Особенности поведения дошкольников в детском саду

Поведение детей в детском саду часто вызывает неоднозначные эмоции у педагогов и родителей воспитанников. В детском коллективе есть свои лидеры, свои принятые и свои отверженные. В соответствии с этой позицией выстраивается линия поведения ребенка. Поэтому в детском коллективе неизбежны как дружеские привязанности, так и конфликты. Взрослым необходимо научить дошкольников конструктивно вести себя при возникновении споров и неожиданных противостояний. Для этого важно знать причины возможных недоразумений.

Наблюдаемые варианты поведения детей в детском саду

Дошкольная группа – это коллектив, который по своему составу идентичен взрослому.

Общение в детском саду

Оказавшись в детском саду, дошкольники с высоким уровнем общительности и социализации ведут себя в привычном им стиле, а домашние несмелые дети скованы и тревожны. По мере адаптации в ДОУ ребенок в той или иной степени заимствует новые формы поведения, наблюдаемые в коллективе сверстников.

Если попытаться охарактеризовать типы детей, которые отличаются определенным поведением, то выделятся следующие группы:

iQsha RU
  • Есть дети, готовые охватить своей любовью всех вокруг, помочь, пожалеть, посочувствовать.
  • Немало эгоцентричных малышей, жаждущих всеобщего признания и считающих, что они все делают лучше других.
  • Есть дошкольники «закрытые», предпочитающие коллективным играм индивидуальные.
  • Обязательно в группе находятся общительные дети, для которых взаимодействие со взрослыми и сверстниками необходимо, как кислород.
  • Присутствуют малыши с проблемным поведением, готовые к провокациям, к агрессии и не только вербальной.
  • Есть «озорники», которые любят пошалить, но при этом делают это так весело и безвредно, что вызывают только улыбку.

Дошкольное учреждение значительно отличается от домашней обстановки. Обязательно вычленяются правила, которыми необходимо руководствоваться в своем поведении. Ребенка окружают сверстники, и общение детей происходит длительное время. Все это новые условия для ребенка, которые непременно влияют на его поведение.

Конфликты между дошкольниками в доу

Конфликты дошкольников в детском саду – это обычная ситуация. В коллектив объединены разные дети со своими привычками, требованиями, желаниями, из разных социальных кругов и при этом без особого опыта общения. Это поле для возникновения конфликтных ситуаций.

Чаще всего причина конфликта в детском саду – желание участников играть с одной и той же игрушкой.

Ситуация очень знакома и для родителей, и для педагогов. Но распространены и другие причины возникновения конфликтов. Например, небольшая группа детей вовлечена в игру и не хочет принимать нового участника. Или при подготовке театрализации одну и ту же роль хотят исполнять несколько дошколят. Иногда дети не могут договориться о сюжете предстоящей игры («Во что играть»).

Особая тема конфликта: «Я пойду первым», когда при построении в колонну или в пары при передвижении по детскому саду или его территории возникает несколько желающих идти первыми. Причины возникновения данной проблемной ситуации зависят от возраста дошкольников.

Конфликтные ситуации в младшей и средней группах

Дети младшего возраста еще только учатся играть вместе. В их маленьком опыте есть пока навык «играть рядом» и то кратковременно. А в детском саду они длительное время находятся в окружении сверстников, где принято действовать вместе.

В младшем возрасте причиной ссор являются:

  • игрушка, которую не могут поделить малыши;
  • разрушенная башенка или другая конструкция из кубиков;
  • одинаковые предметы гардероба (например, одинаковые носочки), которые детям легко перепутать, и каждый считает их своими.
  • «борьба» за внимание педагога и другие.

В 4 – 5 лет дошкольники уже чаще всего хорошо владеют речью. Общение детей в детском саду начинает занимать приоритетную позицию. Ссоры часто разгораются при организации сюжетно-ролевой игры – сюжет, правила игры, количество участников, персонажи.

Иногда причиной конфликта может быть соперничество за право выполнить поручение педагога. К примеру, назначается дежурный, а желающий помочь начинает провоцировать конфликт: «Я буду! Ты уже много раз дежурил (-а)!».

Проблемы в общении старших дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста лучше налаживают совместную игру, но еще не умеют регулировать свою эмоциональную сферу, поэтому у них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Ребенок в детском саду

Они озвучивают свою точку зрения, желания, не прислушиваясь к другим. Дошкольники в своем большинстве импульсивны и впечатлительны. Они бурно спорят, проявляют зависть и соперничество. Это может стать причиной того, что ребенок не хочет идти в сад.

Старшие дети ссорятся не потому, что не хотят играть вместе, а по причине своих разных представлений, как именно нужно играть и выполнять роли. Не все конфликты при этом преодолеваются, что приводит к разрушению игры.

Причиной конфликта может стать желание быть ведущим, победителем, главным персонажем в сказке и т.д. Иногда ссора происходит из-за дружеских предпочтений. Например, «Я хочу играть (танцевать, дежурить) только с ним (с ней)».

Причины плохого поведения ребенка в детском саду

Некоторые дети отличаются заметно высокой конфликтностью и довольно часто ссорятся со сверстниками, задираются. В основе причин плохого поведения детей могут быть:

  1. Домашняя модель поведения без уважительного отношения друг к другу, проецируемая на коллектив группы ДОУ. Недостаточная культура общения в семье не позволила сформироваться базовым основам коммуникации.
  2. Борьба за внимание. Малыш стремится получить его любыми способами.
  3. Эгоцентризм. Ребенок всеобщий любимец в семье, и понятие «что такое хорошо, и что такое плохо» ему неведомо. Дошкольник привык, что дома ему можно все. Такая позиция в детском коллективе неизменно приводит к конфликтным ситуациям.
  4. Манипуляция. Малыш не знает других способов для получения желаемого.
  5. Дошкольник нарушает социально приемлемые формы общения, поскольку потерял веру в то, что он кому-либо ценен.

Причина, перечисленная в приведенном списке последней, отражает наиболее сложную ситуацию. Она связана с позицией «Я никому не нужен, я не любим…», которая формируется у малыша, если родители обделяют его вниманием и заботой. Это глубокая травма для ребенка, и он «мстит» родителям и всем окружающим плохим поведением. Такому ребенку нужно тепло и любовь, для того чтобы его поведение изменилось и в семье, и в детском саду.

Что способствует развитию коммуникации между дошкольниками

Способность к общению не является врожденной. Она формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Во взрослой жизни высокий уровень владения коммуникативными навыками является одним из факторов успешности. Развитию межличностных взаимоотношений дошкольника со сверстниками способствуют:

  • умение вступать в диалог и активно в нем участвовать;
  • хороший словарный запас;
  • умение слушать собеседника;
  • внимание не только к собственным, но и к чужим желаниям и чувствам;
  • дружелюбие к окружающим;
  • знание элементарных способов поведения в социуме.

Главную роль в развитии коммуникативных навыков ребенка играет семья. Младшие дошкольники слабо осознают причины поведения не только других ребят, но и свои собственные. Однако они следуют в своих действиях и словах тем примерам, к которым приучены в семье.

Старшие дошкольники уже хорошо осведомлены в нравственных нормах общения. Хотя руководствуются ими в отношениях со сверстниками не всегда и не все.

Правила поведения детей в доу

Для успешной социализации дошкольник должен знать правила поведения, которые помогут ему научиться общению со сверстниками.

  1. Пришел в детский сад, обязательно поздоровайся со всеми присутствующими.
  2. Громко не кричи. Детей в группе много, и если все будут кричать, то не услышат друг друга.
  3. Не отбирай игрушку. Попроси, если хочешь с ней поиграть.
  4. Не ломай постройки. Построй вместе или рядом.
  5. Не дерись. Если что-то не понравилось, скажи об этом.
  6. Обидели, не кричи. Объясни, что приятель не прав и должен попросить прощения.
  7. Если в одну игру хочет играть несколько детей, не спорьте, а посчитайтесь по считалке.
  8. Хочешь играть с другими, предложи друзьям поиграть вместе.
  9. На занятиях один говорит, а остальные внимательно слушают.
  10. Поиграл – убери свои игрушки.
  11. Приятель не справляется с поручением, помоги ему.
  12. Хочешь попросить о помощи, вспомни волшебное слово «пожалуйста».
  13. Помогли тебе, не забудь сказать «спасибо».
  14. Вечером не забудь попрощаться с воспитателем и детьми.

Подобные правила воспитатели напоминают детям ежедневно. Разумеется, не зачитывая списком, а озвучивая уместное правило в конкретной ситуации. Полезно изобразить правила в виде отдельных иллюстраций и разместить их в группе. Яркие картинки будут в поле зрения детей, что поможет им быстрее запомнить и принять требования поведения в детском саду.

Рекомендуем ознакомиться:

Ссылка на основную публикацию