Особенности работы с одаренными детьми в детском саду

В группе детского сада всегда есть дети, которые лучше других проявляют себя в различных видах деятельности: в творчестве, спорте, конструировании, интеллектуальной сфере. У них большой объем знаний и умений в интересующей их области. Такие дети рисуют, размышляют, проявляют артистические способности, поют, не только развиваясь, но и получая при этом огромное удовольствие. Многие из этих дошкольников относятся к категории одаренных. Задача педагога вовремя заметить талантливого ребенка, применить на практике систему работы с одаренными детьми, развить его талант.

Особенности педагогической работы с одаренными детьми

Детская одаренность проявляется в особых результатах, которые демонстрирует дошкольник. Такие дети обладают высоким уровнем познавательной активности или творческого воображения. Они испытывают повышенный интерес и желание заниматься тем видом деятельности, который их привлекает, обладают хорошей памятью. Способных детей отличает развитое произвольное внимание и стремление идти к цели в интересующей их области.

Дошкольник рисует

Одаренность в сфере искусства проявляется у дошкольников и замечается окружающими раньше. По мере взросления проявляются интеллектуальные способности. Этому способствуют получаемые ребенком новые знания.

Задача взрослых – своевременно обратить внимание и способствовать развитию способностей ребенка, начиная с дошкольного возраста. За это ответственны как родители, так и педагоги детских учебных заведений.

Возможности детских садов в развитии одаренного ребенка немалые. Для этого используются разнообразные методы и приемы. Дети в детском саду занимаются творчеством, приобщаются к театрализации и развивают музыкальные способности, есть условия для познавательно-исследовательской деятельности.

Для ребенка с актерскими способностями важно активное участие в театрализованной деятельности. Педагоги доверяют ему главные роли, требующие большой подготовки и эмоциональной отдачи.

Одаренный в художественно-изобразительной области дошкольник знакомится с различными техниками рисования и постепенно определяет, какой вариант ему наиболее интересен. Программа художественно-эстетического развития в ДОУ обязательно предусматривает знакомство с известными полотнами знаменитых художников, что важно для становления таланта.

Юные интеллектуалы с легкостью овладевают учебным материалом. Поэтому для своего пытливого ума они получают более сложные задачи. Им предлагаются задания для экспериментальной и лабораторной деятельности. Юный натуралист под руководством воспитателя проводит наблюдения за животным миром. Он анализирует полученный материал, делает выводы.

Сопровождение одаренных детей в ДОУ

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, изучая продукты детского творчества, беседуя с родителями, воспитатели выявляют потенциально одаренных детей. Помогает педагогам в этом психолог, который проводит профессиональную диагностику в соответствии с запросом. Информация обобщается, и формируется условная группа одаренных детей. Для каждого из них воспитатель или узкопрофильный специалист составляет программу с индивидуальным вектором развития – так называемый, индивидуальный образовательный маршрут.

Дети посещают кружки и студии в соответствии со своими способностями. Педагоги активно используют в работе игровые технологии, ТРИЗ, элементы проектной деятельности, информационно-коммуникационные возможности. Особое внимание уделяется участию одаренных детей в конкурсном движении разного уровня: внутри детского сада, интернет-конкурсах, городских, областных и на уровне страны.

Важное место занимает работа с родителями. Педагоги и психологи ДОУ проводят для родителей консультации, тренинги, семинары по развитию способностей у одаренных детей.

Создание условий для интеллектуально развитых дошкольников

Для развития познавательной сферы дошкольника в ДОУ создана предметно-развивающая среда, активизирующая познавательно-интеллектуальную деятельность.

Дошкольник конструирует

Это развивающие игры, ребусы, материалы для детской лаборатории и экспериментальной деятельности, макеты, конструкторы, наборы природных ископаемых.

Особое внимание уделяется наполнению книжного уголка в группе. В распоряжении детей иллюстрированные энциклопедии и литература познавательной направленности. Например, «Чудеса света», «Подводный мир», «Из чего сделана еда», «Энциклопедия юного ученого» и пр.

Педагоги используют метод проблемного обучения. С его помощью педагог не дает готовые знания, а мотивирует ребенка к познанию нового, к поиску новых идей. Воспитатель создает проблемно-поисковую ситуацию, ставит задачу дошкольнику и, взаимодействуя с ним, помогает ее решить. Например, по сказке «Золушка». Крестная не успела прийти на помощь Золушке. Детям необходимо помочь Золушке отправиться на бал, решив проблемы с поручениями от мачехи, нарядной одеждой и каретой. Подобные задания активизируют дивергентное мышление, заставляют искать оригинальные ответы.

Широко используется в ДОУ эвристический метод обучения: наблюдение, эксперимент, опыты. Эвристические приемы познания свойств и особенностей предметов и явлений всегда проходят под руководством педагогов. Однако дети принимают непосредственное участие в проведении экспериментов. К примеру, чтобы понять, как движется вода в соединяющихся сосудах, двоим дошкольникам доверяют держать соединенные воронки и перемещать их по высоте. Дети наблюдают за движением и делают выводы.

Особое место занимает кружковая работа. В современном дошкольном образовании предусмотрены студии и кружки в ДОУ. В их перечне обязательно есть те, которые направлены на расширение кругозора, развитие логического мышления, математических способностей.

Поддержка детей с творческим талантом

Развитие творческих способностей в детском саду осуществляет не только воспитатель, но и специалисты. Это музыкальный руководитель, руководитель изостудии, а в некоторых садах и хореограф. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ направлено на формирование у дошкольников интереса к различным видам искусства и на выявление юных талантов.

Основные подходы и направления работы с творчески одаренными детьми в детском саду:

  1. Использование основной программы и дополнительной. Получив знания по основной программе, ребенок пополняет свой багаж дополнительным материалом в индивидуальных беседах с педагогом, на кружковых занятиях. Таким образом действует стратегия обогащения в обучении.
  2. Индивидуальные занятия со специалистами. Используя различные технологии, педагоги расширяют «зону ближайшего развития» дошкольника. Например, ребенок проявил себя в сочинении сказок. Используя прием «сказки наизнанку», педагог предлагает придумать сказку про Красную Шапочку наоборот – Красная Шапочка злая, а волк добрый.
  3. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества. Результат детской деятельности должен демонстрироваться. Сначала на уровне детского сада. Это могут быть спектакли с участием детей, конкурсы чтецов, тематические выставки рисунков. Впоследствии более высокий уровень: районный, городской, областной…

Участие в конкурсах стимулирует и открывает новые возможности для талантливых детей.С ребенком, демонстрирующим явные достижения, специалисты ДОУ готовят индивидуальную программу участия в городских и районных фестивалях, выставках, соревнованиях и пр.

Особенности социализации одаренных дошкольников

Социальное развитие дошкольника – это один из важных компонентов успешности. Каким бы способным ни был ребенок в определенной сфере, ему нужно контактировать с окружающими, учиться общению в коллективе сверстников.

Детский сад помогает одаренным дошкольникам приобрести необходимый опыт в социализации. Такому ребенку необходимо внутреннее и внешнее стимулирование для коммуникации. В противном случае он начинает «погружаться в себя».

Какие формы поведения одаренных детей наблюдается в доу

Когда в группе детского сада появляется одаренный ребенок, педагогу зачастую приходится корректировать модель поведения.

Для одаренных детей характерны:

  • Перфекционизм. Такие дети стремятся к получению идеального результата. Если им это не удается, очень переживают. Это выражается в слезах или в агрессии к окружающим.
  • Повышенная эмоциональная чувствительность. Любые негативные слова и действия проецируют на себя, воспринимая как неприятие его окружающими.
  • Нетерпимость к сверстникам. Если рядом оказываются сверстники с более низким интеллектуальным развитием, то юное дарование может выразить это замечанием или смехом.
  • Стремление к доминированию. Акцентирование внимание взрослых на незаурядных способностях ребенка приводят к тому, что такие дети начинают понимать свою исключительность. В общении со сверстниками появляется командный тон.
  • Монополизация внимания взрослых. Развитые дети привыкли к тому, что в семье им уделяется повышенное внимание (собственно, их развитость и является результатом такого подхода), и желают стать центральной персоной в группе детского сада.

Такие формы поведения усложняют общение со сверстниками и могут привести к изоляции одаренного ребенка. Педагог обязан найти баланс, чтобы обеспечить дальнейшее продвижение вундеркинда, и при этом привить ему уважение и понимание ценности других.

В какой помощи нуждается талантливый ребенок

Очевидно, что маленький интеллектуал и творческий талант, попадая в детский коллектив, нуждается в помощи взрослого. На что обращают внимание педагоги, воспитывая одаренного ребенка:

  1. Поддерживать в проявлении интереса к определенному виду деятельности.
  2. Оказывать помощь в социализации.
  3. Мотивировать к принятию самостоятельных решений.
  4. Поощрять и поддерживать инициативу.
  5. Направлять к источнику пополнения знаний по интересующему его направлению.

Эмоционально талантливые дети очень чувствительны к одобрению и порицанию окружающих. Поэтому необходимо хвалить дошкольника за результат его деятельности. Например, за эмоционально сыгранную роль. При этом нельзя обобщать его успехи. Например, не следует говорить: «Дима у нас будущий артист. Он очень способный. Лучше него никто не сыграет роль в сказке».

Нельзя подогревать тщеславие ребенка, умеющего что-то делать лучше других, и формировать понятие «Я – самый лучший». Обязательно заслуживают похвалы и результаты деятельности других детей.

Дошкольники ревностно относятся к успехам сверстников. Поэтому, педагогу необходимо достигнуть баланса в оценке детских результатов. Это нужно для формирования адекватного самовосприятия у одаренных детей.

Плюсы и минусы детского сада для одаренного ребенка

Детский сад для талантливого ребенка – это полезная среда для формирования социально-коммуникативной готовности к школе. Именно в детском саду он в течение длительного времени взаимодействует со сверстниками. Воспитатель обучает его коммуникации, замечает проблемы и стремится к их коррекции.

Часто бывает, именно педагог ДОУ замечает незаурядные способности дошкольника. Беседуя с родителями такого малыша, он рекомендует посещение кружка или секции. Воспитатель или специалист занимаются с талантливым ребенком индивидуально по разработанной программе. Зная возможности таких детей, педагоги активно участвуют с ними в конкурсах.

Поддержка в социализации и помощь в раскрытии таланта – это очевидные плюсы детского сада, полезные развитию способного дошкольника.

Минусы детского сада для одаренного ребенка заключаются в ограниченном количестве времени у педагогов для развития его способностей. Чаще всего, группы ДОУ переполнены, и уделить внимание одному ребенку, пусть даже и одаренному, невозможно. Режим дня предусматривает массу мероприятий, и количество индивидуальной работы ограничено. Отсутствуют специальные программы, методики для развития талантливых дошкольников именно в данном учреждении. Индивидуальный маршрут разрабатывается педагогами ДОУ.

Если одаренность ребенка связана с техническим интересом, фигурным катанием, гимнастикой, цирковой деятельностью, плаванием и другими подобными направлениями, то его развитием должен заниматься профессионал. Такие специалисты есть на «Станции юных техников», в Домах культуры, стадионах, спортивных комплексах. У дошкольного учреждения отсутствует материально–техническая база для развития детей в этих направлениях.

Оптимальный вариант для развития одаренного ребенка – это посещение детского сада и получение дополнительного образования в интересной для дошкольника сфере.

Подытоживая, подчеркнем, что педагоги ДОУ разделяют ответственность за развитие каждого талантливого ребенка и стараются внедрить систему работы с одаренными детьми, способствующую дальнейшему развитию способностей и личности ребенка, насколько это позволяют условия дошкольного учреждения.

Для стимулирования у детей стремления к саморазвитию педагогами активно используется конкурсное движение. То, что дети участвуют в конкурсах не только в рамках своего детского сада, позволяет увидеть и самому ребенку, и его родителям дальнейшие горизонты развития. Для многих одаренных детей это первый серьезный шаг на пути раскрытия дарованного природой таланта.

Ссылка на основную публикацию