Как протекает социальное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольник, как и любой взрослый человек, живет в социуме. Социальное окружение ребенка имеет пока довольно малый радиус, однако в этом поле витают интересы, ценности, желания, контакты, действия, поступки, характеры. Необходимо адаптироваться ко всем этим условиям, учиться общаться и осознавать себя частью этого многогранного поля. Социальное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное. Чем лучше дошкольник усвоит «науку ориентации в обществе», тем легче он будет налаживать отношения в школьные годы и во взрослой жизни.

Что понимают под социальным развитием дошкольника

В раннем возрасте малышу достаточно взаимодействия с членами семьи. Начиная с 3-летнего возраста, имея свои интересы и мотивы, он все активнее контактирует с окружающими людьми.

Социализация дошкольников

Чем старше становится ребенок, тем больше возникает потребность общения со сверстниками. Старший дошкольник стремится наладить контакты, влиться в «группу по интересам». Для этого ему необходимо уметь знакомиться, вести диалог, соблюдать правила, учитывать интересы других, сопереживать.

Социальное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплекс важных составляющих, помогающих адаптироваться к обществу с его правилами, традициями, культурой:

  1. Формирование навыков общения и способов поведения с другими детьми и взрослыми.
  2. Усвоение правил и ценностных ориентаций общества.
  3. Формирование системы нравственных норм и суждений.

Главный инструмент в социализации ребенка – это непосредственное общение, погружение в реальную коммуникативную практику. Только проявляя активность, дети получают возможность усвоить нормы, ценности, правила общества.

Социальная активность ребенка формируется и проявляется на основе того, как он контактирует со сверстниками и взрослыми, какие формы общения применяет, что побуждает его к действиям и поступкам.

Очень важно развивать коммуникативные способности в детском возрасте. Если ребенок не владеет навыками коммуникации, он плохо социализируется, у него возникают проблемы в коллективе сверстников. Он чаще всего одинок, ему сложно завести друзей, он пассивен или агрессивен при высказывании своей точки зрения, плохо определяет эмоции и чувства собеседника, не может поддержать диалог. Научить его этому – задача взрослых.

Социальные факторы развития ребенка

Социальными факторами развития ребенка являются постоянно действующие обстоятельства, влияние которых на развитие ребенка неизбежно. К ним относятся семья, детский сад, школа, окружающая среда, СМИ, детская субкультура.

Влияние социальных факторов динамично, поскольку от года к году меняется их первейшая значимость и воздействие на ребенка. В то время как для 3-летнего малыша всей его вселенной является семья, то к 6-7 годам дошкольник в большой степени ориентируется на интересы сверстников и ценности детского сада, т.е., доминирующих социальных групп.

Родители дают первые знания о правильном поведении в обществе, учат правилам общения, основам этикета, учат разрешать конфликтные ситуации. Семейные отношения являются примером общения с окружающими людьми. Детский сад, кружки, секции, игры во дворе дают возможность общаться со сверстниками. Дошкольник  учится адаптироваться в незнакомом обществе. В дальнейшем школа закрепляет эти умения.

Огромную роль играет телевидение, литература, интернет. Этот информационный поток необходимо использовать дозировано, в соответствии с возрастом дошкольника. Необходимо, чтобы он находился под контролем взрослых.

Развитие социальных навыков детей в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие ребенка опирается на две пересекающиеся сферы: общение со взрослым и общение со сверстниками. Контактируя со взрослыми, дошкольник воспринимает их как наставников и перенимает их социальный опыт.

В общении со сверстниками ребенок ощущает себя активным деятелем, который и учится чему-то, и поучает других. По сути, это полноценные условия для освоения коммуникативных умений:

  • знакомиться с другими людьми;
  • вести диалог и получать информацию;
  • сопереживать;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • высказывать свою точку зрения, давая оценку;
  • уметь признавать свои ошибки и извиняться;
  • работать в команде.

Привитие нравственных и этических норм

Малыши довольно рано начинают осмысливать категории хорошего и плохого, доброты и зла. Они ощущают проявление этих сторон по отношению к себе и при этом реагируют радостью или испугом и плачем. Не так много времени отделяет от того момента, когда ребенок начнет понимать многие свои действия, как хорошие или плохие.

Чтобы разобраться с другими этическими и нравственными нормами, дошкольнику нужна помощь. Шаг за шагом ребенка учат ответственности, сочувствию, сопереживанию, милосердию, доброте, честности, уважению. Основу закладывает семья.

Личный пример – главный помощник в нравственном воспитании ребенка. Родители помогают другим людям, выбирают вербальный способ убеждения, осуждают физическое насилие, заботятся о старшем поколении – ребенок берет за основу эту концепцию. Все эти качества формируются во взаимодействии дошкольника с родителями и близкими людьми.

Развитие социальных навыков

Это могут быть общие домашние дела, труд, отдых, праздники. Нельзя одобрять негативное поведение. Хороший поступок требует словесного поощрения.

Большую роль в нравственном воспитании ребенка играют беседы, рассуждения о наблюдаемых ситуациях, обсуждение тематических мультфильмов и литературных произведений.

Действия героев сказок и детских рассказов сопровождаются социально значимыми эмоциями – сопереживанием, одобрением, сочувствием. Следует направлять внимания ребенка на эти чувства, и этим способствовать развитию у него эмоционального интеллекта, отвечающего за безопасное и осознанное проявление чувств в отношениях с окружающими.

Формирование навыков коммуникации

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает, как необходимость и впоследствии формируется в жизненной практике. В 3 года общение со сверстниками становится необходимостью. Начинают развиваться коммуникативные способности.

Мотивы к общению у дошкольников:

  • Потребность к активной деятельности («Давай играть вместе»).
  • Потребность во впечатлениях («Что ты делаешь?»).
  • Потребность в признании («Я красиво нарисовала, посмотри!»).

Взрослым необходимо подталкивать детей к общению. Например, ребенок хочет поиграть с игрушкой сверстника. Мама предлагает самому попросить. Если ребенок маленький, взрослому необходимо контролировать действия. Дети старшего возраста имеют подобный опыт. Малыш попросил и получил игрушку – необходимо напомнить, чтобы он обязательно поблагодарил. Если ему было отказано, то взрослому необходимо разрешить конфликтную ситуацию.

Социальное развитие дошкольников в детском саду

Детский сад – эффективная площадка для социального развития детей, проверенная многолетним опытом. Педагоги ДОУ обеспечивают многогранные развивающие условия:

  1. Организуют предметно-развивающую среду. Играя, дети получают представление о профессиях, примеряют на себя разные социальные роли, развивают способности методами театрализации.
  2. Мотивируют детей на общение, используя, как специальные занятия, так и бытовые моменты. (Хочешь, чтобы помогли, попроси. Не забудь слова «пожалуйста» и «спасибо»).
  3. Поощряют выражение своих чувств и эмоций («Расскажи, почему ты грустишь») и эмоций окружающих («Варя плачет, потому что ей обидно).
  4. Организуют самостоятельную деятельность детей. Дошкольники сами определяют род занятий и решают, с кем из сверстников предпочтут взаимодействия.
  5. Работают с детьми, испытывающими проблемы в коммуникации. Подключают сотрудничество с педагогом-психологом ДОУ для коррекционной помощи ребенку.

Поведение детей в детском саду регулируется общими правилами нахождения в коллективе. Не поощряется агрессия, ложь, конфликтность, излишняя обидчивость, использование «плохих» слов. От усвоения этих норм во многом зависит дальнейшая социализация ребенка в школе.

Например, Сережа часто обижается на сверстников по пустякам. Дети не берут его в свои игры. «Ты всегда обижаешься! Не будешь с нами играть!». Мальчику приходится играть самому. Это не интересно. Он старается приспособиться, сдержать эмоции. Просит принять в игру: «Я не буду обижаться». Едва ли дошкольник сразу сдержит обещание, но опыт приобретет.

Развитие умения общаться в коллективе сверстников

В детском саду подавляющее большинство игр и занятий организуются в соответствии с принципом «Мы вместе». Это дает возможность каждому ребенку чувствовать себя частью определенного коллектива. Как следствие, дошкольник учится подстраивать свое поведение под требования коллектива.

Например, дети собираются играть в сюжетно-ролевую игру «Семья». Распределяют роли. «Я – мама, Миша – папа, Лена – дочка». Желающих играть больше. Им тоже находятся роли: «Я буду играть с вами. Буду бабушка»; «А я сестра»; «Я буду папин брат, как дядя Петя». Игра начинается. Сюжет разворачивается, и дети вступают в диалоги.

Но не всегда ситуации протекают так гладко. Могут возникнуть споры и в распределении ролей, и по составу участников, и в отношении правильности игровых действий. Чтоб игра состоялась, детям приходится договариваться, в чем-то уступать, придумывать дополнительные правила.

Также в детском саду для формирования и развития навыков коммуникации детям дают небольшие поручения, организуют коллективную трудовую деятельность. Например, в подготовительной группе воспитатель предлагает Арине, Севе и Маше полить цветы в «Уголке природы». Детям необходимо взять орудия труда и договориться, кто из них какие цветы будет поливать.

Таким образом развивается ситуативно-деловая форма общения – базовый каркас коллективного взаимодействия.

Знакомство с ценностями и традициями общества

Одно из направлений социального развития детей – это знакомство с традициями общества, в котором они живут. Основы закладываются в семье. Дошкольное учреждение значительно расширяет знания и опыт детей в этом отношении, организовывая досуг и тематические мероприятия.

Путем синтеза музыкальных занятий, изобразительного искусства, художественного слова доступно детскому восприятию прививают дошкольникам интерес к народным традициям и культурным ценностям. Происходит глубокое понимание и принятие окружающего мира.

У детей возникают праздничные сезонные ассоциации. Благодаря тематическим мероприятиям их пониманию открывается, почему осень называют щедрой хозяйкой. Конец зимы все прочно связывают с народным праздником «Масленица». Детям рассказывают о масленице сказки, стихи, загадки. Взрослые пекут блины, можно сходить на веселую ярмарку и понаблюдать за сжиганием чучела.

Подготовка к роли ученика

В старшей и подготовительной группе значительное место занимает подготовка детей к школе. Дошкольнику предстоит смена социальной позиции, ведущей деятельности, социального окружения и т.д. Формирование внутренней позиции школьника и желание стать учеником составляют социально-коммуникативную готовность к школе.

Дети примеряют роль «ученика» в сюжетно-ролевой игре «Школа». Они усваивает новые понятия «класс», «урок», «сидеть за партой». Правила игры приучают дошкольников к организационному ритму школы, знакомят с правилами.

Будущим первоклассникам важно привыкать работать в коллективе. Педагог организует специальные занятия, совместные игры, трудовую и творческую деятельность.

Например, коллективное рисование по теме «Весна пришла». На листе ватмана дети вместе рисуют весенние изменения в природе. Каждый из них определяет свою зону деятельности. Дошкольники договариваются кто, что и где будет изображать. От качества взаимодействия зависит результат их совместной работы.

У детей формируется умение выполнять задание вместе, планировать, общаться, помогать друг другу, уступать, радоваться успехам сверстников. Коммуникативные навыки, получаемые детьми во время пребывания в детском саду, помогут им легче адаптироваться к новому коллективу.

В завершение подчеркнем, что социальный опыт ребенка накапливается благодаря его включенности в социальную среду и активному взаимодействию с окружающими. Чем шире и полнее будет этот круг, тем больше возможностей для развития получит дошкольник.

Ссылка на основную публикацию