Содержание
В семье важное событие. Ребенок идет в детский сад. Весь уклад его жизни меняется. Малыш впервые окажется в неизвестном пространстве, в новом и незнакомом окружении. Меняется и его социальное положение. В семье он был центром внимания. В детском саду любой ребенок – один из многих таких же деток, член детского коллектива. Малышу предстоит привыкать к новому режиму дня, получать новые знания, взаимодействовать с окружающими. Все впервые. Сложная задача даже для взрослого. Поэтому у многих дошкольников процесс адаптации продолжителен. Чтобы его облегчить, необходимо подготовить ребенка к детскому саду.
Главные аспекты подготовки ребенка к посещению детского сада
Практические наблюдения показывают, что адаптация детей к дошкольному учреждению имеет три степени: легкая (от 1 дня до 7), средняя (от 7 дней до месяца), тяжелая (от месяца до трех).
Чтобы привыкание к ДОУ прошло быстрее, родителям необходимо знать, на что обратить внимание, и как они могут подготовить ребенка к садику.
Основных моментов несколько, и в комплексе они охватывают все важные стороны принятия ребенком новых условий при посещении детского сада:
- укрепление здоровья малыша;
- социализация;
- овладение культурно–гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
- режим дня;
- домашнее меню;
- информация для ребенка.
Остановимся на тех условиях, которые родители могут и должны предварительно внести в жизнедеятельность ребенка, чтобы способствовать плавной адаптации.
Согласование режима дня
Дошкольники с трудом привыкают к режиму дня детского сада. Дома он более гибок, построен на индивидуальных биологических часах ребенка. А иногда он бывает хаотичным, потому что родители не придерживаются четкого распорядка дня. Поэтому в детском саду дошкольнику сначала сложно находиться в определенных режимных рамках.
Перед посещением крохой ДОУ родителям необходимо приблизить режим дня дома к детсадовскому групповому. Для этого важно узнать у воспитателей, в какое время в группе прием пищи, прогулка, тихий час. С учетом раннего подъема должно быть определено время пробуждения и подготовки к ночному сну.
Детский досуг тоже необходимо регулировать. Подвижные игры целесообразно проводить в дневное время, а спокойные перед сном. Постепенно ребенок привыкнет, и такой подход позволит избежать утренних капризов и слез.
Меры по повышению иммунитета малыша
Организм ребенка, начинающего посещать ДОУ, испытывает огромный стресс. Это приводит к его ослаблению. Малыш начинает часто болеть. Если дошкольник 1–3 лет болеет в год более шести раз, он считается часто болеющим. Поэтому очень важно предварительно принять меры к повышению иммунитета.
Для этого необходимо:
- Обратить внимание на витаминную поддержку организма (овощи, фрукты, ягоды, зерновые, бобовые и др. качественные продукты).
- Контролировать сбалансированность питания. Кормить ребенка не только, ориентируясь на его предпочтения, а заботиться о балансе полезной еды.
- Проводить закаливающие процедуры. Это воздушные и солнечные ванны, закаливание водой (чередование низких и высоких температур). Чтобы ребенок быстрее привык к процедурам, можно начинать с тех, которые ему больше нравятся. Впоследствии их можно разнообразить.
- Заняться физической активностью малыша. Это утренняя гимнастика, подвижные игры, общеразвивающие упражнения.
Лучшее время года для начала посещения дошкольного учреждения – лето. Теплая погода и преобладание игровой деятельности на летних площадках станут союзниками в привыкании ребенка.
Формирование навыков самообслуживания
Каждый ребенок должен владеть навыками самообслуживания в соответствии со своим возрастом. Если малыш пришел в детский сад и умеет себя обслужить, ему будет проще адаптироваться к новым правилам группы.
Что дошкольник должен уметь делать самостоятельно:
- принимать пищу;
- частично одеваться и раздеваться;
- вешать свои вещи на стульчик;
- мыть руки и умываться;
- пользоваться туалетом.
Конечно, все это он делает под контролем взрослых, которые при необходимости оказывают помощь. Например, малыш сам надел курточку, но не может застегнуть замок. Взрослый приходит на помощь, предварительно похвалив кроху за самостоятельность.
Формирование навыков происходит с помощью игровой мотивации и личного примера. Например, малышу предлагают помыть руки, а зайчик будет наблюдать за тем, как он это делает. Чем старше становится ребенок, тем большую самостоятельность он обретает. Уже в два года дошкольник может контролировать свои физиологические потребности, при напоминании пользоваться носовым платком, аккуратно есть. Уровень навыков самообслуживания у детей – это показатель их самостоятельности.
Элементы социализации и эмоциональный настрой
Оказавшись в окружении незнакомых взрослых и сверстников, малыш сталкивается с трудностями социализации. Ему необходимо изменить свое поведение и научиться вступать в контакт с окружающими. На начальных этапах это приводит к тому, что ребенок не хочет идти в детский сад, плачет и капризничает.

Пусть малыш чаще контактирует со сверстниками на детской площадке, родители ходят с ним в гости, оставляют на некоторое время с родственниками и друзьями.
Нельзя забывать о воспитании эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, умении делиться игрушками. Необходимо поощрять стремление пожалеть или помочь. Все это поможет ребенку в социальном развитии.
Очень важен эмоциональный настрой. Поэтому еще до поступления в группу ДОУ необходимо рассказывать дошкольнику о детском саде, показывать мультфильмы, читать и рассказывать сказки. Это поможет настроить его на позитивное отношение к ДОУ.
Как подготовить ребенка к детскому саду в 2 года
Особые рекомендации родителям относительно эмоциональной составляющей подготовки 2-летнего малыша к ДОУ.
Желательно предварительно прийти с ребенком в детский сад, показать ему участки и играющих детей. Можно попросить разрешения предварительно посмотреть группу, игрушки, познакомить с педагогами. Обязательно нужно рассказывать о ДОУ с позитивом, стараясь вызвать интерес и желание пойти в группу.
Интересный прием – игра, в которой игрушки идут в детский сад. Можно самим придумывать сказки, в которых зайчика (белочку) мама привела в группу, и он там весело провел время до ее прихода.
Родителям необходимо обратить внимание на меню. Питание детей в ДОУ отличается от домашнего. Поэтому необходимо вводить в рацион дошкольника блюда, которые предлагают в ДОУ. Например, запеканки, каши, салаты из свеклы. Это поможет избежать проблем с аппетитом во время посещения детского сада.
Что поможет настроить ребенка 3–4 лет на посещение ДОУ
В 3–4 года адаптация к детскому саду проходит проще. Психологически дети готовы к новым контактам, самостоятельности, легче принимают новые правила. Иммунитет в этом возрасте более устойчив к заболеваниям, чем у детей до 3-х лет.
Чтобы настроить ребенка на новый этап в жизни, родителям необходимо:
- В присутствии малыша рассказывать знакомым, что он уже вырос и скоро пойдет в детский сад. Понятие «уже большой» очень важно для дошкольника.
- Рассказывать о дошкольном учреждении, играх с другими детьми, красивых игрушках, которыми снабжены группы. Тем самым взрослые вызывают у малыша интерес к предстоящему событию.
- Проходя мимо территории детского сада, необходимо обратить внимание дошкольника на особенности участков, архитектурные формы, специально оборудованные территории (спортивная площадка, Тропа здоровья, тематические уголки Экологической тропы).
- Родители могут поиграть с малышом в игру «Детский сад», моделируя посещение ДОУ.
- Совместно подготовить пакет со сменной обувью и необходимыми вещами.
- Подобрать игрушку, которую ребенок может взять с собой. Любимая игрушка будет ассоциироваться с домом. С ней ребенок может играть, и ему будет легче засыпать в тихий час, когда игрушка рядом.
Такая предварительная подготовка малыша к посещению детского сада поможет избежать проблем, возникающих в период адаптации.