Ссылка на основную публикацию