Осведомленность ребенка как основа познавательного развития дошкольника

Осведомленность ребенка может формироваться самопроизвольно, в повседневной жизни. Нередко так и происходит, если родители не особо уделяют внимание развитию детей. Гораздо больший прогресс наблюдается при условии целенаправленного развития лексического запаса ребенка, освоения новых понятий, рассуждений об окружающих объектах и явлениях. Только при регулярном участии взрослого ребенок получает всесторонние знания об окружающем мире, системные представления о живой и неживой природе, определенное понимание социальных отношений.

Актуальность вопроса развития кругозора дошкольника

Развитие ребенка совершается благодаря его активному взаимодействию с окружающим миром. Ежедневные наблюдения, причастность к быту и общественным отношениям помогают детям понять многое из того, что их окружает – узнать новые понятия, осознать их суть, уяснить некоторые последствия событий и поступков.

Познание окружающего мира

Однако обыденного детского наблюдения и естественной сопричастности к повседневной жизни не достаточно для полноценного развития кругозора ребенка.

Дети в силу своей высокой эмоциональности и любознательности быстро увлекаются новыми объектами и делами, но столь же быстро и охладевают к ним. Поэтому познание, запоминание и постижение сути чего-либо нового может пройти мимо, так и не добавив пользы в копилку осведомленности ребенка.

В дошкольные годы ребенок должен накопить лексический запас не менее 4000 слов, охватывающий различные темы и стороны жизни. Общая осведомленность ребенка включает бытовые темы и мир природы, доступные сведения о транспорте и о распространенных профессиях, знания о временных интервалах и временах года, знакомство с героями популярных детских произведений и пространственными ориентирами, а также многое другое.

Многие знания являются базовыми (которыми должен владеть каждый человек, чтобы полноценно функционировать в современном социуме), и усваиваются в дошкольном возрасте. Они оказывают значительное влияние на психическое развитие ребенка и обеспечивают успешный переход к систематическому школьному обучению.

В помощь статья: Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс.

Взаимосвязь осведомленности и мышления

Иногда от взрослых (в том числе, от педагогов) можно слышать заявления, что «важна не осведомленность дошкольника, а его умение мыслить». Вряд ли в отношении этого вопроса стоит определять, что важнее. Мыслительные способности ребенка, безусловно, нужно всесторонне развивать. Однако насколько полноценно будет включаться мышление, если у ребенка ограниченный лексический запас, узкий понятийный аппарат, отсутствует понимание сути многих предметов и явлений?

Когда ребенок старается осознать и запомнить новое понятие, он ищет аналогию ему в уже имеющихся у него знаниях. Осваивая новое слово, ребенок ориентируется на функциональный признак объекта, обозначенного этим словом. Например, «Самолет сам летит», «Грибок, как зонтик для разных букашек» и пр. Другими словами, постигая незнакомое прежде, дошкольник задействует мышление.

Книга - помощник осведомленности

Точно также работают умственные механизмы в обратном процессе: ребенок подбирает подходящие слова, чтобы выразить свои размышления, пожелания, умозаключения. Разумеется, дети младшего дошкольного возраста имеют крайне ограниченный активный словарик, поэтому у них преобладает ситуативная речь («Хочу то», «Собачка побежала туда» и пр.). К счастью, словарный запас дошкольника стремительно увеличивается, причем ежедневно. И вот уже 5-летний ребенок рассуждает о динозаврах, употребляя такие термины, о которых слышал не каждый взрослый.

Соответственно, вопросы ребенка до 4-х лет направлены на познание конкретных предметов и явлений, которые наблюдаются в непосредственном окружении («У собаки только ноги, а где ее руки?..»). Дошкольники 5–6 лет способны шагнуть дальше непосредственного восприятия. Они задают вопросы познавательного характера, связанные с более широким спектром («Когда гром гремит, в другом городе его слышно?..»).

Именно осведомленность помогает ребенку установить связи между объектами, понять закономерности, выявить причины возникновения явлений. Дети сначала выясняют «Что это», а затем уточняют с помощью вопросов и рассуждений все, что их интересует в связи с этим предметом или явлением.

Способы и приемы повышения осведомленности детей

Осведомленность ребенка проявляется в том, как много понятий (значений слов, характеристик, интуитивных определений) он знает и насколько уместно использует их в речи.

Особенностью дошкольного возраста является предметное восприятие (Вот чашка, мяч, цветок… Это стук, звонок, чириканье птичек…). Поэтому, получая информацию, дошкольник открывает для себя новое понятие в сопровождении конкретного образа. Задача взрослого – расширить представление ребенка о новом понятии.

Обратимся к наблюдаемому сюжету из реальной жизни.

Бабушка с малышкой 3–4 лет прогуливаются в зимний день вдоль территории школы. Время уроков, двор совершенно пустынный. Бабушка, обращаясь к ребенку, говорит: «Вот школа». Девочка явно оживляется, смотрит в направлении, куда указывает бабушка, некоторое время оглядывает территорию и удивленно спрашивает: «Где школа?..». В ответ слышит задумчивый голос бабушки: «Да вот же школа…». Малышка растерянно, но настойчиво повторяет свой вопрос.

И наконец-то взрослая женщина спускается с высоты своей привычной базы знаний до уровня 3-летнего ребенка и начинает объяснять, что «в этом большом доме есть парты, за ними сидят мальчики и девочки и пишут в тетрадках». По реакции девочки видно, что ей становится понятным, о чем говорит бабушка, и она живо заинтересовывается этим «большим домом» под названием «школа».

Этот пример ярко иллюстрирует, как ребенок воспринимает новое понятие (или явление), присваивает знание о нем, и это понятие закрепляется в его памяти в виде определенного образа. Картинка очень конкретна, и ребенку еще невдомек, что знакомое ему слово может означать нечто иное (заметим, что речь не об омонимах, а об одном и том же объекте). Скорее всего, наша маленькая героиня уже «играла в школу», либо наблюдала, как обыгрывают другие дети данный сюжет. У нее сложился образ школы, в котором есть ученики, сидящие за партами и пишущие в тетрадках. Во время описанной зимней прогулки девчушка «открыла» для себя новое значение слова «школа».

Обогащению речи дошкольника и повышению его осведомленности способствуют простые приемы, органично включенные в ежедневную жизнедеятельность:

  1. Взаимодействуя с ребенком, взрослый должен как можно больше и понятнее комментировать действия («Наденем тебе синюю курточку, застегнем «молнию»… Это застежка так называется – молния или замок»). Из подобных комментариев какие-то слова будут уже известны ребенку, некоторые станут открытием. Не все дошкольник запомнит с первого раза, однако при повторениях день ото дня его словарный запас будет расширяться.
  2. При чтении сказок и других детских произведений следует обращать внимание ребенка на новые слова, пояснять их значение, приводить в пример аналогии. Такой подход принесет двойную пользу – будет расширять осведомленность и прививать дошкольнику интерес к книгам.
  3. В любых подходящих условиях вовлекать ребенка в словесные игры. Мама готовит обед – называют вместе с малышом посуду; во время прогулки – обсуждают встречающиеся виды транспорта, растения в парке; отправившись за покупками – выделяют продукты питания и гигиенические средства и пр.
  4. Предлагать ребенку дать объяснительное определение какому-либо объекту (например, рюкзак – это сумка, у которой есть специальные ручки или ремни, чтобы можно было носить на спине, подсолнух – это растение с большим цветком, похожим на солнышко, и желтыми лепестками).
  5. Просить ребенка сопровождать рассказом свои действия. Вербализация заставляет подбирать подходящие слова, тренирует речевые навыки дошкольника и способствует расширению его активного словаря.

Активное содействие развитию осведомленности ребенка не только расширит запас знаний. У дошкольника появится интерес к получению знаний, мотивация к познавательной деятельности, желание систематически получать новую информацию.

Ссылка на основную публикацию