Как проявляется коммуникативная одаренность в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно приобщается к социуму. Одним детям это дается легко, другие сторонятся общения. В этом возрасте уже заметна коммуникативная одаренность, если у ребенка есть соответствующие задатки. Сначала преобладает эмоциональное общение со взрослыми. Затем формы усложняются и обогащаются. Возникает интерес к общению со сверстниками, и открываются новые возможности коммуникации.

Что подразумевают под коммуникативной одаренностью

Детская одаренность в дошкольном возрасте выражается комплексным показателем, в котором переплетены интерес ребенка к какому-то направлению или деятельности, его стремление пробовать свои возможности на деле, заметные способности в этом деле.

Коммуникация

Это касается любой сферы – интеллектуальной, спортивной, художественно-творческой, общения и межличностных отношений. Сфера взаимоотношений и межличностных контактов является тем полем, где проявляется коммуникативный талант.

Коммуникативная одаренность подразумевает легкость и естественность установления контактов, понимание и прогнозирование поведения, дальновидность в развитии межличностных отношений.

В чем проявляется дар успешной коммуникации

Коммуникативная одаренность может проявиться в двух направлениях:

  • организационно-лидерская;
  • социально-личностная.

В первом случае ребенок с успехом организует любую совместную деятельность. Дети отдают ему предпочтение во взаимодействии, прислушиваются к мнению авторитетного сверстника, уверены в его опыте и знаниях, хотят с ним дружить.

Социально-личностная одаренность подразумевает умение чувствовать эмоциональное состояние партнера. Понимая особенности поведения людей, дошкольник предчувствует (прогнозирует) развитие ситуации. Это помогает ему мирно решать конфликты, что располагает окружающих к такому ребенку. Сверстники доверяют ему, хотят играть, общаться, взаимодействовать.

На какие способности опирается коммуникативный талант

Одаренность в общении имеет место, если у ребенка проявляется несколько опорных способностей. Это и социальный интеллект, и ориентированность на социальное окружение, и способность устанавливать и поддерживать контакт.

Как способности к коммуникации проявляются у дошкольников:

  • Желание устанавливать контакт и инициатива в действии. Например, общительный ребенок легко делает первый шаг: «Как тебя зовут? Давай играть вместе!».
  • Умение слушать собеседника. Только имея врожденный дар к коммуникации, ребенок дошкольного возраста способен слышать сверстника, задавать уточняющие вопросы.
  • Понимание себя, своих чувств и эмоций. Например, «Мне грустно потому, что я сегодня не поеду к бабушке».
  • Владение диалогической речью. Широкий словарный запас помогает вести беседу со сверстниками и взрослыми.
  • Владение конструктивными способами взаимодействия: умение договориться, распределить действия, роли в совместной деятельности.
  • Умение ориентироваться в социальном окружении и ситуации. Ребенок может при необходимости изменить стиль общения. Например, малышу понравилась игрушка у другого ребенка. Он хочет с ней поиграть. Сориентировавшись в ситуации, он не требует, а просит: «Дай мне, пожалуйста, поиграть».
  • Адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ своего эмоционального поведения и поведения окружающих (эмоциональный интеллект). «Миша сегодня грустный. У него собачка заболела».
  • Творческий подход в общении, умение реализовывать нестандартные решения при решении проблемной ситуации. Например, выполняется коллективная работа по изодеятельности «Вечерний город». Звездное небо решено нарисовать фломастерами. Один ребенок предлагает: «Давайте использовать наши трафареты! Тогда звезды будут одинаковые». Идея интересна окружающим, сверстники поддерживают. Таким образом реализуются творческие способности дошкольников.

Проявление социально-личностной одаренности дошкольника

Социально–личностно одаренный ребенок популярен среди сверстников. Он всегда готов прийти на помощь, отреагировать на чужую боль, пожалеть. Например, Гриша забрал машинку у маленького Мити. Малыш плачет. Он расстроен. Подбегает Маша. Она обнимает Митю, гладит его по голове, успокаивает. При этом она обращается к Грише: «Верни машинку Мити. Он маленький, а ты его обижаешь. Как тебе не стыдно! Если очень хочешь, то попроси. Скажи «пожалуйста» и Митя даст тебе поиграть. Да, Митя?».

Дети с в высоким уровнем коммуникативных способностей легко адаптируются в любой среде. Они открыты в проявлении своих чувств. У них много друзей и их с удовольствием приглашают в совместную деятельность. Например, дети идут поливать огород. Их заметил Дима: «Вы куда идете?». Дети: «Огород поливать. Нам Оксана Петровна сказала». Дима: «Я тоже хочу». Возможная реакция сверстников: «Оксана Петровна, можно Дима тоже пойдет поливать огород?».

Надо заметить, что в примере приведена далеко не обыденная ситуации. Обычно ребенок обращается к близкому взрослому, чтобы тот похлопотал, чтобы дети и его взяли с собой.

Лидерские способности в дошкольном возрасте

Лидерство у дошкольников проявляется в умении организовать сверстников в игре или для какого-то дела, повести за собой, в ориентированности на результат, в стремлении к достижениям, в потребности и умении контролировать ситуацию.

Соответственно, личность одаренного ребенка-лидера характеризуется следующими качествами:

  • Он обладает даром убеждения.
  • Легко контактирует и с детьми, и со взрослыми.
  • Организует и руководит деятельностью сверстников, при этом принимает в ней непосредственное участие.
  • Ориентирован на достижение своей цели.
  • Легко может объяснить причину поступка. Например, Люся отказалась встать в пару с Андреем для танца. На вопрос педагога о причине сразу ответила, что он испортил ее рисунок на занятии.
  • У него много друзей, для которых его мнение является важным, а иногда и приоритетным.
  • Может решать конфликтные ситуации.

Например, Тимур предлагает детям: «Давайте играть в матросов! Мы поплывем по морю на большом корабле на необитаемый остров. Это такой остров, на котором никто не живет». Женя: «Зачем, мы поплывем туда?». Тимур: «Искать клад! Его закопали пираты» Сюжет заинтересовал. Тимур распределяет роли: «Я – капитан, а вы матросы». Вова возражает: «Я тоже хочу быть капитаном». Тимур: «Ты будешь моим помощником. Это тоже капитан. Согласен?» Проблемная ситуация решена. Игра начинается.

Поддержка взрослыми коммуникативной одаренности ребенка

Взрослым необходимо развивать коммуникативный талант своего ребенка. Необходимо укреплять уже замеченные положительные качества: сопереживание, доброту, понимание. Важно хвалить его за успехи в общении. Например, «Как много у тебя друзей! Ты молодец!».

Игра на развитие коммуникации

Желательно разнообразить его социальный круг. Например, кроме детского сада дошкольник может посещать дополнительные кружки, студии, спортивные секции.

Специальные игры и упражнения помогают в развитии коммуникативной одаренности у дошкольника. Они закрепляют умение действовать в команде, что очень важно для будущего успешной личности.

Несколько идей:

  1. «Путешествуем парой». Дети становятся парами, взявшись за руки крест-на-крест. Необходимо передвигаться по помещению, преодолевая препятствия. Руки расцеплять нельзя. Педагог может использовать в игре музыкальное сопровождение.
  2. «Вместе составляем картинку». Небольшим группам (2–4 ребенка) выдается образец картинки и пазлы. Нужно вместе составить предложенную карту. Если детей много, можно провести командные соревнования.
  3. «Дорисуй». Педагог рисует любую геометрическую фигуру на большом формате бумаги. Дети по очереди подходят и дорисовывают определенную деталь, не договариваясь. В итоге должна получиться общая картина. Можно предложить детям придумать название.

Ребенок получает социальный опыт с первых месяцев своей жизни. Но не так много детей, которые в дальнейшем с легкостью интегрируются в любой социальный круг. Для определенной категории малышей социализация является проблемой. Даже имея желание принять участие в интересной игре, они скромно наблюдают за происходящим. Но есть и противоположная группа дошкольников. Они с легкостью вступают в речевой и деловой контакт с другими детьми. Такие дошкольники не только быстро знакомятся, но и с успехом взаимодействуют со сверстниками. Чаще всего это не случайное поведение, а свидетельство коммуникативной одаренности ребенка.

Ссылка на основную публикацию