Какие игровые технологии применяют в детском саду

Игра – это «спутник детства». С ее помощью малыш узнает новое, знакомится с окружающим миром, овладевает навыками, формируется как личность. В процессе игры активно работают познавательные процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Поэтому взрослые совершенно обосновано стремятся создавать для детей игровой контекст практически в любой бытовой ситуации.

В детском саду педагоги активно используют игровые технологии для познавательного развития детей, для приучения их к порядку, для формирования навыков коммуникации и пр. Развитие ребенка через игру – в этом плюс детского сада. Благодаря игровым технологиям дошкольник чувствует, познает и творит, что обеспечивает его гармоничное развитие.

Какие игровые технологии востребованы в ДОУ

Игровые технологии – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста.

Игровые технологии в детском саду

Цель игровых технологий состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции, характерные социуму, и соответствующие нормы поведения.

В детском саду чаще всего практикуют дидактические игры, ребусы, кроссворды, виртуальные экскурсии, ТРИЗ, квесты и другие интересные приемы. Игровые технологии готовят базис для новой ведущей деятельности – учебной, которая необходима будущему первокласснику.

Классические подходы в организации деятельности детей

Спектр игровых технологий в дошкольном учреждении вариативен для разных возрастных групп. Игровые приемы используются во всех режимных моментах, как наиболее действенный метод активизации воспитанников.

Например, чтобы научить малышей умываться, педагог использует игрушку-зайку и потешку «Зайка серый умывается». Дети заинтересованы, стараются повторить слова и действия, постепенно овладевают навыком умывания.

Приглашая детей средней группы на занятие по изобразительному творчеству, педагог непременно использует игровую мотивацию. Например, за одним столиком дошкольники лепят «бублики для куклы Маши», за другим – «морковку и капусту для зайчика» и пр. Или вся группа создает «Бабушкин дворик», получив следующую задачу: «У бабушки в деревне живут разные животные. Однажды она проснулась, а они все спрятались. Давайте поможем их найти. Слепим их из пластилина».

Воспитанников старшей группы вовлекают в интегрированное занятие «Путешествие в лес» или поход по «Экологической тропе», где на каждой остановке-станции дети получают доступный их пониманию объем информации.

Постепенно знания становятся интересными и значимыми для многих детей и вне игрового контекста. Они интересуются, задают уточняющие вопросы взрослым, рассматривают детские энциклопедии.

Активно используется сюжетно-ролевая игра. Например, «Дорога и транспорт» помогает закрепить правила дорожного движения. «Супермаркет», «Поликлиника», «Корабль» дают представление детям о профессиях, развивают коммуникацию.

Инновационные игровые приемы

Современная действительность диктует новые формы игровых технологий. Они должны соответствовать новым веяниям общественного развития и должны быть интересны детям. Педагогу необходимо найти баланс между желанием ребенка и пользой для его развития. Поэтому в детском саду используют инновационные игровые приемы с использованием ИКТ.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это методы с использованием мультимедийных проекторов, интерактивной доски или столов, ноутбука, электронных носителей, световых столов и т.д.

Например, дети с удовольствием рисуют на световых столах, проявляя творческое воображение.  Дошкольники создают образы на песке. Стол подсвечивается снизу, что дает необычный эффект. Ребенок воодушевляется, когда получает задание, адресованное лично ему: «Создай букет цветов для мамы», «Изобрази наряд принцессы», «Можешь нарисовать свою любимую машинку?».

Интерактивные столы можно применять в работе с детьми от 3–4 лет. Управление сенсорное, нажимом на экран, что вполне по силам малышам. Большая рабочая поверхность помогает использовать стол не только на индивидуальных занятиях, но и групповых. В программном обеспечении интерактивного стола заложены развивающие игры, счет, рисование, сортировка по группам и т.д. Такое разнообразие деятельности развивает у детей познавательные процессы, моторику, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.

Современные игровые технологии в ДОУ

Современные ИТ ориентируются на интересы детей XXI века, но при этом учитывают возраст ребенка и его психофизиологические особенности.

Завоевавшие популярность в последние годы в детских садах игровые технологии:

  1. «Квест» – ребенок учится решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов. При этом используется определенный сюжет, в основе которого перемещение по карте, маршрутному листу, с помощью волшебного клубка или экрана.
  2. Палочки Д.Кюизинера – универсальный дидактический материал для развития математических способностей.
  3. Логические блоки Дьенеша помогают осваивать азы математики в игровой форме.
  4. Игропластика – йога и упражнения стретчинга, выполняющиеся в игровой сюжетной форме.
  5. SandArt – рисование песком на столах с подсветкой. Этот прием имеет широкий спектр возможностей: развитие творчества, эмоциональной сферы, моторики, познавательных процессов.

Современная организация игрового пространства непременно заинтересовывает дошкольников, повышает их активность и самостоятельность в действиях.

Познание окружающей природы через игру

Экологическое воспитание в ДОУ достигает своей цели, если оно происходит через игру. Используются сюжетно-ролевые игры, викторины, квесты, дидактические игры, маршруты Экологической тропы, игры с природным материалом.

Например, при проведении тематической викторины команды дошкольников закрепляют свои знания о природе. А путешествие по экологической тропе позволяет дать новую информацию с помощью хозяина тропы или повторить материал на знакомых станциях.

Дети очень любят играть с водой и песком, собирать листочки, шишки, семечки. Все это позволяет узнавать о свойствах, качествах и способах использования природного материала.

Игровые технологии для развития мышления

Одна из задач педагога в детском саду – подготовка ребенка к школе. Важнейшее из направлений – научить мыслить. В помощь педагоги выбирают технологии:

  • проектной деятельности;
  • исследовательской;
  • игровой;
  • ТРИЗ.

Для развития детей дошкольного возраста вполне подходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используемые в ТРИЗ методы позволяют раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии. Например, упражнение на функциональную аналогию. Ребенку предлагают слово «ветер». Необходимо назвать похожие предметы. Установка: «Подумай, какие действия выполняет ветер и назови подходящие в окружающем мире». Варианты: ветер – пылесос – вентилятор – дыхание.

Познавательно-исследовательская деятельность особенно заинтересовывает ребенка, если ему самому доверяют провести эксперимент. Дошкольники с огромным интересом взвешивают предметы и расставляют их по весу, смешивают краски так, чтобы получить новый цвет.

Игровые технологии, способствующие развитию речи

Использование игровых технологий в доу направлено также на развитие речи детей. Далеко не каждый ребенок самостоятельно или при побуждении взрослого готов что-то рассказывать, задавать вопросы. Иная ситуация складывается, если дошкольника вовлечь в игровой сюжет.

Игра становится мотиватором для общения со взрослыми и сверстниками. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные, артикуляционные, кинезиологические игровые упражнения. Даже самый застенчивый и нерешительный ребенок с готовностью вступает в диалог, если ему предложить говорить от имени куклы-марионетки.

Эффективны дидактические игры, поскольку их обучающая цель прекрасно замаскирована игровыми условиями. К примеру, взрослый приглашает детей в «Путешествие в Сочиняйку» и начинает рассказывать истории про игрушки, «веселых человечков», зверушек, а дети продолжают. Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, развивать речь. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.

Применение игровых методов для укрепления здоровья

Укрепление здоровья воспитанников – приоритет в работе ДОУ. При организации всех видов деятельности воспитатель использует игровую форму. Это занятия-путешествия, сюжетно-игровые пятиминутки, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, тропа здоровья, релаксация, досуги, соревнования, «День здоровья».

Физические упражнения и спортивные состязания и сами по себе достаточно привлекательны для дошкольников. Однако даже они нуждаются в обновлении игровой мотивации. Ребенок хочет не просто побегать наперегонки или выполнить зарядку. Ему гораздо интереснее принять условия воображаемой ситуации и действовать по ее законам.

Игровые технологии помогают разнообразить занятия на тропе здоровья. Детям можно раздать план-инструкцию, на которой отмечено, в какой последовательности они должны пройти короба с наполнителями, сколько раз обойти тропинку вокруг и пр. Выполнение подобных задач с наглядными инструкциями особенно привлекает старших дошкольников.

Ценность игровых технологий заключается в том, что в них рационально сочетается игровая и дидактическая задача. Чем разнообразнее и интереснее условия, тем дольше дошкольник удерживает внимание на выполнении задания и получает больше пользы для своего развития.

Ссылка на основную публикацию