Готовность к обучению в школе и ее составляющие

Понятие «готовность к школе» только на первый взгляд кажется простым и очевидным. Ясно, что ребенок должен как бы созреть к тому, чтобы пойти в первый класс и приступить к систематическому обучению. Но из чего складывается готовность ребенка к школе? Какие процессы, качества и функции должны сформироваться в дошкольном возрасте, чтобы дитя осилило новую для него и немалую учебную нагрузку?

Что подразумевают под готовностью ребенка к школе

Времена и социальные условия развития детей все время меняются. Поэтому специалисты постоянно изучают и обосновывают критерии готовности дошкольника к обучению в школе. До сих пор уточняется и возраст, с которого целесообразнее погружать ребенка в школьную программу.

Есть сторонники начала обучения в 6-летнем возрасте. Но все больше психологов и педагогов отстаивают мнение, что полноценная школьная зрелость формируется к 7-ми годам.

Готовность к школе

Споры специалистов не мешают им соглашаться между собой, что обучение в школе будет посильным только при условии, что у ребенка сформировался некий необходимый базис.

Ребенок должен быть готов личностно, интеллектуально, физически, социально. Важно, чтобы на соответствующем уровне было умение общаться, а также сформировались предпосылки учебной деятельности.

Готовность ребенка к обучению в школе — это многогранный базис, включающий определенный уровень развития познавательной сферы дошкольника, его личностных и эмоционально-волевых качеств, коммуникативных и социальных навыков.

Психологи отмечают, что у старшего дошкольника должна образоваться система потребностей и стремлений, связанная со школой. Такую систему называют внутренней позицией школьника. Эта позиция заметна, если дети время от времени повторяют: «Хочу учиться в школе», «Когда я уже пойду в школу?», «Скоро я пойду в первый класс».

Хотя далеко не все ребята, выражающие на словах желание пойти в школу, ориентированы на обучение. Многих из них привлекает новая социальная роль, обязательно меняющая их дошкольный образ жизни. Из этого вытекает уточнение, что ребенок будет психологически готов к школе только при наличии учебной мотивации.

Компоненты готовности к обучению в школе                                 

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

  1. Физическая готовность
  2. Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:

  • Интеллектуальная
  • Личностная
  • Эмоционально-волевая
  • Коммуникативно-социальная

Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Школьная готовность

Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой.

Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений. Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению.

Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.

Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.

Формирование готовности к школе

Как видим, готовность к систематическому школьному обучению формируется на основе созревания и наполнения многих психологических компонентов. Все они не могут появиться или укрепиться в один момент. Поэтому наблюдаются этапы постепенного формирования готовности ребенка к школе.

Познавательная потребность лежит в основе психического развития ребенка и в формировании произвольного поведения.

  • В 5-6 лет познавательная потребность проявляется довольно часто и ярко. Однако только этой потребности не достаточно, чтобы ребенок осилил учебную нагрузку. Важно, чтобы оформились мотивы учения. Если приемы обучения не опираются на соответствующую возрасту доминирующую мотивацию, то ребенок не проявляет произвольности в поведении и действиях.
  • В дошкольном возрасте преобладает игровая мотивация. К моменту поступления в школу дошкольник переживает кризис 7 лет, который способствует формированию учебной мотивации. Как следствие, наступает завершенность психологической готовности ребенка к обучению в школе.
  • Что касается способности сознательно регулировать свои действия, то она формируется на физиологическом уровне и зависит от развития структур головного мозга. Ранее 6 лет дети не в состоянии сознательно управлять своими действиями, поэтому они отличаются импульсивностью и эмоциональностью.

Волевое поведение предполагает приложение усилий, подчинение мотивов в пользу самого важного для развития. Очевидно, что это особенно сложно для ребенка. Дети не могут прикладывать усилия там, где им неинтересно. Поэтому задача взрослых – находить некую искорку в каждом деле, которое предстоит выполнить дошкольнику, и заинтересовывать ребенка.

В отношении социального развития будущему школьнику необходимо научиться различать поведение с близкими людьми и посторонними взрослыми. Следует избавиться от той непосредственности, когда ребенок запросто мог задать вопрос личного характера чужому человеку, обратиться к нему на «ты». К 6-7 годам приходит понимание мира социальных отношений и формируется социальная компетентность.

Итак, готовность ребенка к школе означает, что дошкольник достиг уровня развития, на котором его познавательные процессы способны воспринимать учебный материал, личность обладает волевыми качествами, приоритетны мотивы учения. И все это подкрепляется желанием идти в школу и занять новую позицию — позицию ученика с соответствующими обязанностями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector