Как справиться со стрессом у ребенка, вызванным посещением детского сада

Стресс в дошкольном возрасте – это реакция психики на что-то новое, незнакомое, и от этого пугающее. Дошкольник может испытывать стресс даже в тех обстоятельствах, которые взрослые считают вполне спокойными и благополучными. Подобным испытанием для ребенка может стать посещение детского сада в первые недели. Малыш будет нуждаться в помощи, и нужно найти способы, как помочь справиться со стрессом ребенку, чтобы не пришлось отказываться от сада.

Переживание стресса детьми дошкольного возраста

Проявление стресса у детей дошкольного возраста – это изменение в поведении ребенка. Внимательный родитель сразу заметит их.

Стресс у ребенка

Признаки зависят от возраста. В 1,5–3 года – это капризы, слезы, проблемы со сном и аппетитом. У детей постарше о стрессе сигнализирует уход в себя, невроз навязчивых движений, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.

Ребенок под воздействием стресса сторонится других детей, отказывается присоединяться к игре, просто бездействует, пока другие дети выполняют предложенное им задание. Могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Какие обстоятельства могут вызывать стресс у ребенка

В семье, как правило, уделяют много внимания и заботы ребенку дошкольного возраста. Однако стрессогенные факторы могут появиться даже в таких условиях. Взрослым необходимо иметь представление, каковы возможны причины стресса у детей. Это может быть:

  • Развод родителей. Оба родителя очень важны для малыша. Скандалы, предшествующие разводу, манипуляция, кратковременные встречи с мамой или папой негативно влияют на психику ребенка.
  • Недостаток внимания. Часто в повседневной суете родители уделяют недостаточное внимание своему малышу. Если дать телефон и включить мультфильм, дошкольник долго не будет беспокоить своими «почему». Но детям важно быть услышанными, получить ласку и одобрение.
  • Рождение брата или сестренки. Дошкольника необходимо подготовить к появлению нового члена семьи, чтобы он не воспринимал малыша как соперника, отбирающего у него внимание родителей. Тогда появление малыша доставит радость всем и взрослым, и ребенку.
  • Переезд в другой город. Кардинальные изменения при смене места жительства сложны не только взрослым, но и детям. Меняется окружающая среда, отлаженный ритм в ней, социум.
  • Период адаптации к детскому саду. Ребенок, возможно, впервые остается без родительской заботы в совершенно новых для него условиях. Каким бы внимательным ни было отношение педагогов, дошкольнику не хватает привычной домашней атмосферы и родного человека рядом.

Главная особенность перечисленных стрессогенных обстоятельств в том, что их чаще всего нельзя отменить. Следовательно, нужно научить ребенка смотреть на них по-другому, принять и адаптироваться к реальным условиям.

Некоторые ситуации могут показаться взрослому банальными и не вызывающими сложностей. Но малыш еще не имеет опыта противостояния им. Например, таким испытанием для него может стать период адаптации к детскому саду. В этот период кроха особенно нуждается в помощи взрослого.

Как понять, что у ребенка стресс из-за посещения ДОУ

Первое посещение детского сада – это стресс для малыша. Из комфортной привычной среды он попадает в незнакомое помещение, сталкивается с определенными правилами, должен взаимодействовать с незнакомыми людьми. Потребность в безопасности, являющаяся базовой, подвергается испытаниям. Боязливые дети особенно сложно привыкают к изменениям в своей жизни.

Стресс у ребенка из-за садика можно определить по следующим признакам:

  1. Капризы. Кроха часто плачет и в детском саду, и дома, когда говорят о необходимости его посещать. Иногда слезы появляются без видимого повода.
  2. Плохой аппетит. Отказывается от еды. Даже любимые блюда не вызывают желания поесть.
  3. Проблемы со сном. Дошкольник с трудом засыпает, его беспокоят ночные страхи.
  4. Утомляемость. Плохой аппетит и неполноценный сон приводят к повышенной усталости.
  5. Возвращение детских привычек. Например, малыша отучили от соски. После того как он начал посещать ДОУ, стал опять просить ее у мамы. Возможно сюсюканье, просьба поносить на ручках, коверкание слов. Иногда кроха жует или сосет какой-то предмет. Например, кончик носового платочка.

Если ребенок только начал посещать детский сад, и в его поведении и состоянии наблюдается несколько перечисленных признаков, не остается сомнений в том, что он испытывает стресс.

Как помочь дошкольнику преодолеть стресс в детском саду

Адаптация в ДОУ редко проходит быстро и без проблем. Чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и окружению дошкольнику нужно время. Эмоциональный стресс у детей можно уменьшить, если:

  • подготовить ребенка к посещению детского сада, вызывая положительный интерес к новому месту;
  • оставлять малыша в группе определенное время кратковременно (в соответствии с рекомендациями педагогов);
  • дать с собой любимую домашнюю игрушку – это вызывает у дошкольников ощущение близости дома и передает частичку домашнего тепла;
  • обеспечить спокойный и доброжелательный климат в семье без суеты;
  • играть в спокойные игры;
  • делать релаксационные упражнения;
  • предложить игры с песком и водой, так как они способствуют расслаблению;
  • слушать с ребенком спокойную музыку после ужина, перед сном;
  • предложить материал для изодеятельности (карандаши, бумагу, фломастеры, пластилин, глину) и вместе порисовать, что поможет дошкольнику выразить свое состояние;
  • не забывать про тактильный контакт, ласку, заботу и внимание, поскольку в этот период малыш особенно нуждается в них.

Родителям не следует преувеличивать сложность адаптации и прекращать посещение ДОУ. Просто нужно помочь своему ребенку найти пути справиться с ситуацией. Первые шаги социализации дети должны проходить в дошкольном возрасте. Иначе им будет сложнее адаптироваться в школе.

Игры и упражнения для снятия стресса у детей

Напряжение, вызванное стрессом, можно снизить подходящими играми и упражнениями. Эффективно зарекомендовали себя этюды для выражения различных эмоциональных состояний. Основная цель игр и этюдов на снятие стресса для детей – релаксация. Приведем несколько примеров, применимых для дошкольного возраста.

«Старая газета»

Простое и эффективное упражнение для детей 4–7 лет, позволяющее выплеснуть раздражение и постепенно успокоиться. Дошкольнику предлагают порвать газету с силой на мелкие кусочки. Можно попрыгать на получившейся куче бумаги. Потом собрать и выкинуть в мусорное ведро. Процедуру уничтожения клочка газеты можно повторить столько раз, сколько хочется ребенку.

«Солнышко и тучка»

Уместно проводить с группой детей 5–7 лет.

Дети лежат на ковре. Ведущий: «Солнце спряталось за тучку. Стало прохладно». Дошкольники сжимаются в комок, напрягая мышцы тела и задерживая дыхание.

Ведущий: «Солнце появилось из-за тучки и улыбается нам. Стало жарко». Дети на выдохе расслабляют тело, раскидывают руки, улыбаются.

Обязательно выдерживать время, чтобы каждый ребенок мог расслабиться, насколько он может. Желательно повторить 3–4 раза.

«Снеговик»

Малыш 4–5 лет отлично справляется с ролью снеговика. Снег замерз, поэтому тело сильно напряжено. Взрослый пытается «разрушить снеговика». Он слегка подталкивает его с разных сторон. Снеговик стоит твердо.

После слов: «Наступила весна. Солнце стало греть сильнее», снеговик начинает «таять». Дошкольник постепенно расслабляет тело и «превращается в лужицу». С каждым новым повторением ребенку удается больше расслабиться.

«Ножки-топотушки»

Упражнение для детей 3–5 лет. Подходит для индивидуального исполнения и для группы детей.

Дошкольник лежит на спине, руки вдоль туловища. Его ноги согнуты в коленях, ступни касаются пола. Ведущий: «Наши ножки побежали по дорожке». Туловище и тело неподвижны, а ноги «бегут», топая по полу в течение минуты. Сигнал остановиться: «Устали ножки».

«Лимончик»

Дети (5 – 7 лет) сидят, руки опущены, глаза закрыты. Ведущий предлагает правой рукой крепко сжать воображаемый лимон. Из него должен политься сок. Потом нужно расслабить руку и запомнить свои ощущения. Теперь лимон в левой руке. Выжимаем сок. А теперь в каждой руке по лимону. Дети «выжимают» из них сок, расслабляют руки и наслаждаются покоем.

«Отпечаток пальчика»

(Для детей 6–7 лет).

Снимаем стресс рисованиемРебенку предлагают макнуть палец в краску разных цветов и оставить отпечатки на листе бумаги. Затем необходимо дорисовать, чтобы из них получились изображение разных предметов. Можно попробовать объединить отпечатки в единый рисунок.

Дошкольник может отказываться окунать пальцы в краску. Взрослому следует увлечь ребенка собственным примером и помочь нанести цветное пятнышко на один из пальчиков ребенка. Это побуждает ребенка к дальнейшим экспериментам.

«Дождик кап-кап»

Задорный этюд для детей 3–5 лет (индивидуально).

Ведущий: «Вышла тучка, и пошел дождик. Кап-кап, кап-кап…».  Слегка пальчиками он постукивает по голове, плечам, ручкам, спинке, ладошкам дошкольника (легкий массаж). В конце ведущий произносит слова: «Солнышко вышло. Закончился дождик. Улыбнись!»

«Прикосновение»

Это упражнение допустимо проводить с маленькой группой детей 4–6 лет, между которыми наблюдаются доброжелательные отношения. Пристальное внимание взрослого обязательно.

Один малыш ложится на живот, закрывает глаза и расслабляется. Остальные дети по очереди нежно, разными способами прикасаются к ребенку. Например, пальчиком к ушку, ладошкой к спинке, кулачком к ручке. Касания должны быть только спокойные и мягкие.

«Шалтай-Болтай»

Ведущий произносит слова:

«Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне…»

Дети выполняют движения: поворот туловища вправо-влево, руки свободно болтаются. На последней строчке дети резко наклоняют корпус тела вниз и расслабляют его. Можно использовать весь текст стихотворения С. Маршака «Шалтай – Болтай». Это упражнение любят выполнять дошкольники 5–7 лет.

Рекомендуем ознакомиться: Как подготовить ребенка к посещению детского сада.

Ссылка на основную публикацию