Развиваем дивергентное мышление у дошкольников

На то, как мыслит и высказывается дошкольник, влияют особенности протекания его мыслительных процессов. Взрослые видят свою задачу в том, чтобы развивать логический и последовательный подход в суждениях детей, упуская развитие дивергентного мышления у дошкольников. Разберемся, что это за вид мышления, и как его формировать в дошкольном возрасте. 

Особенности дивергентного мышления

В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами, малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.

Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.

Оригинальное мышление в действии

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.

Характеристика дивергентного типа мышления

Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

  1. Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.
  2. Беглость – свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
  3. Оригинальность – способность находить нестандартные решения.
  4. Способность к детализации – умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Признаки проявления дивергентного мышления у детей

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дивергентное мышление

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

Задания на развитие дивергентного мышления у дошкольников 

Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

Задания на развитие беглости

  1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
  2. Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
  3. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

  1. «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
  2. Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
  3. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

  1. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
  2. Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
  3. Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

  1. Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
  2. Инструкция: Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
  3. Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector