Как и чем занять детей в детском саду летом

Возможности лета, как самого благоприятного для оздоровления времени года, важно использовать по максимуму в детском саду. Солнце, воздух, окружающая природа, вода – все благоприятно воздействует на организм. Полезные природные факторы теплого времени при правильной организации воспитательного процесса можно и нужно сочетать с методами познавательного развития ребенка. Поэтому педагоги ДОУ должны знать, как разнообразить летнюю программу и чем занять детей летом в детском саду.

Особенности летнего периода в детском саду

В посещении ребенком детского сада летом есть свои плюсы. Большую часть времени малыш проводит на свежем воздухе. Благодаря особенностям летнего периода он развивается, играет, взаимодействует со сверстниками и закаливается одновременно.

Возможности лета, как самого благоприятного для оздоровления времени года, важно использовать по максимуму в детском саду. Солнце, воздух, природа, вода – все благоприятно воздействует на организм. Полезные природные факторы теплого времени при правильной организации воспитательного процесса можно и нужно сочетать с методами познавательного развития ребенка. Поэтому педагоги ДОУ должны знать, как разнообразить летнюю программу и чем занять детей летом в детском саду. Особенности летнего периода в детском саду В посещении ребенком детского сада летом есть свои плюсы. Большую часть времени малыш проводит на свежем воздухе. Благодаря особенностям летнего периода, он развивается, играет, взаимодействует со сверстниками и закаливается одновременно. Обычно с 1 июня в детском саду меняется режим дня. Начинается оздоровительный период. Прием детей и утренняя гимнастика проводятся на групповом участке. Если ребенок не хочет идти в детский сад, то веселая музыка на улице и игровые упражнения педагога с воспитанниками чаще всего вызывают желание присоединиться. Поскольку воспитательно-образовательный процесс переносится на свежий воздух, в соответствии с возрастом воспитанников разрабатывается перспективный план на летний период. Сокращается количество занятий. Запланированные физкультурные, музыкальные занятия, изобразительная и другие виды деятельности проводятся на свежем воздухе. Праздники, развлечения, веселые соревнования ждут ребят на открытых площадках. Особое внимание уделяется закаливающим процедурам (солнечные ванны, обливание водой после прогулки, «тропа здоровья» и др). Именно летом начинается активный прием малышей в ДОУ. Лето минимизирует простудные заболевания характерные для периода адаптации ребенка. Участок детского сада летом как площадка для игр и занятий В летний период групповой участок не только место для прогулок, но и площадка для игр и занятий. Дети проводят на ней большую часть своего времени. При правильной организации малыши и играют, и получают определенные знания и умения. Помимо стационарного оборудования выносятся следующие материалы: • для игр в песочнице: формочки, лопатки, ведерки; • для творческой деятельности: бумага, мелки, карандаши, фломастеры, пластилин, дощечки, альбомы для разукрашивания, декоративные штампики, контурные пластины, мольберт; • для игр с водой: тазики, кораблики, губки, формочки для переливания, мелкие резиновые игрушки и т.д; • для трудовой деятельности: ведерки, лейки, лопатки, грабли; • для наблюдений: сачки, игрушки-вертушки, колокольчики и пр; • для спортивных игр: мячи, скакалки, кольцебросы, обручи; • для совместного чтения и просмотра иллюстраций: книги, альбомы. Оборудование и используемые материалы безопасны для жизни и здоровья воспитанников. Как правило, они соответствуют возрасту, подходят для активных занятий. Познавательная деятельность на свежем воздухе Прогулка – это поле для познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, проводят эксперименты, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы. Например, исследуют растения и наблюдают: «Листик мяты приятно пахнет», « Цветы под воздействием солнечных лучей максимально раскрывают венчики и поворачиваются вслед за солнцем, «Солнце светит ярко и поэтому на улице жарко. А тучка его закрыла, и стало прохладней». На подобные природные закономерности родители зачастую не направляют внимание ребенка, в то время как в детском саду учат замечать детали и обогащают опыт дошкольника. У каждой группы от 3 до 7 лет есть своя грядка на огороде ДОУ. Дети сажают и ухаживают за посаженными растениями, наблюдают за их ростом. На прогулке, используя площадку ПДД, дети в сюжетных играх или на тематических занятиях могут моделировать различные ситуации, закрепляя на практике правила дорожного движения. Подвижные игры в детском саду на улице Лето – период повышенной двигательной активности на свежем воздухе. При правильной организации подвижных игр дошкольники с удовольствием включаются в игровой процесс. Можно поиграть в игры малой подвижности. Например, игра «Тишина» (для 3 – 5 лет). Дети идут по кругу друг за другом, проговаривая стишок. Тишина у пруда. Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши. На последних словах участники останавливаются, приседают, наклоняют голову, кладут ладошки под щечку и закрывают глаза. Однако большая часть игровой деятельности на свежем воздухе подразумевает активные движения, разделяясь на спортивные состязания и на игры с определенными правилами. Познакомимся с некоторыми из них через описание ниже. Игры с заданными правилами Игры для лета в детском саду проводятся с учетом места, где располагается группа детей, и погодных особенностей. Особенно дети любят подвижные игры с бегом. «Где твой домик?» (для 3 – 5 лет). Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, картонка, начерченный круг. Дошкольники гуляют по участку. По команде воспитателя «Где твой домик, малыш?» дети бегут на свои места. Поскольку дети маленькие, лучше не ограничивать время и давать возможность каждому участнику занять место в своем домике. Затем вновь повторить. «Едет поезд» (для 3 лет) Воспитатель – машинист поезда. Дети – «вагончики», движутся друг за другом, держа за пояс впереди стоящего ребенка. Поезд должен доехать до станции. Воспитатель произносит слова: «Под веселый стук колес Мчит по рельсам паровоз. Дым, пуская на лету, Паровоз гудит: ту – ту!» Игра «Улитка» (для 5 – 7 лет). Дошкольники стоят друг за другом, сцепившись за руки. Затем идут за ведущим сначала по кругу, потом «улиткой», делая концентрические круги, один в другом. Действие можно выполнять в разном темпе. «Ощипанная курочка» (5 – 7 лет). Используются бельевые прищепки. Выбирается «курочка» («петушок») к которой прикрепляют прищепки. Она сидит на скамеечке. По команде ведущего «курочка» начинает бегать, кудахтать, а дети пытаются отстегнуть прищепки («ощипать»). Если «курочка» сама дотронулась до кого-нибудь из участников игры, то этот ребенок становится «курочкой» («петушком»). Игра для детей 5 – 7 лет «Один – двое – трое». Ребята бегут в разных направлениях по одному. По сигналу педагога «Двое!» они перестраиваются парами и продолжают бег. По сигналу «Трое!» – группируются в тройки. По сигналу «Один!» снова бегут по одному. Эта игра требует особой концентрации внимания. Интересны подвижные игры с небольшим сюжетом. Например, игра «Волки и овцы» (для детей 5 – 7 лет). Двое или трое детей – волки. Остальные изображают овец. Волки «прячутся в овраге», а овцы «гуляют на лужайке и щиплют травку». По сигналу воспитателя «Волки!», волки выскакивают и бегут за овцами, которые должны успеть добежать до пастуха (ведущего). Пойманных волки уводят в овраг. Кроме подвижных игр можно провести игры на развитие творческих способностей, развития познавательных процессов и эмоциональной сферы. Например, «Цепи». Дети собирают одуванчики, сгибают стебель колечком и узкий конец просовывают в широкий. Потом сквозь это колечко продевают второй стебель и повторяют процесс. Так получается длинная цепь, из которой можно сделать веночек или поясок для куклы. Спортивные состязания для дошкольников Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает такая форма двигательной активности как спортивные состязания. Дух соперничества в этом возрасте силен. К тому же, подобные соревнования помогают безобидно выплеснуть напряжение тем детям, чье поведение в детском саду доставляет некоторые проблемы. Можно разделить группу на команды и провести групповые соревнования. Несколько примеров: Эстафета «Перенеси мячик». Шарик от пинг-понга или мячик кладется в ложку, и участники команд (по одному) бегут до кегли и возвращаются назад, стараясь не уронить содержимое ложки. Эстафета передается следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи игроки справились с заданием первыми. Индивидуальные состязания, когда дети соревнуются друг с другом: «Кто дальше бросит мешочек с песком» или «Кто первым добежит до кегли и вернется назад» и т.д. Игровой спорт. Два игрока стоят напротив друг друга. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать мяч. Один ребенок находится между ними, пытается поймать или задеть мячик. Если ему это удается, то участник меняется местом с бросавшим. Летние занятия в группе во время непогоды Предусмотрена в детских садах и летняя программа при непогоде. Занятия проходят в группе. Безусловно, выручают различные конструкторы и настольные игры, пазлы, с которыми дети играют с огромным удовольствием. Их дополняют играми на развитие внимания, словарного запаса или логического мышления. Плановое занятие воспитатель проводит со всей группой воспитанников. В свободной деятельности он может предложить поиграть небольшой группе дошколят или одному ребенку. Игровой материал подобран с определенной целью. Например, закрепить полученный ранее материал, потренировать внимание, сенсорное восприятие, активизировать словарь и т.д. Игра «Найди предмет заданного цвета» (для 5 -7 лет). Ведущий называет цвет и предлагает дошкольникам, оглянувшись вокруг, найти предметы заданного цвета. Выигрывает тот участник, который назовет предмет последним. Игра для детей 6 – 7 лет «Снаружи – внутри». Цель: научить соотносить понятия «большое - маленькое», «внутри - снаружи». Ребенку называют пару предметов и просят сказать, что может находиться внутри, а что снаружи. Варианты: дом – подушка, котлета – кастрюля, рыба – река, сахар – чай и т.д. Дошкольник должен объяснить свой выбор. Иногда у окружающих возникает желание присоединиться, и игра продолжается увеличенным составом. Рекомендуем полезный материал: • Как развивать словесно-логическое мышление. • Игры на развитие внимания. Таким образом, летнее пребывание ребенка в детском саду удачно сочетает отдых с познавательным развитием. И в солнечные дни, и в непогоду дети заняты активной деятельностью. В детском учреждении всегда находятся возможности, чтобы дошкольники развивались физически, улучшали внимание, моторику, восприятие, а также вырабатывали усидчивость, которая является одним из необходимых компонентов для успешного обучения в школе.

Обычно с 1 июня в детском саду меняется режим дня. Начинается оздоровительный период. Прием детей и утренняя гимнастика проводятся на групповом участке. Если ребенок не хочет идти в детский сад, то веселая музыка на улице и игровые упражнения педагога с воспитанниками чаще всего пробуждают в нем интерес и вызывают желание присоединиться.

Поскольку воспитательно-образовательный процесс переносится на свежий воздух, в соответствии с возрастом воспитанников разрабатывается перспективный план на летний период. Сокращается количество занятий. Запланированные физкультурные, музыкальные занятия, изобразительная и другие виды деятельности дошкольников проводятся на свежем воздухе. Праздники, развлечения, веселые соревнования ждут ребят на открытых площадках.

Особое внимание уделяется закаливающим процедурам (солнечные ванны, обливание водой после прогулки, Тропа здоровья и др). Именно летом начинается активный прием малышей в ДОУ. Лето минимизирует простудные заболевания характерные для периода адаптации ребенка.

Участок детского сада летом как площадка для игр и занятий

В теплое время года групповой участок не только место для прогулок, но и площадка для игр и занятий. Дети проводят на ней большую часть своего времени. При правильной организации малыши на площадке играют и получают определенные знания и умения. Помимо стационарного оборудования выносятся следующие материалы:

  • для игр в песочнице: формочки, лопатки, ведерки;
  • для творческой деятельности: бумага, мелки, карандаши, фломастеры, пластилин, дощечки, альбомы для разукрашивания, декоративные штампики, контурные пластины, мольберт;
  • для игр с водой: тазики, кораблики, губки, формочки для переливания, мелкие резиновые игрушки;
  • для трудовой деятельности: ведерки, лейки, лопатки, грабли;
  • для наблюдений: сачки, игрушки-вертушки, колокольчики и пр;
  • для спортивных игр: мячи, скакалки, кольцебросы, обручи;
  • для совместного чтения и просмотра иллюстраций: книги, альбомы.

Оборудование и используемые материалы безопасны для жизни и здоровья воспитанников. Как правило, они соответствуют возрасту, подходят для активных занятий. Также безопасность детей в летний период обеспечивается дополнительными гигиеническими мерами.

Познавательная деятельность на свежем воздухе

Прогулка – это поле для познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, проводят эксперименты, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы.

Например, исследуют растения и наблюдают: «Листик мяты приятно пахнет», «Цветы под воздействием солнечных лучей полностью раскрывают венчики и поворачиваются вслед за солнцем», «Солнце светит ярко и поэтому на улице жарко. А тучка его закрыла, и стало прохладней». На подобные природные закономерности родители зачастую не направляют внимание ребенка, в то время как в детском саду учат замечать детали и обогащают опыт дошкольника.

У каждой группы от 3 до 7 лет есть своя грядка на огороде ДОУ. Дети сажают и ухаживают за посаженными растениями, наблюдают за их ростом.

На прогулке, используя площадку ПДД, дети в сюжетных играх или на тематических занятиях могут моделировать различные ситуации, закрепляя на практике правила дорожного движения.

Подвижные игры в детском саду на улице

Лето – период повышенной двигательной активности на свежем воздухе. При правильной организации подвижных игр дошкольники с удовольствием включаются в игровой процесс. Можно предложить малышам игры малой подвижности. Например, игра «Тишина» (для 3 – 5 лет). Дети идут по кругу друг за другом, проговаривая стишок.

Тишина у пруда. Не колышется вода,

Не шумят камыши… Засыпайте малыши.

На последних словах участники останавливаются, приседают, наклоняют голову, кладут ладошки под щечку и закрывают глаза. «Раз, два, три… Просыпайтесь, малыши!» – продолжает команду ведущий. Дети пробуждаются и активно двигаются.

Однако большая часть игровой деятельности на свежем воздухе подразумевает активные движения, разделяясь на спортивные состязания и на игры с определенными правилами. Познакомимся с некоторыми из них через описание ниже.

Игры с заданными правилами

Игры для лета в детском саду проводятся с учетом места, где располагается группа детей, и погодных условий. Особенно дети любят подвижные игры с бегом.

«Где твой домик?» (для 3 – 5 лет). Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, картонка, начерченный круг. Дошкольники гуляют по участку. По команде воспитателя «Где твой домик, малыш?» дети бегут на свои места. Поскольку дети маленькие, лучше не ограничивать время и давать возможность каждому участнику занять место в своем домике. Затем вновь повторить.

«Едет поезд» (для 3 лет). Воспитатель – машинист поезда. Дети – «вагончики», движутся друг за другом, держа за пояс впереди стоящего ребенка. Поезд должен доехать до станции. Воспитатель произносит слова:

Под веселый стук колес

Мчит по рельсам паровоз.

Дым пуская на лету,

Паровоз гудит: ту – ту!

Игра «Улитка» (для 5 – 7 лет). Дошкольники стоят друг за другом, сцепившись за руки. Затем идут за ведущим сначала по кругу, потом «улиткой», делая концентрические круги один в другом. Действие можно выполнять в разном темпе.

«Ощипанная курочка» (5 – 7 лет). Используются бельевые прищепки. Выбирается «курочка» («петушок»), к которой прикрепляют прищепки. Она сидит на скамеечке. По команде ведущего «курочка» начинает бегать, кудахтать, а дети пытаются отстегнуть прищепки («ощипать»). Если «курочка» сама дотронулась до кого-нибудь из участников игры, то этот ребенок становится «курочкой» («петушком»).

Игра для детей 5 – 7 лет «Один – двое – трое». Ребята бегут в разных направлениях по одному. По сигналу педагога «Двое!» они перестраиваются парами и продолжают бег. По сигналу «Трое!» – группируются в тройки. По сигналу «Один!» снова бегут по одному. Эта игра требует особой концентрации внимания.

Интересны подвижные игры с небольшим сюжетом. Например, игра «Волки и овцы» (для детей 5 – 7 лет). Двое или трое детей – волки. Остальные изображают овец. Волки «прячутся в овраге», а овцы «гуляют на лужайке и щиплют травку». По сигналу воспитателя «Волки!» исполняющие эту роль дети выскакивают и бегут за овцами, которые должны успеть добежать до пастуха (ведущего). Пойманных волки уводят в овраг.

Кроме подвижных игр можно провести игры на развитие творческих способностей, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы. Например, «Цепи». Дети собирают одуванчики, сгибают стебель колечком и узкий конец просовывают в широкий. Потом сквозь это колечко продевают второй стебель и повторяют процесс. Так получается длинная цепь, из которой можно сделать веночек или поясок для куклы. Можно устроить конкурс на самую аккуратную или длинную цепочку.

Спортивные состязания для дошкольников

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает такая форма двигательной активности как спортивные состязания. Дух соперничества в этом возрасте силен.

Спортивные игры в ДОУ

К тому же, подобные соревнования помогают безобидно выплеснуть напряжение тем детям, чье поведение в детском саду доставляет некоторые проблемы.

Можно разделить группу на команды и провести групповые соревнования Веселые старты. С азартом дети участвуют в перетягивании каната и подобных состязаниях.

Несколько примеров:

  1. Эстафета «Перенеси мячик». Шарик от пинг-понга или мячик кладется в ложку, и участники команд (по одному) бегут до кегли и возвращаются назад, стараясь не уронить содержимое ложки. Эстафета передается следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи игроки справились с заданием первыми.
  2. Индивидуальные состязания, когда дети соревнуются друг с другом: «Кто дальше бросит мешочек с песком» или «Кто первым добежит до кегли и вернется назад» и т.д.
  3. Спортивные игры. Два игрока стоят напротив друг друга. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать мяч. Один ребенок находится между ними, пытается поймать или задеть мячик. Если ему это удается, то участник меняется местом с бросавшим.

Летние занятия в группе во время непогоды

Предусмотрена в детских садах и летняя программа при непогоде. Занятия проходят в группе. Безусловно, выручают различные конструкторы, настольные игры, пазлы, с которыми дети играют с огромным удовольствием. Их дополняют играми на развитие внимания, словарного запаса или логического мышления.

Плановое занятие воспитатель проводит со всей группой воспитанников. В свободной деятельности он может предложить поиграть небольшой группе дошколят или одному ребенку. Игровой материал подобран с определенной целью. Например, закрепить полученный ранее материал, потренировать внимание, сенсорное восприятие, активизировать словарь и т.д.

Игра «Найди предмет заданного цвета» (для 5 -7 лет). Ведущий называет цвет и предлагает дошкольникам, оглянувшись вокруг, найти предметы заданного цвета. Выигрывает тот участник, который назовет предмет последним.

Игра «Снаружи – внутри» для детей 6 – 7 лет. Цель: научить соотносить понятия «большое — маленькое», «внутри — снаружи». Ребенку называют пару предметов и просят сказать, что может находиться внутри, а что снаружи. Варианты: дом – подушка, котлета – кастрюля, рыба – река, сахар – чай и т.д. Дошкольник должен объяснить свой выбор. Иногда у окружающих возникает желание присоединиться, и игра продолжается увеличенным составом.

Рекомендуем полезный материал:

Таким образом, летнее пребывание ребенка в детском саду удачно сочетает отдых с познавательным развитием. И в солнечные дни, и в непогоду дети заняты активной деятельностью. В детском учреждении всегда находятся возможности, чтобы дошкольники развивались физически, улучшали внимание, моторику, восприятие, а также вырабатывали усидчивость, которая является одним из необходимых компонентов для успешного обучения в школе.

Ссылка на основную публикацию