Детская одаренность – потенциал из неординарных способностей

Тема детской одаренности довольно полно изучена и освещена в психологической литературе. Талантливые дети и особенности их развития вызывают устойчивый интерес специалистов, которые подчеркивают ответственность взрослых за раскрытие дара, полученного ребенком от рождения.

Очевидно, что самая большая проблема ранней детской одаренности заключается в том, что взрослые могут проигнорировать особые способности ребенка, пытаясь подогнать его развитие под общепринятые стандарты. Поэтому так важно не только изучать одаренность дошкольников, но и разъяснять доступным языком родителям и педагогам особенности развития талантливых детей.

Детская одаренность и потенциал развития

Что такое детская одаренность в принципе? Прежде всего, это наделенность ребенка определенными выраженными способностями. Но не менее важно и второе условие – стремление ребенка проявлять эти способности в деятельности и вдобавок испытывать свои возможности в новых ситуациях.

Детская одаренность

Детская одаренность предполагает творческий потенциал, который включает и высокий уровень развития познавательных процессов, и наличие способностей, и потребностно-мотивационные рычаги, и личностные особенности ребенка. Этот творческий потенциал может развернуться, если будут тому способствовать условия.

Но в реальной жизни встречается много преград, подавляющих потенциал ребенка. Например, творческие задатки малыша могут быть чужды данной семье: ребенок наделен музыкальными способностями, в то время как его родители мало интересуются музыкой и не обращают внимания на это направление развития. Или же родители, заметив смышленость малыша, заваливают его интерактивными игрушками, чтобы тот надолго увлекся игрой и не отвлекал их от собственных дел.

Нет смысла рассчитывать на то, что, если ребенку посланы особые способности, то рано или поздно они проявятся. Детская одаренность нуждается в поддержке со стороны взрослых, но для этого они должны быть более осведомлены в данной теме.

Особенности детской одаренности

Развитие неординарных способностей ребенка в большой степени зависит от условий, которые ему обеспечивают взрослые. И это вовсе не развивающие игрушки, детские пособия и пр., хотя и они приносят пользу. Речь идет об иных условиях.

Ранняя детская одаренность имеет место только там, где родители и воспитатели обеспечивают детей психологической безопасностью и психологической свободой в их деятельности.

Психологическая безопасность проявляется в уважении к ребенку как к личности, каким бы маленьким он еще не был. В запретах и одергиваниях, в критике и безосновательном ограничении самостоятельности таланты не развиваются.

Психологическая свобода обеспечивается тем, что взрослые не допускают каких-либо ограничений в выражении ребенком своих чувств и переживаний. Малыш имеет полное право злиться, если у него что-то не получается; прыгать от радости, что ему удалась поделка, пусть и ценой измазанного клеем стола (многие взрослые пытаются в подобной ситуации вызвать у ребенка чувство вины).

Факторы развития неординарных способностей

При изучении детской одаренности рассматривают как интеллектуальный, так и личностный компонент. На развитие таланта определенно влияют три фактора:

  1. Задатки, заложенные в самом ребенке.
  2. Условия среды (какие условия созданы в семье, отношения с родителями и другими значимыми взрослыми).
  3. Личностный фактор (мотивация, познавательная активность ребенка).

Важна открытость опыту и доминирование самооценки. Если дошкольник ориентирован на результат, который похвалят взрослые, открытие для него не состоится.

Психологи практически единодушно заявляют, что стиль воспитания, преобладающий в конкретной семье, также сильно влияет на развитие одаренности дошкольника. Если родители подавляют ребенка своей авторитарностью, или с чрезмерной заботой ограждают малыша от самостоятельных действий, они не дают возможности развиваться его неординарным способностям.

Виды детской одаренности

Практическая психология выделяет несколько видов одаренности детей, которые наблюдается в дошкольном возрасте. Они охватывают все направления психофизиологического развития ребенка:

  1. Интеллектуальная одаренность, подразумевающая особо высокий уровень развития сенсорной чувствительности, мышления и памяти, который обеспечивает успешность в решении умственных задач.
  2. Креативность – склонность к нестандартным решениям, гибкость в мышлении, независимость в суждениях.
  3. Талант академических достижений, который выражается в быстром и успешном освоении чтения, математических основ, природных закономерностей.
  4. Художественный талант, который может проявляться в любой из областей искусства – изобразительной, музыкальной, литературной.
  5. Исключительные двигательные способности – отличное владение своим телом с точки зрения зрительно-двигательной координации, быстрый бег, выраженная прыгучесть, выносливость при физической нагрузке.
  6. Коммуникативный талант, который проявляется в очевидном лидерстве ребенка в общении со сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером.

Два первых вида, представленных в данном списке, часто называют общей умственной одаренностью. Важнейшей характеристикой такого таланта является выраженная мыслительная активность. Одаренные дети наделены интеллектуальными способностями и потребностью в умственном напряжении.

Художественный талант

Талант к художественным видам деятельности более понятен окружающим. Если дошкольник умело рисует с малых лет или точно напевает мелодию, все замечают эти творческие способности.

Что касается таланта в умственной деятельности, то одни родители за одаренность могут принять раннее освоение ребенком счета, а другие могут отмахнуться от сотни вопросов своего любознательного малыша, который активно стремится познать закономерности окружающего мира. Скорее всего, как в первом, так и во втором случае будет допущена ошибка. Поскольку счет малыш может легко освоить и без особых математических способностей, а за бесконечной чередой вопросов, возможно, скрывается талантливый пытливый ум.

Общая умственная одаренность

Изучением умственной одаренности детей занимались многие зарубежные и отечественные психологи: Дж.Рензулли, Е.П.Торренс, Дж.Гилфорд, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин…

Каждый из этих известных исследователей предложил свою модель детской одаренности. В чем-то они перекликаются, и чем-то разнятся между собой. Однако каждая модель представляет структуру умственной одаренности. Называются от трех до пяти компонентов, которые в совокупности составляют одаренность конкретного ребенка.

В большинстве научных подходов структура общей умственной одаренности включает следующие составляющие:

  1. Интеллект (конвергентное мышление).
  2. Креативность (дивергентное мышление).
  3. Личностный компонент (мотивированность, индивидуальные особенности).

Какой из компонентов самый весомый в проявлении умственного таланта, ученые до сих пор не определились. Тем более что на разных этапах развития, а также в различных социальных условиях, ведущим может оказаться любой из них. Но одаренность проявляется только в том случае, когда они работают в комплексе.

Известный исследователь особенностей одаренных детей Н.С.Лейтес предложил рассматривать повышенную потребность ребенка в умственной деятельности в качестве фактора самой одаренности. Действительно, каким бы высоким ни был интеллект ребенка от природы, он не будет задействоваться в полную силу без ненасытного желания познавать и обдумывать.

Признаки умственной одаренности в дошкольном возрасте

Как вытекает из изложенного выше, сложнее всего «опознать» умственный талант. Интеллектуальное развитие многих дошкольников соответствует высокому уровню, который является определенной планкой возраста. Но далеко не каждый из таких детей обладает неординарными интеллектуальными способностями.

В младшем дошкольном возрасте признаками умственной одаренности может быть постановка цепочки вопросов. Ребенок пытается нечто уяснить для себя и задает уточняющие вопросы.

Способный дошкольник 5-6 лет отличается постановкой проблем в своей мыслительной деятельности. Познавательная активность приобретает эмпирический характер. Привычные «почему» уже больше заменяются «Как сделать, чтобы…», «Из-за чего это происходит?..», «Что на это влияет?..» и подобные уточнения.

О повышенной умственной деятельности могут свидетельствовать и следующие характерные особенности ребенка:

  1. Много знает из того, что еще недоступно его сверстникам. Как правило, это научные знания, природная и космическая сфера и пр.
  2. Логически и ясно рассуждает, не путаясь в мыслях; устанавливает причинно-следственные связи.
  3. Решает логические задачи, требующие умственных усилий и цепочки действий или рассуждений.
  4. Оригинально мыслит и предлагает оригинальные решения. Не боится выдвигать невероятные идеи.
  5. Быстро реагирует на все новое, проявляет выраженный интерес.

Такая мыслительная и наблюдательная активность является важным признаком умственной талантливости ребенка, поскольку его интересуют задачи, для решения (или понимания) которых требуется как можно более объективный анализ свойств окружающей действительности.

Главная же специфика детской умственной одаренности, по мнению выдающегося педагога-психолога Л.С.Выготского, заключается не в ускорении интеллектуального развития, а в «более полном освоении тех форм действенного опосредствования, которыми характеризуются умственные способности дошкольника». Этим принципом руководствуются педагоги, организуя систему работы с одаренными детьми в ДОУ.

Ссылка на основную публикацию