Развитие эмоционального интеллекта у детей

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. С помощью эмоций люди выражают свое состояние и отношение к происходящему, к окружающим. В свою очередь, пытаются понять чувства других людей. Проявление и осмысление чувств регулируется эмоциональным интеллектом. Развитие эмоционального интеллекта у детей — такая же важная задача, как и развитие других способностей и познавательных возможностей. 

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Эмоциональный интеллект – это набор способностей, позволяющих человеку выразить свои эмоции и понять чувства других людей, используя речевые и невербальные средства.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

Эмоциональность

Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

Эмоциональное развитие ребенка – это комплексное постепенное обогащение его эмоциональной сферы, протекающее в контексте общей социализации.

Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ребенок будет постигать чувственный мир с каждым годом. Это закономерный процесс. Однако для формирования эмоционального интеллекта этого недостаточно. Даже некоторые взрослые люди могут проявлять свои эмоции неуместно, что говорит о низком уровне этого вида интеллекта.

Следовательно, необходимо направленное эмоциональное воспитание, чтобы еще с дошкольного детства ребенок учился:

  • Распознавать, какая эмоция проявляется в данный момент;
  • Осмысливать, насколько соответствуют эмоция и ситуация;
  • Корректировать свое эмоциональное состояние в соответствии с происходящим;
  • Проявлять эмоции так, чтобы это не оскорбляло окружающих.
Обида
Обида

Дети легче распознают эмоции по мимике и выражению лица. Самым выразительным критерием для них являются глаза, а затем мимическая складка губ. Только к старшему дошкольному возрасту к восприятию лицевой экспрессии добавляется поза.

В познании эмоций дошкольникам хорошо помогают упражнения на отображение конкретных состояний. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста достаточно сформирована, чтобы определять эмоции, сопровождающие понятные ребенку события. Например:

  • Представь, что мама задерживается на работе, и тебе грустно. (Изобразить эмоцию, обратить внимание на мимику, состояние).
  • Оля увидела слона. Какие эмоции проявились при этом? (Один ребенок изображает, другой – определяет).
  • Что ты испытываешь, когда видишь жалобно мяукающего котенка?

Чтобы дети учились соотносить уместность проявления эмоций с конкретными ситуациями, важно обращать их внимание на чувства других людей. Если кто-то упал, то ему больно. Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали.

Получил в подарок не робота, о котором мечтал, а настольную игру – раздражение или обида здесь не уместны. Подаркам радуются.

Если взрослые уделяют внимание эмоциональному воспитанию своих детей, у них формируется эмоциональное предвосхищение.

Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»).

Благодаря развитию предвосхищения вырабатывается потребность соблюдать нравственные нормы. Эмоциональный интеллект дошкольников позволяет им уже в 4-5 лет сформировать внутреннее понимание нравственных понятий «хорошо» и «плохо».

Что мешает развитию эмоционального интеллекта

Взрослые могут создавать как благоприятный, так и нездоровый климат для становления эмоциональной сферы ребенка. Очень увлекательно изложена данная тема в книге Дж.Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Большой урон наносят родители, придерживающиеся следующих позиций:

  • Игнорирование отрицательных эмоций, которые испытывают их дети («покричит и перестанет», «что за выдумки: боится оставаться один в 5 лет» и пр.).
  • Запрет на проявление отрицательных эмоций (нельзя обижаться на маму, злиться на младшего).
  • Невмешательство в чувства ребенка, т.е., сочувствие родители проявляют, но не помогают малышу пережить нахлынувшую эмоцию и преодолеть ее.

Взрослые часто игнорируют детские негативные чувства, надеясь, что они пройдут сами по себе. И делают огромную ошибку. Подобный эмоциональный всплеск будет повторяться. Ребенок нуждается в помощи, чтобы отрицательные чувства рассеялись. Для этого взрослый должен поговорить с ребенком, разобраться вместе с ним, что произошло, какие чувства накатились, принять их вместе и решить, как с этим быть.

Очень интересно!

Пример. От старшего ребенка в семье требуют, чтобы он отдал игрушку младшему, так как с «маленькими нужно делиться». Старший обижен, но родители не обращают на это внимания. Хотя в этом случае крайне важно поддержать.

Скажите, что понимаете, как ему обидно; что вы сожалеете, что не купили каждому из детей такую игрушку. Подчеркните, что вы надеетесь договориться с ним, как со старшим, в то время как маленький еще не способен понять. И обязательно обсудите, чем бы интересно было заняться, помимо этой игрушки.

Невмешивающиеся родители вроде бы поддерживают своих детей сочувствием, но они не учат справляться с негативными эмоциями и завершать их переживания.

Взрослые должны усвоить, что не бывает плохих эмоций. Бывает плохое поведение, вызванное определенным чувством. Нельзя запретить что-либо чувствовать.

Родительская ответственность за эмоциональное развитие детей

Большую ошибку делают взрослые, потешаясь над асоциальными поступками дошкольников. Бывает, что ребенок скажет двусмысленность или откровенную пошлость (чего он, конечно же, не понимает), а у молодых родителей это вызывает безудержное веселье. Дошкольник автоматически относит свою выходку к положительным поступкам, радующим окружающих, и, разумеется, будет повторять. В подобных условиях эмоциональный интеллект делает опасный крен в своем развитии, и с большой долей вероятности это нарушение в подростковом возрасте выльется в настоящие проблемы.

Представление о социально правильном поведении сформируется у дошкольника только в том случае, если он освоит адекватное эмоциональное отношение к нравственным ситуациям. Ребенок должен однозначно понимать, что тащить кошку за хвост – не смешно, а возмутительно; дразнить сверстника – не весело, а подло и стыдно.

Если родители выразительно, в эмоциональном смысле, передают свое отношение к негативным выходкам дошкольника, он верно расценивает свой поступок. Появляется чувство вины, и в дальнейшем ребенок прекращает поведение, вызывающее порицание.

Дети получают самый наглядный пример, какие эмоции уместны в определенных ситуациях, как справляться с негативными чувствами, у своих родителей. И потом применяют те же способы проявления чувств. Развитие эмоционального интеллекта у детей невозможно без социальной ответственности взрослых.

Ссылка на основную публикацию