Одаренные дети и их особенности

В дошкольном возрасте особенности одаренных детей проявляются посредством выраженного интереса к привлекающей их деятельности. Жажда познания, характеризующая талантливого ребенка, сопровождается любознательностью и независимостью суждений, стремлением непосредственно поучаствовать в поиске решений занятной задачи или поупражняться в деле.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Умственная одаренность

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Психологические особенности одаренных детей

Исследователи изучают как психологические особенности, так и личностные качества и характерное поведение одаренных детей. Многочисленные наблюдения подтверждают, что отличительные особенности таких деток проявляются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, у внимательных взрослых есть шанс заметить неординарность ребенка.

Познавательная сфера одаренных дошкольников отличается высоким уровнем развития внимания и памяти. Такие дети чрезвычайно наблюдательны. Они замечают малейшие детали, благодаря чему постоянно получают новую информацию, которую тут же запускают в обработку.

Одаренный ребенок нуждается в том, чтобы включить новые сведения в свою систему знаний об окружающем мире, присвоить в свой опыт.

Такая потребность порождает множество вопросов и размышлений, поиск причинно-следственных связей и логических выводов. Умственно одаренные дети гораздо раньше своих сверстников демонстрируют логическое мышление.

Познавательная активность одаренного ребенка выливается в потребность расширить возможности для проявления себя в новых познавательных ситуациях. Его умственная активность направлена не просто на знакомство с окружающим миром, а на понимание этого мира.

Характеристика ребенка с особыми способностями

Одаренные дети отличаются высокой интеллектуальной эффективностью, которая включает жажду познания, интерес, стремление составить собственное мнение. Богатый словарный запас и высокая осведомленность способствуют тому, что такие дошкольники легко формулируют вопросы и свои предположения, находят аналогии и уточняют, почему в данном случае происходит именно так, а не иначе.

Особенности одаренных детей

Любознательность – неотъемлемая черта талантливого ребенка. Ему никогда не достаточно того, что он услышал или увидел. За первичной порцией полученной новой информации обязательно последуют вопросы, призванные уточнить и углубить представление дошкольника по данной теме. В детских садах для таких детей педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.

Для умственно одаренных детей характерно определенное соотношение способностей, относящихся к образному и логическому мышлению, познавательной активности и воображению.

Психологи-практики отмечают, что в то время как обычно у дошкольников преобладает образное мышление и воображение, одаренный ребенок отличается особо высоким уровнем логического мышления и познавательной активности при хорошо развитом наглядно-образном мышлении и творческом воображении.

Как бы мал ни был вундеркинд, взрослые выделяют его из других дошкольников по ряду признаков:

  • высокая чувствительность к новой информации;
  • продуктивность мышления;
  • оригинальность суждений;
  • высокая скорость мыслительного процесса;
  • способность к быстрому усвоению знаний;
  • стремление самостоятельно исследовать интересующую тему;
  • способность к прогнозированию (талантливые дети обладают интуитивным знанием и предполагают, каков возможен результат);
  • устойчивый интерес.

Например, не одни родители становились свидетелями, как их ребенок заинтересовывался космической темой (Детям о космосе). Действительно, обширнейшее поле познания, и любознательному ребенку увлекательно многое: собственно знания о космических телах, предположения о жизни на планетах, спутниковые системы и их функции, фантазии о звездных мирах…

Подобные глубокие научно-популярные пристрастия проявляются в старшем дошкольном возрасте. Но и в 4–5 лет чрезвычайно способные детки легко замечают различные несоответствия, любят рассматривать картинки-небылицы, придумывают необычные слова и потешаются над курьезностью словотворчества или изображений.

Из личностных черт умственно одаренных детей  можно выделить следующие:

  1. Смелость в формулировании гипотез.
  2. Непризнание социальных ограничений в высказывании своего мнения.
  3. Сомнение или даже оспаривание чужого мнения.

Одаренные дети не желают просто так согласиться с мнением взрослого, если оно не подкреплено аргументами. Все свои познавательные рассуждения они адресуют авторитетным взрослым, от которых хотят услышать пояснения или доводы, опровергающие детские предположения.

Отличительные особенности одаренных детей в общении

Наблюдения за одаренными детьми в группе показывают, что вундеркинды доброжелательно относятся к сверстникам, но могут демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. У них нередко проявляется привычка поправлять других детей, первыми высказывать свое мнение, не дав возможности сверстникам и минуты на размышления. Такое поведение может доставить проблемы одаренному ребенку при поступлении в школу.

Ребенку с высоким интеллектом интересно с теми сверстниками, которые тоже хорошо осведомлены в определенных темах. В этом случае между дошкольниками завязывается общение, при котором можно видеть элементы соревновательности («А ты знаешь, когда жили такие динозавры?», «Знаешь, как нужно строить башню, чтобы она была устойчивой?»). Также подобное общение обогащает развитых детей новыми знаниями и открытиями.

Что касается межличностных отношений, то одаренные дети стремятся к тесным постоянным контактам с теми детьми, которые вызывают у них симпатию. Дошкольники заявляют, что они дружат, если им интересно общение друг с другом.

Наряду с дружеской расположенностью многие одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и реактивностью. Эти особенности доставляют проблемы, поскольку ведут к высокой обидчивости и ранимости.

В социальном отношении талантливые дети характеризуются обостренным чувством справедливости. Особенно остро реагируют, если ощущают несправедливость по отношению к себе. В таких ситуациях некоторые из них нетерпеливо и обиженно спорят, другие замыкаются и демонстрируют негативизм, третьи – переживают страхи… Подобные случаи могут усложниться тем, что и последующие совершенно нейтральные замечания ранимый ребенок принимает на свой счет.

В целом, одаренным детям присущи избирательность и доброжелательность в общении, а также предпочтение общаться со взрослым, как авторитетным источником знаний. Чтобы в общении со сверстниками также наблюдался прогресс, талантливому ребенку полезно посещать детский сад. Бывает, что родители сомневаются в этой пользе. Однако во многих садах работа с одаренными детьми представлена системно и открывает новые возможности для развития ребенка.

Неутолимая познавательная активность, потребность в интеллектуальных усилиях и умственных впечатлениях направляет всю жизнедеятельность одаренного ребенка, идет ли речь об общении, об игровой деятельности или учебных занятиях.

Ссылка на основную публикацию