Некоторые аспекты подготовки одаренных детей к школе

Важна ли подготовка к школе для одаренного ребенка? В отличие от родителей, которым ответ на данный вопрос не очевиден, специалисты по возрастной психологии аргументировано доказывают, что все дети дошкольного возраста, в том числе, и обладающие особыми способностями, нуждаются в подготовке к школьному обучению. Факт дарования не является, к сожалению, той подушкой возможностей, которая обеспечит ребенку всестороннее развитие и адаптацию к социуму.

Актуальность подготовки к школе одаренных детей

Умственно одаренные дети обладают выдающимися способностями, позволяющими им значительно обогнать сверстников в определенных областях знаний и в развитии мышления. Однако готовность к обучению в школе состоит из ряда составляющих и включает не только интеллектуальные характеристики.

Одаренный ребенок, подготовка к школе

Если рассматривать такие основные компоненты готовности к школе, как уровень интеллектуального развития, познавательная мотивация, предпочтение познавательных задач игровым, произвольность внимания, то практически каждый умственно одаренный ребенок к школе готов.

Что касается личностной готовности к школе и коммуникативно-социальных аспектов, то здесь есть свои особенности.

Будь ребенок хоть семи пядей во лбу, в школе ему понадобится умение ориентироваться на систему правил в коллективной работе. Применение социально принятых средств регуляции деятельности требуется с первых дней обучения в классе. «Звездочкам», которые уже привыкли молниеносно выдавать ответ в интеллектуальных задачах, придется уступать возможность высказываться другим детям, преждевременно не выскакивать с ответом, слушать информацию, даже если она частично знакома, и следовать ряду других правил. Часто одаренные дошкольники к этому не готовы.

Некоторое родители заявляют, что их одаренный ребенок не обязан участвовать в коллективном обучении. Потому что он уже обогнал других. К тому же, ему необходимо продвигаться вперед в своем ускоренном темпе. Да и коллективное обучение только тормозит развитие таланта. Но во всех этих аргументах содержится только доля истины.

Индивидуальный подход в обучении одаренных детей очень важен. Одаренный ребенок нуждается в индивидуальном подходе больше, чем дети с не столь ярко выраженными способностями.

Главным принципом в работе с юным дарованием является вариативность – ориентированность на конкретные способности одаренного ребенка, чтобы максимально развивать его потенциал.

Но, если ребенок не научится сотрудничать в детстве, то, будучи взрослым, он не обретет внезапно способность к эффективным взаимодействиям. Взрослого интеллектуала не будет сопровождать заботливая мама или бабушка, обеспечивающая необходимые условия для его достижений.

Особенности психологической готовности одаренных дошкольников

Все отмечают, что умственно одаренные ребятишки легко усваивать новые знания и учебные навыки. К началу обучения в школе практически все они отличаются развитой речью, произвольным вниманием, бегло читают и хорошо считают, переходя в сложении и вычитании не только через десяток, но и через сотню. Такая картина, безусловно, создает впечатление высокой подготовленности к школе.

Радует взрослых и перфекционизм, который часто наблюдается в деятельности одаренных дошкольников. Это качество способные дети проявляют по отношению к познанию и оценке своих результатов. Они стараются выполнить работу, за которую взялись, как можно лучше. Сами ли они установили столь высокую планку для себя, или родители нацелили их на идеальные результаты, но ребенок может стремиться исключительно к совершенству.

Стремление к результату

Казалось бы, качество, которое полезно для учебной деятельности. Но, если ребенок ценит только выдающиеся результаты, он лишает себя и права на ошибку, и многих достижений. Поэтому перфекционизм больше мешает развитию ребенка, нежели помогает.

Родителям необходимо обратить внимание, присуща ли данная черта их одаренному ребенку, и научить маленького идеалиста принимать результаты, как свои, так и чужие, без погони за совершенством.

Особенности одаренных детей проявляются в высокой скорости мышления, благодаря чему они быстро выдают ответы на вопросы и решают задачи. Это еще одна причина, позволяющая взрослым решать, что ребенок готов к обучению в школе, хотя ему только 6 лет.

Конечно же, относительно части детей так и есть: они готовы к школьному обучению. Однако практика показывает, что даже интеллектуальная готовность ребенка к школе, каким бы особо развитым он ни был, может носить фрагментарный характер.

Возможная неравномерность интеллектуальной готовности

Умственно одаренные дети легко и с увлечением справляются с тестами, содержащими интеллектуальные задачи. У них хорошо развиты мыслительные операции и логическое мышление – следовательно, они успешны в установлении причинно-следственных связей и формулировании умозаключений.

Осведомленность многих одаренных дошкольников носит энциклопедический характер. К примеру, ребенок рассказывает подробности о жизнедеятельности различных видов динозавров, жонглируя названиями стегозавры, диплодоки, цератопсы и подобными научными терминами, но ничего не знает о перелетных птицах. Или же отлично осведомлен о строении солнечной системы, но затрудняется вспомнить народные сказки.

Данная проблема ни в коем случае не связана со способностями ребенка. Нет никаких сомнений, что информацию из любой области знаний одаренный дошкольник ухватил бы налету. Неожиданные пробелы в детской осведомленности образуются исключительно по вине взрослых.

Нередко родители и воспитатели, обнаружив неординарные интеллектуальные способности малыша, нагружают его научной специализированной информацией. А любознательный ребенок с интересом погружается в интересную ему тему, оставив в стороне то, что привлекает обычных детей и соответствует базовым знаниям об окружающем мире.

По этой причине одаренным детям полезно посещать группы подготовки ребятишек к школе. На этих занятиях найдется немало полезного для полноценной ориентации вундеркинда в окружающем мире. Даже в отношении знаний. А о социально-коммуникативной значимости подобных групп и вовсе отдельный разговор.

Проблемы коммуникативной готовности к школьному обучению

Одаренные дошкольники ориентированы на общение со взрослыми. Это вполне объяснимо. Им интересно познавательное общение. А кто, как не взрослый, расскажет ребенку много нового и побеседует на равных.

Школьное обучение предусматривает активное сотрудничество ученика со сверстниками и коллективный характер общения на занятиях. Однако подобное сотрудничество складывается не всегда. Можно выделить две наиболее явные причины, мешающие эффективным отношениям:

  1. Одаренный ребенок ввиду интеллектуального превосходства проявляет нетерпеливость к медленно соображающим сверстникам, склонен соревноваться и командовать.
  2. В силу особенностей темперамента и характера одаренный ребенок застенчив и раним, испытывает преувеличенные страхи и не решается проявлять свои знания и способности.

Это крайние типажи, как может проявлять себя одаренный ребенок в общении со сверстниками.

Чтобы избежать подобных проблем, родителям следует позаботиться о том, чтобы их умный и способный ребенок до поступления в школу имел возможность посещать групповые занятия. Если интеллектуальное развитие любого уровня ребенку могут обеспечить родители, то для формирования социально-коммуникативной готовности необходима среда сверстников.

Подготовка к школе является лишь частью подготовки детей к жизни. Важно, чтобы у каждого ребенка сформировалась активная позиция не только в познании мира, но и в деятельности и общении. Это обеспечивается, если дошкольник имеет возможность практиковаться в реальных условиях. Общаясь со сверстниками, дети овладевают разнообразными способами действий и коммуникаций. Нельзя недооценивать подобную практику в развитии каждого ребенка, в том числе, и одаренного. И психологическая готовность к школе включает всестороннее развитие, а не только интеллектуальное.

Ссылка на основную публикацию