Развитие графомоторных навыков в дошкольном возрасте

Один из сложных моментов в процессе обучения первоклассников – овладеть письмом. К началу школьного обучения у дошкольника должны быть сформированы правильное положение и движение пишущей руки. Это основа графомоторных навыков. В дошкольном возрасте графомоторные навыки у ребенка подразумевают умение рисовать различные элементы с разной скоростью, темпом, наклоном, нажимом, копирование рисунка, его правильной формы и величины. Благодаря этим умениям рука первоклассника быстро освоит написание букв и цифр.

Какие графомоторные навыки необходимы дошкольнику

Формирование графомоторных навыков у детей зависит от уровня развития психических процессов, связанных с восприятием, и от подвижности кисти и пальчиков.

Поэтому в дошкольном возрасте следует развивать:

  1. Зрительно-пространственное восприятие. Это обеспечит согласованное действие рук и глаз.
  2. Мелкую моторику – активность пальцев рук.
  3. Непосредственно графические умения: постановка руки к письму, правильное владение карандашом.
  4. Ориентировку на листе бумаги.

Постановка руки происходит с помощью специальных заданий: штриховка, соединение точек, прохождение лабиринтов, разукрашивание картинок и примерное.

Правильное владение карандашом

Очень важно, чтобы умение владеть карандашом было доведено до автоматизма. Сначала взрослому необходимо самому показать, как правильно держать карандаш.

iQsha RU

Ребенок учится держать карандаш

Необходимо научить ребенка держать его тремя пальцами. Дошкольник держит карандаш между большим и средним пальцем, положив его на средний, и придерживая сверху указательным. Правой или левой рукой, зависит от того, как удобно малышу. Если ребенок правша, то правой.

Для обучения в идеале рекомендуют использовать карандаши средней твердости «ТМ» или «НВ», поскольку они дают четкие линии и не размазываются на бумаге. Однако, поскольку ребенок только учится правильному нажиму, и его рука еще слабая, можно сначала практиковаться с мягким карандашом.

Использование различных видов штриховки

Базой для подготовки руки к письму является автоматизация двигательных навыков. Широко используется прием штриховка. Для максимальной эффективности необходимо использовать различные виды штриховки:

  • горизонтальная;
  • вертикальная;
  • волнистая;
  • диагональная;
  • круговая;
  • полуовальная;
  • петельная;
  • двойная петельная;
  • двусторонняя прямая;
  • двусторонняя наклонная;
  • штрих в несколько рядов, по кругу;
  • штрих-зигзаг с удлинением и укорочением.

Дети используют штриховку, разукрашивая рисунки, картинки, выполняя специальные задания взрослых. Необходимо соблюдать ряд правил: штриховать необходимо только в заданном направлении, не выходя за контуры фигуры; расстояние между штрихами примерно полсантиметра.

Для усложнения можно использовать задание, когда в одном рисунке разные части штрихуют в разном направлении.

Умение проводить линии заданного формата

Для правильного написания букв необходимо научить ребенка проводить линии заданного образца. Например, прямые линии, зигзагообразные, округлые, волнистые, горизонтальные, вертикальные и т.д.

Здесь также помогает использование штриховки. Например, полезно ставить задачу ребенку закрасить рисунок короткими штрихами или изобразить морские волны и пр.

Соблюдение контуров

Еще одно важное умение при подготовке руки к письму – это соблюдение контуров. Дети с удовольствием разукрашивают рисунки. Очень важно сконцентрировать их внимание на умении не выходить за контуры разукрашиваемого предмета. И также следует нацеливать проводить линии-дорожки в лабиринтах так, чтобы не касаться ограничительных контуров.

Задания не должны иметь учебный посыл. Лучше использовать игровую форму. Например, «Поможем зайчику найти дорожку к морковке» (лабиринт) или «Какой сказочный герой спрятался» (рисунок по точкам). Можно дополнить задание, предложив разукрасить картинку. Эту часть упражнения особенно любят выполнять девочки. При выполнении задания важно, чтобы дошкольник не отрывал карандаш от бумаги.

В старшем дошкольном возрасте с целью обучения ориентировки на листе используется графический диктант.

От чего зависит умелость руки в графических действиях

Умелость руки в графической деятельности зависит от уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия, сохранение правильной позы при выполнении задания.

Развитие руки ребенка хорошо продвигается, если применять тренировку пальчиков с помощью заданий на тактильные ощущения или с помощью пальчиковой гимнастики. Например, игровое упражнение «Гладим утюжком» с прокатыванием ребристого простого карандаша по столу активизирует мышцы и рецепторы ладони. Упражнения пальчиковой гимнастики нацелены на комплексное развитие мышц руки и пальцев: на сжатие, растяжение, сжатие (см. Пальчиковые игры для детей).

Для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки актуальны аппликация из геометрических фигур, графические диктанты.

Поза ребенка при выполнении любых заданий контролируется взрослым: стопы ног на полу, спина прямая, локти на плоскости стола. Только так ребенок выработает правильную осанку.

Последовательное развитие графомоторных навыков у дошкольников

Развитие графомоторных навыков проходит успешно, если охватываются три направления:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Формирование зрительно – пространственной ориентировки.
  3. Согласование действия руки и глаз.

Становление навыков происходит в соответствии с возрастом ребенка. Используются игры, задания, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика. Не последнюю роль играет владение навыками самообслуживания и трудовой деятельности. Например, умение завязать шнурки, застегивать молнии и продевать пуговицы в петли, пользоваться столовыми приборами.

Формирование простейших графических умений у детей 3-4 лет

К 3 – 4 годам ребенок должен уметь правильно держать карандаш.

Развитие графомоторных навыков

Он уже может копировать простейшие фигуры. Например, круглая голова и овальное туловище у цыпленка. Малыш старается обвести пальцем или карандашом контуры изображенного предмета. Хорошим помощником в этом случае служат контурные тематические трафареты. Например, «Животные» или «Посуда».

В этом возрасте для формирования графических навыков можно использовать следующие упражнения:

  • «Веселая щетка». «В руки щетку мы возьмем, массаж пальчиков начнем». Движения выполняются с зубной щеткой: растираются щеткой подушечки пальцев на одной руке, затем на другой, а в конце – ладошки.
  • «Солнышко». Ребенку предлагают нарисовать лучики солнышку, соединяя пунктирные линии.
  • «Мишка косолапый». Малыш трафаретом рисует контуры медведя, а шерстку изображает штрихами.

Все упражнения выполняются по показу и под наблюдением взрослого.

Развитие моторики руки в 4-5 лет

В 4 – 5 лет дошкольник закрашивает рисунок, почти не выходя за контур. Он справляется со штриховкой в заданном направлении и соединяет точки для получения картинки. Ребенок старается дорисовать недостающую половину изображения.

Актуальны упражнения:

  • «Дорисуй вторую половину». На рисунке половина предмета. Необходимо дорисовать вторую его часть. В этом возрасте используют простые варианты. Например, гриб, листок, домик.
  • «Цветные квадраты». На листе бумаги ряды точек. Ребенку предлагают соединить на рисунке точки красным карандашом так, чтобы получился самый большой квадрат. А синим карандашом так, чтобы получился самый маленький квадрат.
  • «Узор из пуговиц». Взрослый выкладывает узор из пуговиц, а затем по этому образцу трудится дошкольник. Можно усложнить задание: образец нарисован. Возможен вариант, когда узор ребенка служит образцом для взрослого.

Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет

К 6 – 7 годам будущий первоклассник закрашивает рисунок, не выходя за контур, рисует любые геометрические фигуры, копирует сложные изображения по клеткам, ориентируется на листе бумаги. Для развития графомоторных навыков используют упражнения:

  • «Дорисуй фигуры». Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры. Они не завершены. Задание в том и заключается, чтобы дорисовать контуры и получить завершенные образы.
  • «Бусы». На рисунке бусы с изображением бусинок различной конфигурации и цвета. Нужно продолжить ряд.
  • «Точки». Взрослый показывает, как можно создать рисунок, соединяя точки. Ребенок на этом примере создает свои варианты. Используемое количество точек неограниченно.

Как влияет моторика на готовность к обучению в школе

К моменту поступления в школу у дошкольника должны быть хорошо развиты координация движений и рука для письма. Это один из показателей физической готовности к школе. Благодаря хорошему уровню графомоторных навыков, перешагнув порог школы, первоклассник научится писать ровно, аккуратно, не теряя рабочей строки и ориентируясь на странице.

При нарушении графомоторных навыков будущий первоклассник сталкивается в школе с определенными сложностями. У него не получается правильное написание букв, сползают буквы со строки, встречается «зеркальное» письмо, он слабо ориентируется на тетрадном листе. Это влияет на темп работы. Ребенок отстает от общих временных норм класса. Такие проблемы могут вызвать у него нежелание учиться и посещать школу. Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем и способствовать формированию всесторонней готовности к обучению в школе, необходимо уделять особое внимание развитию моторики в дошкольном возрасте.

Ссылка на основную публикацию