Как справиться с гиперактивностью в дошкольном возрасте

В современные годы гиперактивность у детей дошкольного возраста нередко пугает родителей, в результате чего они спешат обратиться к врачу, чтобы тот назначил лечение для их неспокойного ребенка. В некоторых случаях лечение, действительно, нужно. Но эти случаи редки. В подавляющем большинстве ситуация иная: гиперактивные дети нуждаются не в лечении, а в аккуратном отношении, которое придержит буйство активности ребенка и направит ее в полезное развивающее русло.

Проблема гиперактивного поведения дошкольников

Человеческое существо — невероятно сложная система. Активность, как и многие другие особенности, прищеплена каждому индивидууму от природы в различных порциях. Ее гораздо больше у людей с сангвиническим и холерическим темпераментом, нежели у меланхоликов и флегматиков.

Гиперактивность

Если двигательной активности настолько много, что она превращается в бесконечную суету, импульсивные действия, сопровождаемые повышенной возбудимостью, говорят о гиперактивности.

Данная особенность проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, доставляя проблемы, как самому ребенку, так и окружающим.

С возрастом чрезмерная активность постепенно снижается и обретает приемлемые берега. Поэтому перед родителями стоит вполне определенная задача – терпеливо управлять беспокойным поведением ребенка и помогать ему справиться с перевозбуждением.

Проблема усугубляется тем, что взрослые зачастую не готовы проявлять терпение по отношению к непростому поведению ребенка. Их выводит из себя его двигательная расторможенность и постоянная заведенность. Только что ребенок безудержно смеялся, а через несколько минут он так же безудержно рыдает.

Все это утомляет и раздражает родителей и воспитателей. И вместо того чтобы подобрать подходящий способ снижения сверхактивности, они предпочитают обратиться к врачу в надежде на волшебные усмиряющие пилюли.

Тем временем, взрослым полезно было бы учитывать, что избыточная подвижность и чрезмерная эмоциональность детей – явление временное. Придет время, когда родителей будет выводить из себя неуместная, на их взгляд, пассивность повзрослевших отпрысков. И что тогда, вновь бежать к доктору за лекарством?..

Будет гораздо эффективнее, если взрослые узнают больше о том, чем обусловлена гиперактивность в дошкольном возрасте, и призовут на помощь свою выдержку, чтобы вместе с ребенком придать допустимые формы выражения бьющему через край потоку энергии.

Причины гиперактивности у детей дошкольного возраста

В детстве у многих детей тип нервной системы имеет больше сангвинических черт, нежели они будут проявляться в более взрослый период жизни. И флегматичный ребенок может иногда вести себя как сангвиник, и меланхолик может проявить активность выше привычной нормы. Если же сангвинический темперамент вырывается за свои границы у детей, которые и так активны от природы, имеет место гиперактивность.

Холерики, особенно мальчики, тяжело переносят недостаток активности. Бывает так, что постоянно одергиваемый взрослыми ребенок не выдерживает порог нервно-психического напряжения. У него накапливается перевозбуждение, которое выплескивается в неконтролируемую чрезмерную активность. Ребенок «расходится» вовсю.

Взрослым нужно осознать, что дошкольник не слушается их призывов прекратить и ведет себя так не назло им, а потому что не в состоянии себя сдержать. Лучшее, что могут предпринять в этом случае родители, — обезопасить движения ребенка и дать возможность выплеснуть накопившуюся энергию в шумных подвижных экспрессивных играх.

Особенности гиперактивных детей дошкольного возраста

Гиперактивные дети безошибочно узнаваемы. Они суетливы, непоседливы, их всегда видно и слышно на фоне других детей. С одной стороны, сверхактивный ребенок вроде бы вовлечен в какое-то дело или игру. Но с другой стороны, не завершив начатое, он уже хватается за другое.

У такого ребенка выражены проблемы с вниманием, ему сложно сосредоточиться даже на пару минут. Расторможенность проявляется как в движениях, так и в эмоциональных состояниях. Настроение меняется из крайности в крайность, провоцируя ребенка на неконтролируемые выходки.

Двигательная расторможенность

Ребенок с гиперактивностью хотел бы держать себя в руках. Но это выше его возможностей. Не созрела еще в нем та сила, которая помогла бы сдерживать и направлять его волевые усилия. Неосознанно дошкольник ожидает от взрослого энергичного и решительного поведения, которое обуздало бы его детские бури.

Гиперактивный ребенок не может усидеть или устоять на месте. Он вертится, сползает со стула, извивается, даже если его держит взрослый за руку. Очевидно, что при таком поведении невозможно сосредоточиться, сконцентрировать внимание.

Родители неоднократно наблюдают, как по-особенному смотрит книжки их неспокойное дитя. В то время как другие дети вглядываются в яркие иллюстрации, указывают на интересные детали, гиперактивный дошкольник едва смотрит на картинки. Он хочет переворачивать страницы дальше и дальше, не проявляя никакого интереса к изображениям.

При такой избыточной физической активности движения происходят совершенно бесцельно. И хотя они непроизвольны, происходят помимо внимания ребенка, сосредоточиться на конкретном объекте в условиях такой суеты он не в состоянии.

Если судьба подарила взрослым подобного ребенка, им предстоит нелегкая задача найти то занятие, которое хотя бы на непродолжительное время удерживало его внимание.

Практика показывает, что некоторых шустряков увлекает изобразительная деятельность. Только не в виде обычного рисования. Это может быть нанесение красок на лист бумаги руками, или получение изображения с помощью кляксы (нанести любой мазок, согнуть лист пополам, чтобы отпечаталось изображение на другой стороне листа, и придумать, что получилось в итоге).

Главное, что родители должны проявить максимум терпения, а не раздражаться в ответ на расторможенность ребенка. Участие взрослого должно быть понимающим. Ни в коем случае нельзя допускать иронии, и тем более, наказаний.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка дошкольника

Родителям необходимо как можно чаще бывать со своим сверхактивным малышом на открытых площадках, а не сидеть в стенах комнат, где ему тесно.

Выход активности

Пусть ребенок бегает в парке или на дачном участке, валяется на травке, кувыркается в осенней листве. Только маме или папе в это время не стоит сидеть на скамейке, поглядывая в свой смартфон. Важно принять участие – поиграть в догонялки, обсыпать листвой, покружить ребенка и пр. Подобные игры позволят не только выплеснуть двигательную энергию, но и внесут эмоциональную разрядку.

Полезны занятия на песке – от обычной песочницы во дворе до ящика с песком, который является непременным атрибутом песочной терапии. Песок – особенный природный материал, поглощающий избыточную энергию. Дети любят погружать руки в сухой песок, лепить куличики из влажного песка, создавать сюжетные картины, используя маленькие игрушки и подручные средства.

Важно учитывать, что только взрослый может удержать гиперактивного ребенка сначала совсем на непродолжительное время, но затем все на более длительный интервал за определенным занятием.

Нельзя отправлять расторможенного ребенка в группу сверстников, с надеждой, что он будет смотреть на других детей и постарается вести себя так же. Подобный шаг не только не принесет пользы гиперактивному ребенку, но и помешает заниматься остальным деткам.

Исключением могут быть подвижные игры, где каждый дошкольник в определенной мере становится более активным. Однако и они должны проходить под внимательным присмотром взрослого.

Перечислим, какие подойдут подвижные игры для гиперактивных детей дошкольного возраста:

  • Соревновательные игры
  • Выполнение действий по команде
  • Игры, способствующие успокоению

Соревновательные игры полезны тем, что они чередуют периоды участия и наблюдения. Ребенок то выступает участником, то должен ждать своей очереди. Такие подвижные игры учат подчиняться правилам, организуют и дисциплинируют.

Примером «игры по команде» является всем знакомая игра «Гуси-гуси», в которой все участники пребывают в здоровом возбуждении в ожидании команды «Ну летите…», а потом получают возможность выплеснуть напряжение.

Успокоению детей способствует музыка. Например, можно предложить дошкольникам пошагать под музыку с перерывами. Пока играет музыка, дети шагают. Как только музыка прекращается взрослый произносит какую-либо команду, требующую исполнения (присесть, поднять руку и пр.). Игру можно проводить до тех пор, пока дети способны проявлять внимание и слушать.

Включая гиперактивных дошкольников в различные игры, очень важно замечать даже малейшие их достижения. Смог сосредоточиться и с первого раза понять инструкцию – похвалите; сумел удержаться на месте, хотя порывался вскочить, – отметьте как достижение. Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на любого человека, не зависимо от возраста. А тем более на ребенка, у которого словно пружинка накручена внутри. Не жалейте дарить детям положительные эмоции, даже если он будут авансом.

Ссылка на основную публикацию