Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности

Сенсорные способности проявляются в особо чутком восприятии свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Действия, направленные на восприятие и познание различных объектов, могут дать как поверхностную информацию, так и могут открыть многосторонние знания о свойствах и связях этих объектов. Всё зависит от способностей воспринимающего.

Сенсорные способности дошкольников находятся на начальном этапе, как, собственно, и все психическое развитие в этом возрасте. Важно стимулировать формирование названных способностей, чтобы обеспечить ребенку полноценные условия вхождения в реальный мир.

Особенности формирования сенсорных способностей детей

Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.

Сенсорные способности

Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.

Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.

Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…

Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны.

Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования. Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию, тем более развитым станет зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте

Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.

Все сенсорные эталоны перечислить невозможно, отметим некоторые самые важные из них:

  • формы
  • цвета
  • размера
  • громкости
  • гладкости
  • твердости
  • расстояния и т.д.

Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.

К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета), этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.

Основным условием формирования сенсорных эталонных представлений в дошкольном возрасте является возможность провести перцептивтивное обследование ребенком тех свойств объектов, которые должны стать эталонными.

То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.

Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.

Формирование сенсорных эталонов

Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.

Спросите у ребенка, какой из этих домов больше. Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу. Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.

Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.

Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников

Благодатными условиями для развития сенсорных способностей в дошкольном детстве располагают продуктивные виды деятельности. Рисование, конструирование, лепка, изготовление аппликаций – все эти занятия помогают ребенку не только заметить определенные свойства и отношения объектов, но и дают возможность применить, прочувствовать их через используемые материалы.

Важно не столько освоить сенсорный эталон, сколько научиться соотносить его, как меру, с конкретным предметом или явлением в разных условиях.

Где и усваивать информацию о форме и размерах, как не в конструктивной деятельности. Дошкольник строит башни и мосты, примеряя детали конструкторов; собирает пазлы, выискивая подходящие выступы и отверстия; закручивает гайки, соединяя детали металлических и деревянных конструкторов. Только в такой реальной практике развиваются сенсорные способности, связанные со зрительными и осязательными рецепторами.

Сенсорное развитие в художественной деятельности

Занимаясь рисованием, дошкольник получает представление о разнообразии цветовой палитры.

Сенсорное развитиеБолее того, используя краски, он учится самостоятельно создавать различные оттенки любого основного цвета. Благодаря таким упражнениям ребенок четко усваивает эталон цвета и понимает, как образуются его оттенки.

При частых занятиях изобразительной деятельностью с каждым годом в рисунках ребенка будут добавляться достижения, связанные с сенсорным развитием:

  • к 4-м годам в изобразительном творчестве дошкольника будут равномерно повторяться однородные детали;
  • в 5 лет ребенок уверенно использует ритмические структуры из неординарных элементов (ярким примером выступают рисунки дом-дерево-человек, солнце-дом-цветы и пр.)
  • после 6-ти лет дошкольник осваивает симметричное изображение объектов.

Перечисленные достижения основываются на такой сенсорной способности как чувство ритма.

Любопытно, что изобразительная и музыкальная деятельность предъявляют человеку, к какой бы возрастной группе он не относился, уникальные требования к восприятию ритма. Если данная способность не развита, то ни в детстве, ни будучи взрослым, человек не будет отличаться умением в рисовании или танцах.

В случае, когда происходит формирование чувства ритма с помощью музыки, можно наблюдать, как ребенок раскачивается в заданном ритме после выключения музыки. Это означает, что малыш усвоил определенный сенсомоторный эталон и продолжает его использовать.

Разумеется, разные дети проявляет интерес и чувствительность к различным перцептивным действиям. Одни внимательно рассматривают, других привлекает музыкальный ритм, третьи особо способны к восприятию формы. Стихийно каждый дошкольник ежедневно задействует органы восприятия и использует сенсорные функции. Но это не обеспечивает развития сенсорных способностей ребенка в полной мере.

Если родители уделяют серьезное внимание познавательному психическому развитию ребенка, им необходимо пристально отнестись к сенсорному развитию малыша. Сейчас многие детские занятия подменены интерактивными и компьютерными программами. А дошкольнику гораздо полезнее открывать окружающий мир с помощью реальных действий. Целенаправленное подталкивание ребенка к перцептивным действиям обеспечит сенсорное развитие полнее и эффективнее.

Ссылка на основную публикацию