Что может делать ребенок по дому и как должен помогать в домашних делах

Приобщать ребенка к домашним делам необходимо с дошкольного возраста. Только в этом случае полученные трудовые навыки перейдут в хорошую привычку. Кроме того, труд – это время для совместного взаимодействия с малышом. Ему не нужно будет ждать, когда мамочка переделает все домашние дела и, вероятно, сможет уделить ему время. Возможно совместить эти процессы во времени и пространстве. Для этого необходимо владеть информацией о том, что должны делать дети по дому и как их этому учить.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Гиперопека со стороны родителей лишает малыша возможности оказать посильную помощь взрослым. Эта позиция в корне не верна. Если ребенок помогает по дому, значит он будет теснее взаимодействовать со взрослыми, быстрее освоит навыки самообслуживания, будет более уверен в своих действиях.

Приобщение ребенка к домашним делам

Отвечая за свой участок деятельности, дошкольник станет более ответственным, у него выработаются положительные привычки.

Помощь семье и окружающим людям станет для него не тяжелой обязанностью, а необходимой потребностью, что очень важно для личностного развития и для дальнейшего построения его положительных взаимоотношений в социуме.

Что посильно дошкольнику в домашних делах

Обязанности детей по дому должны соответствовать их возрасту. Возможности трехлетнего малыша отличаются от того, что должен уметь ребенок 6-7 лет.

На первых этапах дошкольник только оказывает помощь взрослому, выполняя работу вместе с ним или рядом с ним. Впоследствии, имея определенные навыки, он может иметь конкретные обязанности по дому. Задача мамы и папы поддерживать и подбадривать ребенка, а также контролировать выполнение и качество.

Приобщение 3-летних малышей

Приобщение трехлетних дошколят к оказанию посильной помощи начинается с естественных потребностей поддерживать порядок в доме. Если взрослые будут обращать внимание ребенка на чистоту и аккуратность вокруг, он будет с удовольствием выполнять поручения в наведении порядка, посильные его возрасту. Например:

  • убрать свою тарелку, ложку и чашку после принятия пищи;
  • сложить свои игрушки в коробку;
  • убрать книги, карандаши, бумагу в специальное место;
  • вместе с мамой полить комнатные цветы;
  • покормить домашнее животное;
  • раздеваясь, аккуратно сложить свои вещи на стульчик.

Включение малыша в выполнение таких обязанностей очень своевременно. В 3 года развитие личности ребенка переходит на новый этап, когда он начинает себя осознавать как «Я действующий». Посильный труд – самый подходящий способ принять участие в полезной деятельности и увидеть собственные достижения.

Первые обязанности в 4-5 лет

В 4-5 лет ярко выражается стремление детей жить такой же жизнью, как и взрослые. Дошкольник уже не только хочет поучаствовать в действии, а стремится достигнуть похвального результата. Не просто сложил вещи, а «сложил аккуратно», не просто вымыл тарелку, а «вымыл чисто» и пр.

Соответственно, перечень обязанностей, с которыми может справиться ребенок, расширяется. Дошкольник может помочь:

  • сервировать стол под присмотром взрослого;
  • счищать остатки пищи с грязной посуды и загружать ее в посудомоечную машину;
  • вытирать пыль;
  • убирать за собой игрушки и материал для самостоятельных занятий;
  • поливать цветы и растения на огороде;
  • участвовать в украшении комнаты к празднику;
  • развешивать свои вещи после стирки на сушилке;
  • выполнять посильные одноразовые поручения с понятной задачей (принести, сложить, рассортировать по коробкам и пр.).

Взрослым важно знать, что до 5 лет ребенок воспринимает различное участие в делах не как трудовую деятельность, а как некую игру, но особенную. Соответственно, отказ от выполнения поручения говорит не о том, что у ребенка как-то неверно формируется ответственное отношение. Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию.

Что может делать ребенок по дому в 6 лет

Дошкольник в 6 лет разделяет труд и игру. Он знает, что, потрудившись, принесет пользу, может оказать значительную помощь своим родителям. У него уже могут быть постоянные ежедневные обязанности:

  • помогать маме с уборкой;
  • убирать свою одежду в шкаф;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать развешивать выстиранное белье;
  • накрывать самостоятельно на стол для себя и всех членов семьи;
  • помогать ухаживать за младшим братом или сестренкой;
  • выгуливать домашних животных;
  • нести покупки из магазина (в соответствии с весом).

Что должен делать дошкольник в 7 лет

В этом возрасте помощь родителям по дому довольно обширна. Во-первых, ребенок уже достаточно хорошо владеет навыками самообслуживания; во-вторых, знает, что такое помощь взрослым и ответственен за определенные обязанности по дому. В перечень того, что может и должен делать ребенок 7-ми лет по дому, входит:

  • Содержать в чистоте и порядке свою комнату или уголок.
  • Делать простые покупки (хлеб, молоко).
  • Готовить простые блюда (омлет, кашу из фасованных пакетов).
  • Нарезать овощи для борща или салатов.
  • Убрать со стола и помочь помыть посуду.
  • Вытереть посуду.
  • Вынести мусор.
  • Следить за порядком в одежде. Убирать свою разбросанную одежду в шкаф.
  • Ухаживать за домашним питомцем.
  • Выполнять необходимые поручения при подготовке к приему гостей.
  • Помогать на даче или огороде (полив растений, сбор урожая).
  • Собирать свой рюкзачок в детский сад или на занятия развивающей студии.

Продуктивный подход – распределение обязанностей в семье. Например, ребенок убирает посуду со стола, мама моет посуду, а папа ее вытирает. Еще один вариант: во время уборки дома у дошкольника конкретная обязанность – вытирать пыль и пылесосить.

Ребенок помогает по дому

Как приучить ребенка выполнять обязанности по дому

Чтобы приучить дошкольника помогать, родителям необходимо набраться терпения и придерживаться следующих правил:

  1. Не отказывайтесь от помощи малыша, даже если потом придется корректировать результаты его труда.
  2. Учитывайте возраст помощника, привлекая его к трудовым действиям.
  3. Если возраст крохи невелик, заинтересуйте его.
  4. Покажите, где находятся инструменты для работы, и как надо правильно выполнять порученное дело.
  5. Именно родители оказывают поддержку, поэтому каждое новое поручение сначала выполните вместе, а потом предоставьте дошкольнику самостоятельность.
  6. Похвала – это необходимость. Таким образом ребенок увидит результаты и важность своей деятельности.
  7. Не ждите, что результат будет идеальным. Маленький помощник только получает навыки трудовой деятельности.
  8. Демонстрируйте положительную модель поведения. Только если вы сами трудолюбивы, аккуратны, любите порядок и чистоту, эти качества появятся и у малыша.

Что делать, если ребенок отказывается помогать

Иногда ребенок отказывается помогать родителям, не считает нужным выполнять поручения. В этом случае необходимо мотивировать ребенка, используя игровые приемы.

Например, вы вместе накрываете на стол. Задавайте вопросы: Сколько человек надо накормить? Сколько подготовить тарелок? Каких? Почему нужны именно такие тарелки? Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку? Сколько ложек? Что нужно делать сначала, а что потом? Где не будет мешать ваза с цветами?…

Ваш дошкольник при такой организации трудится и повторяет счет, соотносит количество предметов и человек, осознает свойства предметов, учится правильно их использовать, логически мыслит, рассуждает.

Можно использовать игровой сюжет. Например, космонавт Миша поливает цветы на планете Марс. Для пущей убедительности найдите подходящий головной убор для «космонавта».

Систематически родителям на личном примере, примере сказочных и мультипликационных персонажей необходимо показывать важность трудовой деятельности лично для ребенка и окружающих его близких.

Привлекать детей дошкольного возраста к домашнему труду нужно и полезно. Очень важно, что, выполняя посильные обязанности, ребенок становится субъектом деятельности и видит, как от его усилий может преобразовываться окружающее пространство.

Однако родителям следует относиться с пристальным вниманием не только к тому, чему обучать своих детей в быту. Необходимо с такой же ответственностью выбирать подарки к праздникам, чтобы они соответствовали критериям и полезности, и желанности для для ребенка.

Ссылка на основную публикацию